Клод Моне — один из самых узнаваемых импрессионистов. Его картины
невозможно не узнать. Наполненные движением воздуха и света, они в полной
мере раскрывают понятие “импрессионизм” — “впечатление”.
Именно с его картины и берет начало этот термин. Одноименная работа
“Впечатление. Восходящее солнце” положила начало новой эпохе в живописи,
хоть и была плохо принята критиками.
Окружение не понимало и не принимало импрессионизм и импрессионистов.
Моне, как главного зачинщика этого направления, обвиняли, критиковали и
отвергали. Художник игнорировал критику, продолжая работать над своими картинами
Судьба была благосклонна к нему. На протяжении всей жизни ему встречались
покровители, готовые спонсировать и покупать его картины за немалые деньги.
Если бы не это, художник бы едва сводил концы с концами. Он без зазрения
совести пользовался этим и жил на широкую ногу, не стесняясь угрожать,
шантажировать и требовать финансовую поддержку от почитателей своего
таланта.
Удивительно, но одна из самых известных серий — “Кувшинки” — была
написана тогда, когда Моне уже начал терять зрение.
Это могло бы стать настоящей катастрофой для художника, но он будто не
замечал этого и продолжал писать.
Если мы посмотрим на картину “Водяные лилии”, то поймем— они не белые,
какими видят эти цветы большинство людей. Они лиловые и голубоватые.
Именно так, в ультрафиолетовом диапазоне, Моне воспринимал цвета после
операции.
Он писал практически до конца своей жизни. Неудачные и незавершенные
картины Клод Моне уничтожил лично незадолго до смерти, чтобы они не
попали в продажу, когда его не станет.
Вклад Моне в развитие импрессионизма неоценим. Это течение полностью
изменило представление о том, какой должна быть живопись.
Моне был свободен от устоявшихся канонов и правил и упорно шел по своему
собственному пути.
Его работы уникальны. В них отсутствуют подробные детали, но экспрессия,
движения воздуха, игра света и тени, делают картины живыми, создавая эффект присутствия здесь и сейчас.