Мы живем в мире изобилия, у нас есть все на свете. А если нет — это можно получить. Все можно купить, у нас есть доступ к любой информации на свете, любому человеку мы можем написать и позвонить в любой момент времени.
Мы уже не умеем скучать, стоя в очереди, мечтательно смотреть в окно автобуса в дороге. Нам всегда есть, чем себя занять. Круговерть событий и дел, которая никогда не заканчивается, всегда готова подхватить нас и понести по течению наших повседневных дел, желаний и страстей. И мы часто не отказываем себе в этом удовольствии: просто расслабиться и поддаться течению, не выбирать, не задумываться.
Есть такой смешной и трогательный немецкий фильм — "100 вещей и ничего лишнего". Он посвящен двум друзьям, которые на спор решили отказаться от всего, что они имеют. Фильм начинается со слов:
Это наши прадед и прабабка. У них было 57 вещей. А потом пришла мировая война и инфляция... Но не важно, они верили в Бога и лучшую жизнь после смерти.
А это дедушка и бабушка. У них было 200 вещей. Потом пришел Гитлер и у них ничего не осталось. Но не важно, они верили в будущее, а оно сулило благополучие...
Это наши родители. У них было 650 вещей, а потом - Берлинская стена... Но не важно. Пришло воссоединение, а они верили в свободу.
А это - мы. В среднем, у нас есть 10 000 вещей. 10 000! У нас есть благополучие, у нас есть свобода, будущее наступило. И что теперь?
И правда, а что теперь? Во что мы теперь верим? Стали ли мы счастливее? Нет, мы, наверное, стали даже ненасытнее. Мы продолжаем все время хотеть. Хотеть новых вещей, обновленных гаджетов, обилия информации и новостей, мы пытаемся уследить за всем, за чем уследить невозможно. Профессиональная информация, новости в масс-медиа, фотографии друзей в социальных сетях, обилие игр... Благодаря Генри Форду все мы прекрасно знаем, что такое массовое потребление. Благодаря культуре фаст-фуда — что такое лишний вес. Но вот новый термин нашего века: информационное ожирение. И, кажется, мы и в этом не знаем меры.
Может быть, нас где-то в глубине души и гложет червячок сомнения. Иногда мы думаем и даже высказываемся в ООН о том, что вредим планете нашим безумным потреблением. Иногда чувствуем, что вместо плавания в фотографиях чужих завтраков в инстаграме следовало бы потратить время на то, чтобы позвонить кому-то важному и близкому, и просто спросить, как дела. Иногда задыхаемся в потоке повседневной жизни и думаем: "Хорошо бы не отхлебывать горячий кофе на бегу, а просто сесть в кофейне и выпить чашечку, разглядывая прохожих и думая о своем". Но мы этого не делаем. Мы заняты и торопимся. У нас нет времени выслушать друга, мы отказываем в помощи тем, кому могли бы помочь из-за спешки. Мы не можем поехать в путешествие и увидеть свою мечту, потому что все деньги куда-то улетучились...
В нашем мире изобилия мы совсем разучились делать эти выборы в пользу важного и главного.
Искусство жить осознанно, просто, дышать полной грудью, выбирать важное и главное — это то, чему нам нужно заново учиться. Эссенциализм, эклектизм, минимализм — назовите это любым "-измом", значение от этого не изменится: это выбор в пользу действительно важного и ценного и отказ от всяческой шелухи.
Марк Аврелий писал:
Ты видишь, какая малость то, владея чем, можно вести счастливую и угодную богам жизнь.
***
Отбросив все остальное, держись лишь немногого. И еще помни, что каждый человек живет лишь в этом длящемся мгновенье, а остальное или уже прожито, или неизвестно.
***
Вещи, погоня и бегство от которых смущают тебя, не приходят к тебе сами, но некоторым образом сам ты приходишь к ним; по крайней мере твое суждение о них пускай отдохнет, и они тоже останутся в покое и тебя не увидят ни гоняющимся за ними, ни избегающим их.
Как ни парадоксально, просто жить сложно. Любой писатель скажет вам, что из всего многообразия нашего языка сложнее всего создать лаконичную и простую форму, отсечь все лишнее и несущественное. Но ведь именно в простоте можно найти красоту и свободу. Именно в ней мы можем увидеть самое ценное, что у нас есть. Только осознанно мы можем научиться выбирать простоту и быть искренне благодарными жизни, а не ненасытными и ведомыми инстинктами.
И может быть то, что сейчас происходит в мире, дает нам эту уникальную возоможность: остановиться, осознать и подумать, какими мы хотим быть, как мы хотим жить.
Ну, и напоследок, еще несколько слов Марка Аврелия:
<...> сохраняй себя простым, добрым, чистым, не роняющим достоинства, незатейливым, любящим справедливость, богобоязненным, доброжелательным, нежно любящим, упорным в исполнении подобающих дел. Борись за то, чтобы оставаться таким, каким хотела тебя сделать философия.
Варвара Забелина