Герои моего романа, Гений с дочерью и женой, находились сейчас в глубине океана. Здесь, на 3-5 км, расположены интересные, небольшие вулканы. Их называют «чёрными курильщиками». Задача Гения была простая. Доставить сюда, из свалочных миров, оранжевых микробов – экстремистов. Им нужен именно такой, горячий мир, насыщенный тяжелыми металлами, сероводородом и другими ядовитыми веществами.
«Чёрных курильщиков» открыли недавно, 50 лет назад. Возле Галапагосских островов на глубине от двух до четырех тысяч метров были обнаружены разломы. И на дне были обнаружены маленькие вулканы, высотой до 50метров - гидротермы. Эти вулканы назвали «черными курильщиками».
Чёрные курильщики - это, фактически, выходы промышленных руд. Интенсивность наращивания «курящихся» рудных залежей составляет от 200 до 800 тонн за год, а максимально возможный размер запасов руды, созданных таким образом, может достигать восьми миллионов тонн.
Это оазисы новой жизни, райские сады в глубинах океанов. Вода проникает, по трещинам, в океаническую литосферу и там разогревается за счёт вулканического тепла до 300–400 градусов. По пути в ней растворилось много сероводорода, сульфидов и оксидов металлов, твёрдые частицы которых, выпадая при охлаждении воды, придают ей черную окраску. Поэтому вырывающиеся из литосферы, под давлением, струи воды напоминают клубы чёрного дыма, за что они и получили своё название. Постепенно в процессе охлаждения твёрдые частицы оседают и формируют вокруг водяных фонтанов конические трубы.
- В самой верхней части дымохода курильщика температура равна примерно 350–200 градусов, - говорит Гений. Это данные моих помощников.
- Какая красота! И не холодно! – воскликнул Конрад, начальник Экстремистов. На свалках мы страдали от низких температур, а скоро у нас будет райская, тёплая жизнь, да ещё в кругу друзей. Ура! Перед нами открылся пейзаж, напоминающий огромную фабрику на дне океана, из многочисленных труб которой валил чёрный дым.
Мы простились с Конрадом, договорились о способе связи, и они струйкой исчезли в чёрном дыме труб. Они полетели в жаркие края мантии ближе к своим древним родственникам – стеголитам.
- Гений, давай детально изучим эту страну Чёрного курильщика, - просит Огнибот. Существует гипотеза, что именно вокруг таких подводных вулканах – «в мире серы и железа» – зародилась земная жизнь. Сюда не проникает солнечный свет и концентрация ядовитого сероводорода, сульфидов тяжёлых металлов, углекислый газ превышает обычную концентрацию в морских водах в сотни миллионов раз. Для наземных организмов и тех, что живут в океане в поверхностном слое, это было бы смертельно. А животные курильщиков спокойно выживают в такой среде. Добавим к этому высокие температуры и сверхвысокие давления, царящие на глубине океана. Это среда обитания необычных биологических сообществ, обеспечивающих формирование независимых экосистем. Таким образом, к ним приурочены самые глубокие части биосферы, достигающие глубины 2500 метров и более.
- Здесь другая основа жизни, - продолжает он. Как и везде, основой жизни в курильщиках являются не обычные бактерии. Они поглощают из воды соединения серы и перерабатывают их химическим путём. Эти химические реакции идут с выделением энергии подобно тому, как при горении топлива выделяется тепло. Дальше с помощью этой энергии бактерии синтезируют из углекислого газа и воды питательные органические вещества, подобно тому, как это делают растения в наземных сообществах.
- Мы же знаем, - объясняет Огнибот, что растения используют для этого не химическую энергию, а лучистую энергию солнца. Процесс образования питательных органических веществ в зелёных частях растений из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии называется фотосинтезом.
- В отличие от этого, - говорил Огнибот, - способ синтеза питательных органических веществ бактериями за счёт энергии химических реакций получил название хемосинтез.
Эти питательные вещества в первую очередь поддерживают жизнь самих бактерий. Затем бактериями питаются другие, более крупные и высокоорганизованные члены сообщества.
- Вот и получается, - завершает разговор Огнибот, что главными действующими лицами, за счёт которых поддерживается жизнь в чёрных курильщиках, являются именно крохотные бактерии-труженики. Вокруг черных курильщиков обитает около 500 видов организмов – причем не только одноклеточных: черви, креветки, крабы, и для 80 % из них нет аналогов на поверхности океана. Но первым звеном – как и везде – являются бактерии.
- Согласен, нужно осмотреть этот мир - ответил Гений.
Мы стали спускаться вглубь этой страны, стараясь держаться ближе к дымящимся трубам. Стена трубы вблизи была наклонной, с многочисленными неровностями, пещерами и горизонтальными пиками небольших гор, конечно в нашем Нано представлении. Из пещер тянуло дымом, как из старой печной трубы, пролетали одиночные искры и даже редкие языки пламени, сильно пахло серой. Было тепло, иногда даже жарко.
— Это тепло мантии земли, - уточняет Огнибот. Гидротермы вносят определенный вклад в тепловой баланс Земли. Под срединными хребтами мантия подходит наиболее близко к поверхности. Морская вода по трещинам проникает в океаническую кору на значительную глубину, вследствие теплопроводности нагревается мантийным теплом и концентрируется в магматических камерах. Далее внутреннее давление перегретой воды в камерах приводит к выбросу высокоминерализованных струй из источников на дне. Их суммарный вклад в тепловой баланс Земли составляет около 20 % от всего выделяемого геотермального тепла.
- Какая неземная красота! – воскликнула Скума. Действительно, поверхность стен искрилась первородными металлами, которые ещё не подвергались воздействию агрессивного кислорода. Блестело золото и серебро, драгоценные камни завораживали. И всё это было гигантских размеров.
- Можно сказать, что это неземная красота, но это не так, - возразил Гений. Это фантастические картины нашей реальной жизни.
Пониже, где стенки трубы имеют толщину 4–6 см, а температура равна 100–120 градусам, появились Баки. Их становилось всё больше и больше. Вскоре сплетения миллиардов бактериальных клеток образовывали пышный, шевелящийся ковёр, который уходил во все стороны, а толщиной был в несколько сантиметров. Мы с трудом пролезали между толстыми, ленивыми Баками, жадно поглощающих атомы серы. Очень похожа была эта картина на стада наших земных коров. Но среди толстых Баков часто встречались худые и длинные, палочковидные Баки, которые активно передвигались, застывая в определённых точках. Зачем они здесь, ни молока, ни мяса.
Надо в этом разобраться.
Стоп! Остановка.
Вы прочитали фрагмент моей книги «Генсовет человечества» серии «Наномир человека»
Пока есть время, подпишитесь, пожалуйста, на мой канал!
С уважением!
Доктор ВаГер