Найти тему
Культурный Петербург

СПОРТ, ЛЮБОВЬ И ФАНТАЗИЯ

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

В отечественном прокате успешно стартовал фильм Жоры Крыжовникова «Лед-2». Он продолжает приключения экранных героев предыдущей картины «Лед» - хоккеиста Саши Горина (Саша Петров) и его возлюбленной Надежды (Аглая Тарасова). Новый постановщик эффектно подхватил эстафету истории у предыдущего режиссера Олега Трофима, сохранив для публики даже принцип музыкализации романтического сюжета.

Правда, в отличие от первой картины, каждый персонаж из перечня главных, обретает свой ударный вокальный эпизод. Крыжовников предложил иллюстрировать чувства с помощью известных российских хитов разных времен – от «Прекрасного далеко» и «Аллилуйии» из «Юноны и Авось» до композиции «Иванушек» «Жара. Июль» и «Нас не догонят» («Тату»). Поставленные на музыку известных зрителям популярных песен эти экранные номера выглядят как полноценные киноклипы, каждым из которых можно любоваться в отдельности.

И если в первом фильме о перипетиях любовно-спортивных страданий неизвестные зонги выглядели немного искусственно, то нынче Жоре Крыжовникову удалось преодолеть условность подобного союза: абсолютно житейской мелодрамы с жестким социальным контекстом и возвышенной романтической мечты дочери-подростка главных героев Нади (Виталия Корниенко). В отсутствии родной мамы, «исчезнувшей» из сюжета фильма на старте его фабулы, на это место появляется претендент…

Это та самая тренер Ирина Сергеевна Шаталина (Мария Аронова), которая в первой картине сделала все, чтобы Надя-старшая стала звездой фигурного катания. Исполнение желаний обошлось дорогой ценой, но, как мы видим в продолжении истории, герои обрели тогда свою любовь, которая и движет интригу в ленте «Лед-2». В принципе, это вторая серия дилогии о спорте, любви и семье. И потому смотреть нынешний фильм поначалу без знания сюжета предыдущего немного затруднительно, но постепенно путем различных монтажных и режиссерских приемов зрители втягиваются в житейский контекст разыгрываемого сюжета о том, как сердце маленькой девчушки разрывается между желанием стать «звездой» льда и любовью к папе, который остался в одиночестве. И при этом безумно любит родную дочь.

Возникающий конфликт интересов усугубляется фактическим крахом спортивной карьеры Саши Горина. Саша Петров удивительным образом сумел сохранить характер своего персонажа в неприкосновенности, оставив его таким же решительным и стремительным, как и прежде, правда, с некоторым изменением статуса, что справедливо переживается экс-хоккеистом как личная драма. А вот Марии Ароновой пришлось весьма нелегко с выполнением задачи некоторого смягчения образа своей «железной леди фигурного катания», но мастерство и опыт сделали свое положительное дело. Перед нами не просто тренер-звезда, а одинокая женщина, которая хочет помочь строптивому папе-одиночке в том, чтобы поднять на ноги его любимую дочку (в прямом и переносном смысле) и поставить ее… Нет, ни на путь истинный, а на тот самый лед, который может сломать и забрать человека целиком, а иногда и стать смыслом его жизни, фантазией и мечтой.

Нынче из многочисленных сюжетов в СМИ о страстях, бушующих в этом виде спорта (особенно в женском одиночном катании), публика получила достаточно информации, чтобы составить представление об ИСТИННОЙ цене побед и подоплеки иных поражений, а то и уходов со льда. Авторы нынешней ленты, судя по всему, и не ставили себе подобных разоблачительных задач. Но им удалось продемонстрировать публике то, что происходит тогда, когда человек вешает коньки на гвоздь, или отставляет хоккейную клюшку в угол.

Образная структура фильма «Лед-2» представляет самим зрителям выбор: либо воспринимать картину как зрелищную и мастерски смонтированную музыкальную мелодраму, либо, не обращая внимания на досадные житейские подробности и реалии суровой действительности, сопереживать и восхищаться яркими и энергичными эпизодами с вокально-музыкальными номерами действующих лиц, параллельно получая удовольствие от «картинок» спортивной жизни во всем ее драйве и экранной наглядности. Парадоксальным образом Жоре Крыжовникову удалось избежать того визуального противоречия, которое не давало многим до конца воспринимать «Лед» номер один как реальную историю. Нынче даже забываешь о реальном расстоянии от Иркутска до озера Байкал (а это 200 км), на льду которого время от времени и оказываются герои картины.

В том-то и заключается фокус нынешнего продолжения прежде романтической истории, что ее развязка выглядит не розовым голливудским финалом со слезами на глазах и радостным волнением в груди. А вполне соответствующим тому, что может случиться с каждым человеком, который стремится на лед и в своих фантазиях, и в своих мечтах, и в своей жизни. С точки зрения социальных реалий Саша Горин, конечно, оказался в сложной ситуации, учитывая его родительские чувства и права, но с точки зрения кинозрелища для него и его обожаемой дочки Нади все случается так, как и должно случится в фильме про девочку-фигуристку. Она прыгает свой самый трудный прыжок и….а вот как, где и в окружении кого это происходит, - пусть это останется загадкой для будущих зрителей фильма «Лед-2». Вполне может статься, что мы узнаем о продолжении их жизненных перипетий при следующем выходе на лед. Под номером три.

Сергей Н. Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru/