Найти в Дзене
Морская коллекция

Линейные корабли.На страже Ленинграда."Марат".

В наследство от царской России молодой Советской республике досталось 4 дредноута типа "Гангут",построенных для Балтийского флота. Только состояние их оставляло желать лучшего. Отстояв всю первую мировую войну на базах,линкоры зато по полной программе пережили революционный угар и ужас Ледового похода.

Не сделав ни одного выстрела по противнику в мировой войне, во время гражданской войны линкор "Петропавловск" вдоволь настрелялся по всем сторонам гражданской войны.

В 1921 году третий в серии балтийских дредноутов, "Петропавловск",получил новое,революционное имя- "Марат".

Жан-Поль Мара́т ( Jean-Paul Marat; 24 мая 1743, Будри, Невшательское княжество (ныне — кантон Невшатель) — 13 июля 1793, Париж) — политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789 года.

Минимальную боеспособность из балтийских линкоров сохранил только -"Марат",лишь он смог в 1923 году самостоятельно выйти в море.В конце 1924 года в строй вернулся "Парижская коммуна"(бывший "Севастополь"),а летом 1925 года начали восстанавливать "Гангут",ставший "Октябрьской революцией".

Однако все три балтийских линкора(четвертый,"Полтава",переименованный в "Михаил Фрунзе",пережил два пожара и вместо восстановления стал донором для систершипов и береговой артиллерии) устарели еще при вступлении в строй.К концу 20-х ,за неимением лучшего,командование РККФ озадачилось модернизацией старых царских линкоров. Наличие в строю флота линейных кораблей позволяло формально причислять Советскую Россию к клубу ведущих морских держав.

Линкоры типа "Гангут" имели весьма небольшой потенциал для модернизации,у них и так была значительная перегрузка,да и экономические ресурсы страны были ограничены. Направление модернизации было очевидным- переход на жидкое топливо и увеличение дальности стрельбы.При этом был выбран самый экономичный компромиссный вариант(полный потребовал бы расходов на каждый линкор в 40 миллионов рублей).

"Марат" стал первым модернизированным линкором.Вместо 25 котлов со смешанным отоплением стало 22 нефтяных, турбины крейсерского хода были демонтированы, главные турбины прошли капитальный ремонт, все котельные отделения были поделены пополам поперечными переборками. В носовой части появилась наделка с закрытым полубаком , повышающая высоту надводного борта . Фок-мачту заменили башенноподобной, на которую крепилось множество площадок и постов системы управления огнем,что потребовало придать первой дымовой трубе соответствующий излом,отводящей дым от приборов.

Весной 1931 года модернизация была завершена. 8 апреля на «Марате» подняли Военно–морской флаг,а 6 июня модернизированный линкор вошел в состав советского флота.

«Ремонт линкора «Марат» на Балтийском заводе» (картина Г. В. Горшкова)
«Ремонт линкора «Марат» на Балтийском заводе» (картина Г. В. Горшкова)

Возможности линкора значительно выросли- мощность силовой установки достигла 56 800 л.с. (вместо прежних 42 000 л.с.), а при форсировке – 61 110 л.с. Запас топлива составил 2000 тонн жидкого топлива(ранее 750 т мазута и 1700 т угля ),выросла дальность плавания до 2310 миль, скорость до 23.8 узла.Скорострельность башенных установок главного калибра МК–3–12 выросла до 3 выстрелов в минуту при углах возвышения от – 3° до +15 °, а при максимальном в 25 ° -2 выстрела в минуту(ранее это было 1,8 на всех углах).Соответственно максимальная дальность стрельбы выросла с 13 до 17 миль.На вооружение был принят легкий снаряд образца 1928 года(314 кг) с лучшей аэродинамикой .

Зенитное вооружение осталось прежним- по три 76,2-мм орудия системы Лендера на двух концевых башнях. Новых зенитных орудий еще не было.

Начальник управления вооружения ВМС РККА в справке от 16 марта 1930 года отмечал: «...находящиеся на вооружении 3" орудия образца 1915 года, конечно, неудовлетворительны, но в данный момент ни мы, ни армия ничего лучшего не имеют...Получить что-либо от своих заводов в ближайшее время надежды нет».

При модернизации линкор получил и свою авиацию-гидросамолет-разведчик типа КР-1 на крыше 3-й башни .Для запуска самолет лебедкой с электроприводом опускался на воду,после приводнения той же лебедкой поднимался обратно.

Обновили,насколько возможно и приборы- поставили новые радиоприемники, передатчики и гидроакустическую аппаратуру (шумопеленгатор), штурманское вооружение и средства внутрикорабельной связи. Водоизмещение составило 26 170 тонн,размеры 184*26,*9,3 м.

Начальник ВМС РККА Р.А.Муклевич в докладе наркому по военным и морским делам К.Е.Ворошилову признал модернизацию удачной: «Результаты следует признать весьма удачными... раньше ход был не более 23 уз, причем механики добивались этого в исключительных случаях и на очень короткое время. Теперь этот ход (23,4 уз) линкор может давать запросто. Артиллерийские переделки в башнях полностью себя оправдали. Скорострельность увеличилась почти вдвое, несомненно, что когда личный состав освоит новую технику, скорострельность будет еще выше. Новые средства центральной наводки запаздывают. Носовая наделка—новая вполне себя оправдала. Нос линкора на волнении совершенно сухой. Новые кормовые дизеля работают отлично...На линкоре полностью достигнуты все улучшения, намеченные планом. Балтфлот в лице этого линкора получил огромное усиление своей боевой мощи».

По тому же проекту были модернизированы и оставшиеся два "гангута"- «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна».

В дальнейшем устраняли недоработки и улучшали корабль в зимний период,во время вынужденного простоя из-за замерзания залива.Летом линкор занимался боевой учебой и походами,а зимой возвращался на завод.Благодаря этому,без ущерба для учебного процесса,корабль регулярно ремонтировался и модернизировался.

-3

С 1938 года началось постепенное обновление штурманского вооружения (установка нового эхолота, лага, гирокомпасов). В 1939 году было усилено бронирование крыш башен (с 76 мм до 152 мм), проведен капитальный ремонт материальной части с заменой всех 12 стволов, обновлено оборудование центральных артиллерийских постов.

В 1940 году шесть открытых 76,2-мм зенитных орудий системы Лендера (на концевых башнях) заменили на такое же количество новых 76,2-мм артустановок 34-К с 12-мм броневыми щитами.

Кроме того, на кормовых срезах разместили побортно еще две щитовые спаренные 76,2-мм артустановки 81-К, для чего пришлось снять два кормовых 120-мм орудия, в казематах которых были оборудованы погреба зенитного боезапаса. Управление огнем носовой и кормовой 76,2-мм зенитных батарей осуществлялось с помощью двух 3-м стереодальномеров и системы ПУАЗО «Планшет», установленных в 1932 году. В дальнейшем корабль получил шесть новейших по тому времени 37-мм автоматов 70-К (по три на носовом и кормовом мостиках), для выдачи целеуказания которым были установлены два 1,5-м стереодальномера, а также 13 12,7-мм пулеметов ДШК. К середине 1941 года полное водоизмещение корабля оценивалось в 26184 т, а метацентрическая высота—в 1,7 м. Экипаж включал 1286 чел.

Несмотря на постоянные работы по усовершенствованию линкора ,он в целом оставался кораблем начала века,совершенно не соответствующим требованиям современной войны.

Отсутствовали современная центральная система управления огнем,конструктивная подводная защита ,палубное бронирование было слабым для 40-х годов,корпус имел значительный износ. В конце 1940 года была начата разработка проекта модернизации с готовностью к октябрю 1941 года.

-4

-5

-6
-7

«Марат» ( до 31.03.1921 г.- "Петропавловск", c 1943 г. — «Петропавловск», с 28.11.1950 г. -"Волхов") Балтийский завод. Санкт-Петербург . Строительство начато 15 июня 1909 года. Спущен на воду 27 августа ( 9 сентября) 1911 года. Введён в эксплуатацию-7(20) декабря 1914 года. В 1941 году потоплен.С осени 1950 г.-несамоходное учебное судно. Выведен из состава флота 4 сентября 1953 года. в 1953 году разобран на металл.

Данные на 1941 год

Водоизмещение, т: нормальное 25 000 , стандартное 23 940 полное 26 186 т. Главные размерения, м: длина наибольшая / по КВЛ 184,0/181,0 , ширина наибольшая / по КВЛ 26,89/26,55 , высота борта в носу / на миделе 15,76/14,26 , осадка при водоизмещении: стандартном / полном 8,62/9,29. Метацентрическая высота, м: при стандартном водоизмещении 1,19 (в 1940 году) , при полном водоизмещении 1,70 (в 1940 году) .
Главная энергетическая установка: суммарная мощность, л.с. на полном ходу / при форсировке 56 800/61 110 л.с., 22 котла. Скорость хода полная / максимальная, уз 22,9/23,8 (в 1931 году) . Дальность плавания, миль / при скорости, уз 2310/14. Автономность по запасам провизии, сут. Экипаж, чел. 1286
БРОНИРОВАНИЕ, мм: верхний пояс 125, главный пояс 225 палубы 37,5 + 25 , башни главного калибра- стенки / крыши 203 (задняя — 305)/152 , боевые рубки- стенки / крыши 245/100
ВООРУЖЕНИЕ - 4x3 — 305 мм , МК-3-12 , 14x1 — 120 мм, 6 х 1 — 76,2 мм 34-К, 2x2 — 76,2 мм 81 -К , 6x1— 37 мм 70-К , 13x1— 12,7мм ДШК. Торпедное: подводных ТА - 4x1—450 мм

-12

В четырех трехорудийных башнях МК–3–12 размещалась артиллерия главного калибра – 12 305–мм/50 орудий . В казематах средней палубы была установлена противоминная артиллерия – 14 120 мм/50 орудий, в семи плутонгах по два орудия. Сектор обстрела орудий составлял 120–130°. Линкор был оборудован системой Гейслера , необходимой для управления стрельбой данных калибров. Зенитная артиллерия была представлена шестью открытыми 76-мм артустановками 34–К. Побортно на кормовых срезах находились 2 спаренные 76–мм артустановки 81–К. На кормовом и носовом бортиках линкора имелись шесть 37–мм автоматов 70–К и тринадцать 12.7–мм пулеметов ДШК. Торпедное вооружение «Марата» было представлено 4 подводными бортовыми торпедными аппаратами калибра 450 мм с боекомплектом в 12 торпед. Авиационное вооружение линкора было представлено гидросамолетом–разведчиком КР–1, который находился на крыше третьей башни. Взлет и посадка КР–1 осуществлялись с воды при помощи крана, располагавшегося в районе кормовой рубки.

-14
-15

-16
-17

Во время Ледового похода весной 1918 года линкор "Петропавловск" вместе с основными силами Балтфлота ушел от наступающих немецких войск из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт,

31 мая 1919 года линкор принял участие в первом боестолкновении. Эсминец "Азард" во время разведки наткнулся на группу британских кораблей.Отойдя под прикрытие "Петропавловска","Азард" ,преследуемый семью английскими эсминцами,подставил их под огонь 305 мм пушек линкора.Затем присоединились и 120 мм орудия "Петропавловска".Максимальное сближение противников составило 47 кабельтовых. Увы,меткости русских артиллеристов хватило лишь на то, чтобы отогнать англичан.Больше вести огонь по вражеским надводным кораблям линкорам типа"Гангут"случая не представилось.

12 июня в результате действий подпольных контрреволюционных организаций на сторону белых перешли 1-й и 2-й Кронштадтские и 105-й стрелковый полки, которые обороняли непосредственные подступы к форту «Красная Горка». Ранним утром 13 июня 1919 года группа заговорщиков подняла восстание на прифронтовых кронштадтских фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь» .Одним из предводителей был старший штурман линкора «Петропавловск» С. А. Селлинг,член организации "Великая Единая Россия". Момент для восстания был выбран весьма удачно - Северный корпус белогвардейцев и белоэстонские дивизии вышли на подступы к Луге, Ропше и Гатчине ,в Финском заливе стояла 1-я эскадра лёгких крейсеров англичан.

Захватив форт, мятежники тем же утром 13 июня 1919 года послали радиотелеграмму командующему английской эскадрой: «„Красная Горка“ в вашем распоряжении» ,по другим данным радиограмма была отправлена на финскую военную базу в Биорке с примерно тем же содержанием . Затем руководству Балтфлота был предъявлен ультиматум и по Кронштадту был открыт огонь.

В ответ на Большой рейд вышли линкоры "Андрей Первозванный" и "Петропавловск" и 16 июня открыли ураганный огонь по восставшим фортам. Всего они сделали 1146 выстрелов- 738 снарядов калибра 12 дюймов и 408 снарядов калибра 8 дюймов . К обстрелу также присоединились крейсер"Олег" и эсминцы. В итоге повстанцы покинули форты и ,расстреляв арестованных при восстании коммунистов,ушли.

Британцы узнали о мятеже поздно и начали суетиться когда форты уже вернулись под контроль РККА. Примечательно,что с форта "Серая Лошадь"повстанцы отправили захваченное сторожевое судно "Китобой" под Андреевским флагом с сообщением для британской эскадры о восстании, однако англичане захватили корабль как военный трофей, не обратив никакого внимания на Андреевский флаг. Это к вопросу об отношении "союзников" к русскому флагу в любом виде.

Селлинга ,как мятежника, расстреляли в итоге. И ,кстати,подавлением бело-эсеровского мятежа руководил И.В.Сталин.

Через два года уже сам "Петропавловск" стал базой мятежников. Самая мотивированная часть экипажа уходила на фронт,а тыловое стояние ,как всегда,расшатывало дисциплину и создавало благоприятные условия для оппозиционной пропаганды.Зачинщиками Кронштадтского восстания стали экипажи линкоров "Петропавловска" и "Севастополя".При этом сами линкоры были неподвижны,вмороженные в кронштадтский лед. Но вели активный обстрел верных Советской власти фортов и наступающих красноармейцев-«Петропавловск» истратил 394*305-мм и 940*120-мм снарядов.

Повреждение линкора Петропавловск, полученное при подавлении Кронштадского мятежа.
Повреждение линкора Петропавловск, полученное при подавлении Кронштадского мятежа.

После провала первого штурма Кронштадта,командующий Тухачевский планировал обстрел мятежных линкоров химическими снарядами,только погода помешала планам будущего маршала.Тем не менее 17 марта 1921 года 25 советских самолетов совершили налёт на штаб восставших на линкоре «Петропавловск».

-20

18 марта 1921 года руководители восстания решили взорвать линкоры (вместе с пленными, находившимися в трюмах) и прорываться в Финляндию. Приказ о закладке нескольких пудов взрывчатки под орудийные башни был отдан,но так как сами главари уже сбежали в Финляндию,выполнять его никто не стал. Часть экипажа восстановила Советскую власть на "Севастополе" ,а после начала артобстрела сдался и «Петропавловск»,с которого уже сбежали почти все мятежники.

Исаак Бродский. «К. Е. Ворошилов на линкоре „Марат“». 1929 год.
Исаак Бродский. «К. Е. Ворошилов на линкоре „Марат“». 1929 год.

31 марта 1921 года линкор «Петропавловск» был переименован в «Марат», в честь французского революционера 18 века Жана-Поля Марата.

-22
"Марат" и "Парижская коммуна", 1925 г.
"Марат" и "Парижская коммуна", 1925 г.

Первый после революции учебный поход Балтфлота-Морских сил Балтийского моря состоялся с 20 по 27 июня 1925 года .Возглавлял поход до Кильской бухты и обратно нарком по военно-морским делам Михаил Васильевич Фрунзе на линкоре "Марат". Поход прошел успешно- «… мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть. Наша походная эскадра — неплохое начало. Республика позаботится, чтобы это начало увенчалось ещё лучшим концом»(Фрунзе).

-24

-25

7 августа 1933 года во время учебных стрельб на линкоре из-за преждевременного открытия замка орудия после затяжного выстрела вспыхнул пожар во второй башне.Экстренное затопление погребов предотвратило гибель корабля,но катастрофа унесла 68 жизней, погибла вся прислуга башни. 15 октября 1933 года отремонтированная башня была введена в строй.

В 1934 году линкор посетил польский порт Гдыня.

25 июля 1935 года во время учений в Финском заливе вышедшая в учебную атаку на линкор подводная лодка Б-3 (бывшая «Рысь») из-за ошибок обоих командиров была перерублена им почти пополам и затонула с экипажем в 55 человек (поднята 2 августа 1935 года спасательным судном «Коммуна»),

-26
Линейные_корабли_Парижская_Коммуна_и_Марат_в_Кронштадте
Линейные_корабли_Парижская_Коммуна_и_Марат_в_Кронштадте

"Марату" было доверено представлять СССР на крупнейшем международном военно-морском мероприятии того времени- параде по случаю коронации британского короля Георга VI на спитхедском рейде 20 мая 1937 года.Линкор под командованием капитана 1 ранга В.И.Иванова показал себя весьма достойно,а на обратном пути посетил Мемель, Либаву и Таллин.

-29
Линейный корабль Марат в Гдыне
Линейный корабль Марат в Гдыне
-31

-32

"Марат" стал испытательным полигоном для первой в мире системы размагничивания(защиты от морских магнитных мин)крупных бронированных кораблей ,разработанной в ЛФТИ. Испытания прошли в октябре 1938 года.

-33

-34
-35

Оба балтийских линкора приняли участие в советско-финской войне,обстреляв финские береговые батареи на острове Бьёрке у Выборга в декабре 1939 года .

"Марат" участвовал в Великой Отечественной в основном своим главным калибром и зенитной артиллерией.Уже в 4 часа 22 июня на корабле сыграли боевую тревогу,а 23-го зенитчики корабля первыми среди балтийцев приземлили первые два немецких самолета.

«Залп «Марата» (картина Георгия Нисского)
«Залп «Марата» (картина Георгия Нисского)

С 4 сентября 1941 года орудия ленинградских линкоров стали доставать до передовых немецких частей. 305 мм снаряды "Марата" сильно досаждали наступающим. Линкор начала обстреливать тяжелая полевая артиллерия,но 24 попадания снарядов , полученные до 16 сентября, серьезных повреждений бронированному кораблю не нанесли.

-38

16 сентября 1941 года немцы провели первую грандиозную операцию по выводу "Марата" из строя. Одновременно по нему работали 4 тяжелые полевые батареи и 27 пикирующих бомбардировщиков.ПВО корабля записало на свой счет три "юнкерса",а комендоры вели активную контрбатарейную борьбу с немецкими орудиями.Линкор получил три попадания 500 кг бомбами, вышло из строя одно из 120–мм орудий, при этом было ранено 30 человек, погибло 15. Из-за полученных повреждений "Марату" пришлось ночью уйти на ремонт.

«Кронштадт 23 сентября 1941 года» (картина Л. Байкова)
«Кронштадт 23 сентября 1941 года» (картина Л. Байкова)

23 сентября фашисты провели следующую спецоперацию по устранению "Марата".Массовый,более 70 самолетов, налет провели немецкие пикировщики. Знаменитый нацистский ас Ганс-Ульрих Рудель ,после неудачного применения 16 сентября 500 кг бомб,был снабжен 1000 кг бомбой со специальным взрывателем с замедлением детонации . В итоге две бомбы практически одновременно разорвались в носовой и в кормовой части. В носовой части 1000-килограмовка Руделя ,пробив палубу,поразила артпогреб , произошла детонация боезапаса первой башни( полузаряды главного калибра) ,башня ,поднявшись в воздух,упала в проломленную палубу,носовая надстройка ,вместе с рубкой,дымовой трубой,всеми постами и зенитками завалилась на правый борт, рухнув в воду. Треть корпуса линкора была уничтожена взрывом.

-40
Продольный разрез линкора «Марат» до и после повреждений, полученных 23 сентября 1941 года. Стрелками показаны места попаданий авиабомб. Журнал «Гангут», №30 (2002)
Продольный разрез линкора «Марат» до и после повреждений, полученных 23 сентября 1941 года. Стрелками показаны места попаданий авиабомб. Журнал «Гангут», №30 (2002)

Погибли командир корабля капитан 2 ранга П. К. Иванов, старший помощник капитан 2 ранга В. С. Чуфистов и ещё 324 человека. Корабль, приняв 10 000 тонн воды ,лег на грунт у стенки на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя .Корабль был бы полностью потоплен,если бы не малая глубина гавани.

Командование линкором принял капитан 3 ранга Л. Е. Родичев , рабочим Кронштадтского ремонтного завода и остаткам команды,удалось частично восстановить артиллерию "Марата". Контрзатоплением выровняли корабль,организовали подачу электричества .31 октября 1941 года открыли огонь по врагу башни № 4 и № 3 , а 9 ноября 1942 смогла стрелять и башня № 2. Для усиления защиты на палубу настелили гранитные плиты с набережной.

-43

Работала и часть зенитных установок. В такой конфигурации,как плавучая несамоходная батарея из девяти 305 мм орудий ,корабль использовался до самого конца блокады,пока его орудия доставали до немецких позиций. 10 сохранившихся 120–мм орудий с линкора сняли и отправили на сухопутный фронт, 2 76–мм артустановки 81–К были переданы на лидер «Ленинград» и линкор «Октябрьская революция». К началу 1944 года на корабле помимо девяти орудий главного калибра стояло три 76-мм зенитных орудия (на крыше четвёртой башни), четыре 45-мм зенитных орудия, пять 37-мм автоматов и восемь крупнокалиберных пулемётов ДШК. За ноябрь-декабрь 1941 года "Марат" провел около ста стрельб главного калибра, выпустил по врагу 407 снарядов главного калибра.

"Воскрешение" линкора заставило немцев вновь обстреливать его полевой и осадной артиллерией 150-210 мм. 12 декабря два снаряда пробив палубу,разорвались внутри корпуса.В конце декабря по кораблю начала работать и 280 мм железнодорожная батарея.Именно против прилетающих с дальней дистанции "чемоданов" пригодились уложенные на палубу гранитные плиты петербургской облицовки.Благодаря им несколько попаданий тяжелых снарядов не смогли сильно повредить корабль.

Когда прорывали блокаду,17 января 1944 года по немцам за один день линкором было отстреляно 17 тонн боеприпасов.

31 мая 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя «Петропавловск»,хотя ,естественно ,это был уже не линкор и формальное сохранение в списках флота было продиктовано только идеологическими причинами.

За годы войны корабль провёл 264 боевые стрельбы и выпустил по противнику 1971 305-мм снаряд, из них 1329 фугасных и 42 шрапнельных (в основном по самолётам). После своего потопления «Марат» выпустил около 930 снарядов.

Денис Базуев Марат
Денис Базуев Марат
-46

Командование флота до последнего пыталось восстановить линкор. По его заказу ЦКБ-17 в 1945 году разработало проект восстановления и модернизации "Петропавловска".Утраченный нос корабля планировалось позаимствовать у штатного донора -линкора "Михаила Фрунзе".К трем сохранившимся башням главного калибра предполагалось добавить новую среднюю артиллерию из 8 спаренных 130-миллиметровых орудий и 6 спаренных 85-миллиметровых орудий и усилить ПВО в соответствии с текущими требованиями.

Но приемлемой скорости от корабля добиться было нереально,а объем работ был огромным.Кроме того,командование надеялось получить по репарациям современный итальянский линкор типа "Литторио".

28 ноября 1950 года «Петропавловск» был переклассифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов», 22 сентября следующего года переведён в класс несамоходных учебных кораблей. По состоянию на 1951 год вооружение «Волхова», помимо девяти орудий главного калибра, состояло из трёх 76-мм зенитных орудий 34-К, шести 37-мм автоматов 70-Ки и шести 12,7-мм зенитных пулемётов. Экипаж насчитывал 351 человека, в том числе 25 офицеров, 96 мичманов и главстаршин.

4.09.1953 г. исключен из списков ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации,в 1953 году — разобран на металл.

-47

«Героям погибшим на линкоре „Марат“ в годы Великой Отечественной войны и корабелам Балтийского завода, погибшим на линкоре „Марат“ 23 сентября 1941 года» на городском русском кладбище в Кронштадте возведен мемориал со списком имен погибших.

"Марат" был запечатлен на советских почтовых марках и был крайне популярен среди художников-маринистов.На "Марате" проходил службу краснофлотец Иван Казей,отец пионера-героя Марата Казея,получившего имя в честь корабля.

На "Марате" " воевал" и знаменитый Дядя Степа,самый известный милиционер СССР- "Про войну и про бомбёжку, Про большой линкор «Марат», Как я ранен был немножко, Защищая Ленинград."

Линкор "Марат" полностью подтвердил истинность высказывания прусского короля Фридриха II после битвы при Цорндорфе- «Русского солдата мало убить — его надо ещё и повалить на землю!». Даже почти потопленный,обездвиженный изуродованный корабль громил фашистов своими 305 мм снарядами до тех пор,пока они оставались в пределах досягаемости.

Подвиг же рабочих Кронштадта и моряков советского линкора,восстановивших частичную боеспособность корабля в страшную голодную и холодную зиму 1941/1942 годов вообще невозможно оценить словами....

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.