Часть 2.
С переводом аристотелевского корпуса на латынь в середине 13-го века спонтанное поколение угрей обрело статус абсолютной истины. Конечно, это было не то, что люди не находили это особенным. Но такой властью пользовался Аристотель, что ей был дан приоритет над всеми остальными. Например, Альбертус Магнус (ок. 1200-80) слышал от рыбаков, что угри действительно рождаются живыми далеко от моря - и, таким образом, вероятно, являются продуктом полового размножения, но при отсутствии анатомических доказательств, вместо этого он предпочел верить теории «царапанья» Плиния.
Какая гниль!
Вещи начали меняться в эпоху Возрождения. Новые текстовые практики способствовали более критическому отношению к классическим авторам; и когда авторитет Аристотеля был поставлен под сомнение, вера в спонтанное поколение начала остывать. Хотя никто еще не видел причин сомневаться в его истинной действительности, большинство не желало принимать его как единственное объяснение порождения угрей - особенно там, где это, казалось, противоречило наблюдению. Хотя французский врач Гийом Рондле (1507-66) должным образом повторил утверждение Аристотеля о том, что «угри, подобно червям, образуются в гнилостном состоянии», он интерпретировал Оппиана как означающее, что, по крайней мере, некоторые из них могут размножаться половым путем из-за «переплетения мужчин и женщин». - и сожалел о том, что не смог четко различить их. Конрад Гесснер (1516-65) придерживался аналогичного мнения. Как и Альбертус Магнус, он слышал рассказы об угрях, рождающих жизнь молодыми, и поэтому предположил, что, по крайней мере, некоторые из них должны быть живородящими; но так как он не мог ни поклясться в существовании спаривания, ни предугадать их метод совокупления, он чувствовал неохотное обязательство оставить открытой возможность того, что другие могут генерировать различными способами.
В конце 16-го века некоторые экспериментаторы, вдохновленные новым духом исследования, начали сомневаться в том, действительно ли теория самопроизвольной генерации столь же надежна, как это когда-то казалось. Их сомнения были впервые вызваны мухами. В то время как Аристотель утверждал, что мухи были получены путем гниения, Улисса Альдовранди (1522-1605) указала, что личинки, из которых они выросли, появились только на мясе, на котором ранее приземлились другие мухи, и поэтому предположили, что между два события. Что это может быть за связь, было предложено английским ученым Уильямом Харви (1578-1657). Разобрав сотни беременных оленей, Харви предположил, что, хотя в матке в первые недели беременности не было видимых зародышей, тем не менее, крошечные яйца, невидимые для человеческого глаза, должны присутствовать. Продолжая эту логику, Франческо Реди (1526-97) выдвинул гипотезу, что, когда мухи приземлились на тухлое мясо, они фактически откладывали мелкие яйца на плоть, из которых позже вылупились личинки, - и разработали эксперимент, чтобы доказать, что жизнь не возникла из гниения только плоти.
Окончательно доказано, что после изобретения микроскопа теория Реди нанесла серьезный удар по самопроизвольной генерации. Не все были убеждены, хотя. В течение многих лет английский священник по имени Джон Нидхем (1713-81) пытался доказать, что Аристотель прав, ища жизнь в вареных мясных бульонах, и отказывался слушать, даже когда Лаззаро Спаллазани (1729-99) продемонстрировал, что рост, который он наблюдал, действительно был просто результат неадекватной стерилизации. С работой Луи Пастера (1822-95) все оставшиеся сомнения были развеяны.
Угри были единственной ложкой дегтя. Хотя врач из Комаккьо доказал существование пола, идентифицировав яичники особенно крупной женской особи в начале 18-го века, неспособность найти соответствующий набор органов у мужской особи сорвала попытки освободить их от тени Аристотеля. Не было никакого способа узнать наверняка, как - или даже если - яйцеклетка женской особи была оплодотворена. Каким бы неправдоподобным это ни казалось, все же оставалась смутная вероятность того, что все угри были женскими особями и размножались бесполым путем - как какая-то слизистая дева Мэри. Даже граф де Буффон (1707-88), самый образованный натуралист своего времени, признавался в тупике. Хотя он иронично высмеивал фантазии, которыми торгуют древние, он не мог объяснить, как они размножались. Как он признался, это было неприятно. До тех пор, пока репродуктивные привычки угрей остаются неизвестными, основы современной биологии будут неустойчивыми - и гордые претензии на научный метод будут подвергаться сомнению.
Фрейду повезло
Зигмунд Фрейд, 1891 © Bridgeman Images.Ton до поездки Фрейда в Триест был разгадана тайна, хотя и не случайно, а суд. Хотя он был недоволен своими первоначальными данными и должен был вернуться, чтобы проверить свои результаты позже в этом году, он случайно наткнулся на пару бороздчатых органов, спрятанных в брюшной полости, которые он назвал наиболее востребованными яичками мужчина. Теперь, когда два пола четко различаются, были обнаружены явные доказательства полового размножения; и спустя более 2000 лет теория спонтанного рождения Аристотеля, наконец, может быть положена на нет.
То, что это заняло так много времени, вряд ли удивительно. По крайней мере, с пятого века до нашей эры было известно, что угри исчезали из европейских вод на длительные периоды времени; но только недавно было обнаружено, что мужчины развивают свои половые органы только после того, как отправляются в путешествие по Саргассову морю, и что они не будут появляться где-то еще. Никто не нашел их гонад раньше, потому что, если они не были пойманы в Саргассовом море или произошло какое-то странное несчастье, гонад найти не удалось. Фрейду просто повезло.
Единственный настоящий сюрприз - насколько неуверенный Фрейд был в своем открытии. Позже он избегал упоминания об этом - даже зашел так далеко, что исключил свой отчет из списков своих публикаций. Возможно, он сделал это просто из-за отвращения к проведенным им расчленениям. Но другое, более интригующее объяснение, на которое намекнул его друг Эрнест Джонс, заключается в том, что его разочарование в связи с тем, что он не может найти яички угря, могло вызвать одну из сексуальных тревог, которые впоследствии стали центральными для его психоаналитических теорий. Если так, то угрям и их неуловимым гонадам есть за что ответить.