Найти в Дзене
Морская коллекция

Лидеры эсминцев. Черноморский Перл-Харбор."Ташкент".

1 июля 1942 года израненный,но оперативно подлатанный "голубой крейсер",краса и гордость Черноморского флота СССР,принимал на борту маршала Буденного. Героическому экипажу было обещано гвардейское звание. А через сутки лидеру эсминцев "Ташкент",творению итальянских корабелов,предстоял переход в Поти,для капитального ремонта.

Новороссийск в 1942 году на время стал главной базой Черноморского флота,после потери Одессы и блокады Севастополя как основных баз.Бухта Новороссийска -одна из самых удобных на черноморском побережье.Большая ,защищенная от волнения молами,с двумя фарватерами.25-29 июня 1941 были выставлены заграждения из 280 мин образца 1926 года и 115 мин "КБ" ,подходы к базе патрулировались подводной лодкой типа "Малютка",эсминцем или большим тральщиком и катерами.

В состав сил охраны водного района Новороссийской ВМБ входили 25 сторожевых катеров, 16 катеров - тральщиков и буксир "Кабардинец",а также 15 торпедных катеров из Геленджика. К лету 1942 береговая артиллерия базы выглядела весьма скромно- четыре 152-мм орудия на м. Мысхако, три 130-мм орудия в Геленджике , две четырехорудийные 100-мм батареи и несколько батарей 45-мм пушек.

В состав ПВО Новороссийска к лету 1942 входили: 29 орудий 85-мм, 24 - 76,2-мм орудий (образца 1931 / 1938 годов), 14 - 76,2-мм орудий (образца 1915 / 1928 годов), 4 - 37-мм автоматические пушки, 4 зенитных пулемета "М-4",29 прожекторов, отдельная рота связи и радиолокационная станция "РУС-2".

Воздушное прикрытие Новороссийского базового района ПВО , созданного в мае 1942 года осуществлял 62-й истребительный авиаполк , вооруженный устаревшими истребителями И-16, И-15, И-153 ,на аэродромах Анапа и Гайдук.

Войскам базы не хватало радиостанций,телефонных аппаратов и банального телефонного кабеля.Радиолокационная станция стояла в 40 км от Новороссийска,около Анапы,имела радиус 120 км и нуждалась в 8 часовом перерыве каждый день.Из-за нехватки зенитных боеприпасов огонь открывался в крайнем случае, средний расход снарядов на один сбитый самолет противника составлял от 1300 до 1960 снарядов среднего калибра .В ПВО базы практически отсутствовали зенитные автоматы и крупнокалиберные пулеметы.

При этом одиночные и групповые налеты немцев шли обычно из-за Маркхотского перевала. И часто добивались успеха. 2 ноября 1941 года двумя 250-кг авиабомбами был выведен из строя на четыре месяца новый крейсер "Ворошилов". 10 апреля 1942 года опять получил тяжелые повреждения "Ворошилов" и легкие повреждения эсминцы "Способный" и "Незаможник".

Достаточно массированные налеты стали регулярными. Только за тринадцать дней апреля было 11 дневных и 13 ночных налетов, с участием в общей сложности 400 самолетов. Крушение обороны Севастополя привело к концентрации в порту Новороссийска транспортных и боевых кораблей.Помимо "Ташкента" утром 1 июля 1942 года прибыли из Севастополя подводные лодки "Д-5", "М-31" и "М-54", а в Севастополь для спасения остатков гарнизона ушли базовые тральщики "Защитник" и "Взрыв", сторожевые катера № 028, 029, 046, 052, 071, 088, 0105 и 0104.

1 июля над гаванью ,забитой кораблями, на высоте 5000 метров совершил полет с фотосъемкой германский разведчик Над портом в этот же день пролетел германский разведчик. Все корабли и суда были как на ладони. Руководство ПВО даже не поднимало в воздух истребители.Главной целью люфтваффе был "голубой крейсер",на челночных рейдах которого во многом держалось поддержание боеспособности севастопольской крепости.

-2

Но руководство базы и района ПВО ,видимо,было настолько утомлено подготовкой к приему " красного маршала",что такие мелочи как полет германского разведчика над переполненной кораблями базой,не стал поводом для повышения боеготовности.

2 июля 1942 года состоялось то,что вошло в историю как "черноморская побудка" или "черноморский Перл-Харбор".

В 11 часов утра оператор радиолокатора "РУС-2" обнаружил большую групповую цель. Самолеты шли на небольшой высоте над долиной, приближаясь к Новороссийску со стороны суши,это был обычный маршрут советских бомбардировщиков при полетах в сторону Крыма. Данные радиолокатора были немедленно сообщены в штаб ПВО Новороссийского базового района, но средства ПВО не были приведены в готовность, воздушная тревога в порту и на кораблях не объявлялась.

2 июля 1942 года в 11 часов 20 минут ничего не подозревающий Новороссийск из-за туч атаковали 64 пикирующих бомбардировщика (из 1/K.G-76 ) в сопровождении 14 истребителей-мессершмиттов Bf 109.

Всего за 15 минут на гавань Новороссийска было сброшено 170 бомб весом 250—1000 кг.

Зато последствия были ужасными- потоплены лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» (5770 т) , спасательный буксир «Черномор», три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус транспорта «Пролетарий» (1123 т) . Повреждения разной степени получили крейсер «Коминтерн», эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник», сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», ПЛ «Л-24», ТК № 41, транспорт «Курск» и плавучий док с транспортом «Ворошилов». В порту начались сильные пожары , на элеваторе, на складах и причалах. Вышла из строя проводная связь базы. Плавучий док в 4000 тонн восстановить не удалось и при оставлении Новороссийска его пришлось затопить. При налете было убито 106 военнослужащих (в том числе 9 офицеров) и ранено 164 (в том числе 11 офицеров), гражданских убито 8 и ранено 87 человек.

Одна из первых бомб взорвалась на пирсе и накрыла лидер ливнем осколков и кусков земли. Следующие две 250 кг бомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении «Ташкента» , а ещё две — в кормовой части . Первый торпедный аппарат забросило взрывом на элеватор и через 3-4 минуты лидер затонул у стенки причала № 3. Глубина в месте гибели «Ташкента» составляла 9,5 - 10,5 метров и корабль лёг на грунт с креном 19 градусов на левый борт в носовой части и 21 градус в кормовой. Затонувший "Ташкент" имел выраженный дифферент на корму. Из воды остались торчать артиллерийские башни главного калибра, носовая рубка и дымовые трубы. Из 344 человек экипажа, числившихся на «Ташкенте» на 2 июля 1942 года, погибли и пропали без вести семьдесят шесть человек, семьдесят семь получили ранения.Около 40 человек в момент неожиданной атаки находилась на пирсе,в строю,провожая еще не полностью разъехавшихся вчерашних гостей.Основные потери ранеными пришлись на тех,кто торопился на корабль,занять места по боевому расписанию.

-3
-4
-5

Отбомбившись как на полигоне,немцы удалились. Поднятые наконец советские истребители смогли настигнуть их уже на отходе. В воздушном бою было сбито три "Ю-88" и один "ЛаГГ-3".

Через день после гибели корабля, 3 июля 1942 года, на городском кладбище Новороссийска появилась братская могила для двенадцати моряков "Ташкента". Остальных извлекали позже, с помощью водолазов.

Для вручения обещанных 1 июля государственных наград на территории при­морского совхоза Шесхарис, недалеко от Новороссийска (где были временно размещены уцелевшие после воздушного налета германской авиации моряки с лиде­ра и эсминца «Бдительный»), приехал член Военного совета, заместитель главкома войсками Северо-Кавказского фронта адмирал И. С. Исаков. Раненым морякам, находившимся в то время в госпиталях, предстояло вручить награды позже. Но многие были награждены уже посмертно.

Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 года было приказано демонтировать с "Ташкента" вооружение, а сам лидер поднять и отвести для восстановления в Поти. Срок окончания спасательных работ намечался на 15 августа 1942 года. Орудия лидера предполагалось использовать для обороны Новороссийска, а одну 130-мм пушку установить на эсминце "Беспощадный". С "Ташкента" сняли артиллерию и торпедные аппараты, дальномеры и навигационное оборудование. Зенитная башня с эсминца "Озорной" была позднее возвращена первоначальному владельцу во время его достройки.

-6

Работы на затонувшем корабле шли под непрерывными налетами германской авиации. За время работ немцы потопили у "Ташкента" три водолазных бота, килектор № 3, две глубоководные водолазные станции и четыре помпы . Поднять корабль в городе,к которому уже подходили немецкие войска,не успели.

Только после освобождения Новороссийска("Малая земля" и т.д.) и разминирования акватории порта,возобновились работы на лидере "Ташкент".

Обследование водолазами установило,что основные разрушения пришлись на среднюю часть корпуса ,взрывами вырвана надстройка, палуба и ширстрек. В носовом машинном отделении нарушена продольная прочность корпуса , повреждена верхняя платформа, разрушены и затоплены первые два котельных отделения, носовое машинное и третье котельное отделения.Разрушен кормовой эшелон.

В кормовой части корпуса также были обнаружены три пробоины в обшивке левого борта (общей площадью 47 кв. метров) и пробоина в верхней палубе (площадью 3 кв. метра). Четыре пробоины в обшивке носовой части правого борта имели общую площадь около 32 кв. метров, а в палубе полубака зияли две пробоины площадью 1,1 кв. метра. Еще одна крупная пробоина (площадью 2,25 кв. метра) находилась у среза полубака. Корпус лидера был переломлен ,повреждены переборки . К повреждениям 2 июля добавились повреждения,полученные при обороне и освобождении города. Корпус "Ташкента" ушел носом в грунт на 2,1 метра и кормой - на 1,2 метра,ил постепенно засасывал корпус корабля.

-7
-8

13 января 1944 года начались судоподъемные работы ,30 августа 1944 года "Ташкент" был поднят и переведен на ближайшую отмель в полутора километрах от места гибели лидера.

Восстановление почти полностью разрушенного корабля было бессмысленным.Корпус отбуксировали в Николаев и в 1946-1948 годах разобрали на металл.

-9

"Ташкент" - пример соединения высоких качеств корабля, мастерства и мужества его команды и командира .На долгое время он стал основным связующим звеном Севастополя с Большой землей. Именно "Ташкент" стал последним крупным кораблем,прорвавшимся в осажденный город 26 июня 1942 года.

В советском флоте он считался своеобразным аристократом-импортный,с рекордной даже в мировом масштабе скоростью,корабль потрясающей красоты . Но когда потребовалось заниматься совсем "неаристократичной" боевой работой- возить войска,вывозить раненых,женщин и детей,"Ташкент" великолепно справился с этой работой.

Трагедия 2 июля 1942 года,приведшая к гибели лидера "Ташкент", стала следствием сочетания объективных и субъективных причин. Вынужденный срочный перевод главной базы Черноморского флота в неподготовленный Новороссийск,причем перевод временный(вскоре пришлось эвакуировать и его), дал слишком мало времени для оборудования базы в противовоздушном,противолодочном и противодесантном отношении. Причем при ограниченности ресурсов. Очевидно,что в 1941-42 годах зенитные автоматы распределялись чуть ли не поштучно. При этом ПВО Севастополя также нельзя было ослаблять ни в коем случае.

Но непринятие мер после пролета над базой самолета-разведчика и отсутствие реакции на обнаружение армады немецких бомберов -непростительное преступление.

Задержка в переполненном порту уже подготовленного к выходу лидера при подходящей для перехода в Поти погоде(утром 2 июля волнение не превышало двух баллов ,ветра практически не было)- расслабленность и неправильная расстановка приоритетов ,связанная с приемом и проводами высоких гостей.

Уязвимость кораблей на базе гораздо выше такой же в море."Ташкент" несколькими днями ранее выдержал четырехчасовой бой с почти сотней немецких стервятников,потерял трех человек убитыми и десять ранеными. Погибло 56 и ранено 5 перевозимых на корабле раненых и эвакуированных севастопольцев. Тут же,в Новороссийске, за несколько минут погибли и пропали без вести 76 членов экипажа.

Человеческий же фактор,как тогда было принято,получил оценку в предельно короткие сроки,как и соответствующая "награда". За "преступную халатность" начальник базового района ПВО получил высшую меру наказания.Достойное наказание за сотни жизней и вывод из строя значительной части боевого состава ЧФ.

"Черноморская побудка" весьма напоминает английский налет на Таранто и японский на Перл-Харбор,имевшие место ранее. Только там налеты производились палубной авиацией.

В этот день оборвалась славная боевая биография замечательного корабля. Практически одновременно пал и Севастополь.

Создание корабля-ТУТ.

Боевая биография "Ташкента"-ТУТ.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.