Начнём с общей характеристики: Мармеладовы – бедная и нищая семья. У них нет своего жилья, то есть дома или имения – они снимают комнату в доме у немки. Кормильцем, что нетипично, выступает Соня – старшая дочь главы семейства – Семёна Захарыча Мармеладова, о котором мы сейчас и поговорим.
Начнём с описания внешности:
«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки»
Мармеладов одет бедно в соответствии с бедственным финансовым положением своей семьи. Хотя у него был служебный мундир – Семён Захарыч – бывший титулярный советник; однако мужчина потерял и мундир, и должность. Здесь важно отметить, что, несмотря на это, Мармеладов сохранил солидно-чиновничьи повадки в общении с другими людьми.
Семён Захарыч не глуп: как отмечает сам Достоевский, в его взгляде были ум и смысл, но и безумие. Мармеладов умеет рассуждать, как пример, его слова о нищете и бедности:
«— Милостивый государь, — начал он почти с торжественностию, — бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с»
Главным грехом Семёна Захарыча является пьянство. Оно отчасти привело к бедственному положению его семьи, а позже станет причиной других трагичных событий. А пока Мармеладов – типичный посетитель кабака:
«Очевидно, Мармеладов был здесь давно известен. Да и наклонность к витиеватой речи приобрел, вероятно, вследствие привычки к частым кабачным разговорам с различными незнакомцами»
Тем не менее, Семён Захарыч понимает свою ничтожность и то, насколько низко он опустился:
«Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею….»
вплоть до того, что пропил чулки своей жены:
«Знаете ли, знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил?»
а позже и вовсе украл у неё деньги:
«…я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, сколько всего уж не помню, и вот-с, глядите на меня, все!»
Однако Мармеладов любит свою семью: жену и детей, но «болезненной любовью»:
«… а вместе с тем эта болезненная любовь к жене и семье сбивали его слушателя с толку»
И тут возникает вопрос: что значит «болезненная любовь?»
Ещё одна отличительная черта Семёна Захарыча – это справедливость по отношению к себе и своим поступкам. Он не требует жалости, а признаёт свою вину:
«— Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. — Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть»
В то же время здесь можно говорить о некоторой слабохарактерности Мармеладова (не только из-за пьянства). Дело в том, что он нуждается в наказании со стороны, воспринимает побои как наслаждение, но не может взять себя в руки и исправить ситуацию:
«— И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол»
Мармеладов будто готов страдать за свои грехи, но не готов искупить их.
Но несмотря на всё это Семён Захарыч умеет сострадать:
«И тогда-то, милостивый государь, тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание»
то есть у него может быть и слабая воля, но сердце вероятнее всего доброе.
Главный вопрос, связанный с образом Мармеладова следующий: почему Семён Захарыч не вызывает отвращения, неприятия, злости? Почему мы сочувствуем ему?
Теперь о Катерине Ивановне. Это женщина благородного происхождения:
«…а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь»
но из-за бедности вынуждена трудится на работе для «низших» сословий. Катерина Ивановна слаба здоровьем, чистоплотна:
«…Катерина Ивановна в работе с утра до ночи, скребет и моет и детей обмывает, ибо к чистоте с измалетства привыкла, а с грудью слабою и к чахотке наклонною…»
В своё время женщина получила хорошее образование и была в высшем свете:
«Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила»
однако её не повезло с мужем-игроком, который позже умер, оставив Катерину Ивановну одну с детьми. Несмотря на это женщина продолжает любить своего бывшего мужа:
«… но до сих пор вспоминает его со слезами и меня им корит…»
Главная черта Катерины Ивановны – гордость, которая в дальнейшем приведёт к тому, что Мармеладовы окажутся на улице:
«Да, да; дама горячая, гордая и непреклонная»
Катерина Ивановна может быть груба, но её грубость вызвана внешними обстоятельствами – бедностью, а не характером:
«А тут Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит, да красные пятна у ней на щеках выступают, — что в болезни этой и всегда бывает: «Живешь, дескать, ты, дармоедка, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься»»
В то же время она умеет ценить чужую жертву, быть благодарной:
«…Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела…»
Также несмотря на бедность женщина старается поддерживать своё благородство (когда в семье появляются хоть какие-то деньги). И всё же большую часть времени Катерина Ивановна проводит в грёзах и выдумках:
«Нет-с, сама всему верит, собственными воображениями сама себя тешит, ей-богу-с!»
пытаясь себя утешить.
Через образ Катерины Ивановны Достоевский показывает, как человек в попытках спастись от жестокой реальности сбегает в мир грёз.
Внешность Катерины Ивановны Фёдор Михайлович описывает значительно позже её характера:
«Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками»
Подводя итог, Мармеладова – это женщина на пороге отчаяния. Она – олицетворение борьбы в человека благородства с бедностью. Герой, заставляющий читателя задуматься: может ли человек остаться человеком, сохранить своё благородство, будучи на грани нищеты?
Немного о детях. Их трое: девочка шести лет, мальчик лет семи и ещё одна девочка девяти лет (она высокая и худая, успокаивает плачущего брата):
«Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой».
Дети Мармеладовых ходят голодные:
«А тут ребятишки голодные...»
и очень боятся своей матери, когда она ругается с Семёном Захарычем:
«Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист»
Дети выступают в качестве отражения бедности семьи Мармеладовых.
Теперь о Соне. Большая часть её характера будет раскрыта позже в ходе сюжета. Однако во второй главе Семён Захарыч Мармеладов описывает свою старшую дочь как девушку, не получившую воспитания, хотя Соня в своё время прочла несколько книг, то есть попыталась заняться самообразованием.
Внешность Сони Семён Захарыч описывает так:
«безответная она, и голосок у ней такой кроткий... белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое»
Из черт характера девушки можно выделить жертвенность и кротость.
Соня Мармеладова не осуждает своего отца за его пьянство, а скорее жалеет его, ведь пойдя по жёлтому билету, она сама также стала грешницей. И считая своё нынешнее положение неприличным, ушла из дома:
«Сонечка, голубка моя, только деньгами способствовала, а самой, говорит, мне теперь, до времени, у вас часто бывать неприлично, так разве, в сумерки, чтобы никто не видал»
И здесь возникает сразу один вопрос: является ли Соня жертвой, то есть заложницей ситуации?
Мой ответ – нет, конечно, её выбор был вызван обстоятельствами, но Соня сама решила пожертвовать собой ради других, в этом, кстати, проявляется её сходство с другой Соней – Ростовой из «Войны и мира» Толстого. Эта девушка пожертвовала своей любовью ради благополучия (финансового) своего возлюбленного.
Подводя общий итог, хочется вспомнить слова Раскольникова о семье Мармеладовых:
«Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
их можно трактовать так: Мармеладовы привыкли жить в нищете, а потому не могут из неё вырваться.