В сегодняшнем выпуске «Находок У&З»: как страсть к дуэлям косила средний класс в XIX веке, из-за какой детали на картине художник мог сбежать из страны и Агостино Тасси — подлец (детали ниже).
«Дуэль после маскарада», Жан-Леон Жером, 1857 год
Гуляли, веселились, повздорили — и вот чем кончилось. Жан-Леон Жером написал картину под впечатлением от одного смертельного поединка в Булонском лесу, свидетелем которого он был. В эпоху Второй французской империи (1852-1870) мода на дуэли просто косила средний класс в этом государстве. Сам Жером в 1861 году тоже был вызван (а отказаться нельзя — вопрос чести) и получил ранение в правую руку.
Кто хоть раз слышал от пьяного бугая в ночном баре «пойдём, выйдем» — поймёт мой интерес к этому полотну.
Что зацепило: оригинал картины находится в музее Конде во Франции. А это доработанная авторская копия из петербургского Эрмитажа, которую Жерому заказал граф Григорий Кушелев-Безбородко. Графу не нравилось, что в оригинале непонятно — кто из персонажей в правом углу картины, Арлекин или Индеец, убил Пьеро. Те беседовали, повернувшись друг к другу.
На копии Жером повернул голову Индейца так, чтобы тот смотрел в одну точку перед собой. Убийца — Индеец.
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Артемизия Джентилески, 1612 год
Артемизия Джентилески, вообще-то — успешная художница, караваджистка, член Академии живописного искусства во Флоренции. Но также она известна благодаря своим личным бедам. В 1611 году художник Агостино Тасси, учивший Артемизию живописи, то ли изнасиловал её, то ли принудительно склонил к сексу, обещая жениться. Считается, что Олоферна на этой картине 1612 года Джентилески написала с Тасси.
Отец Артемизии тогда затеял унизительный (для неё) судебный процесс; Агостино приговорили к изгнанию из Рима, но приговор не исполнили. Не такой расплаты для него желала художница (см. картину).
Впрочем, картина за неё и отомстила. В последние 70 лет Джентилески стала знаменем движения женщин против сексуального насилия. Про её историю написаны две пьесы и два романа, снят художественный фильм «Артемизия». Прошло уже четыре века, а мы с вами твёрдо знаем:
Агостино Тасси — подлец.
«Портрет мадам Икс», Джон Сарджент, 1884 год
Скандалы в соцсетях? Такие были и до появления интернета. Молодой художник Джон Сарджент, переехавший во Францию из США, очень рассчитывал на успех своей картины «Портрет мадам ***» на Парижском салоне 1884 года. Но получил вал хейта в прессе и отзывах.
Подчёркнутая бледность кожи модели, светской красавицы Вирджинии Готро — сравните с цветом её ушей — якобы намекала на неумеренное использование косметики! А главное, правая бретелька платья была спущена с плеча! Всё это сообщало зрителю о, скажем так, лёгком нраве портретируемой!
Сарджент всё отрицал. Сарджент быстро переписал бретельку, «вернув» её на плечо («отредактировал пост») и зачем-то переименовал картину в «Портрет мадам Икс». Но скандал это не остановило.
Художник сбежал обратно в США вместе со спорной работой.
Тоже интересно: почему на картине Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» мать (Анна) и дочь (Мария) изображены примерно в одном возрасте.
Канал «Увидел & Зацепило» находит для вас в музеях мира самое яркое и познавательное. И объясняет (коротко), чем цепляют воображение эти предметы. Следите за новыми выпусками.