На картинке изображено перемещение сухогруза "Михаил Дудин", предназначенного для перевозки ядерных отходов. Трек выдан за период с декабря 2019 года по сегодняшний момент. Почему линия перемещения такая жирная? Потому что было довольно много ходок по одному и тому же маршруту, с одним и тем же типом груза. Что же это был за груз и за маршрут, разберём в этой статье.
Интерес к данному сухогрузу у нас появился, когда в декабре 2019 года он встал на рейде порта Санкт-Петербург, и об этом написали в новостях. Ожидание судозахода длительностью в несколько дней некоторые региональные и федеральные СМИ связывали тогда с заседанием Высшего Евразийского экономического совета, проводимого в городе. На мероприятии присутствовали Путин, Лукашенко и другие высокопоставленные лица, представители разных государств. И действительно, по окончании заседания и после того, как гости мероприятия покинули Санкт-Петербург, судно зашло в порт и встало под выгрузку.
Существует некий договор о ввозе в Россию из Германии побочных продуктов обогащения урана (простыми словами, урановых хвостов). Отправителем хвостов является немецкая компания Urenco, которая после дообогащения на территории России должна возвращать их обратно, то есть по сути для немцев это режим "переработка вне таможенной территории". Однако, согласно заявлению российского Greenpeace, по аналогичным договорам, действовавшим до 2009 года, 90% подобных отходов осталось после ввоза на территории Российской Федерации (ссылка идёт на письмо Минатома России от 29 сентября 2003 года). Есть также ФЗ №7 от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды", на статью 48 этого закона также ссылаются зелёные.
В отчёте пленарного заседания Бундестага есть информация о том, что с 2019 по 2022 год в Россию из Германии планируется отправить 12 000 тонн урановых «хвостов». АО «Техснабэкспорт» (являющаяся дочерней структурой Росатома) должно принять от дочек Urenco Enrichment Company Ltd. в 2019 и 2020 году 6 000 тонн урановых «хвостов» с предприятия в немецком городе Гронау (согласно того же сообщения с российского сайта Greenpeace).
При этом сразу скажем, что авторы данной статьи, как и хозяева данного информационного ресурса, не имеют каких либо симпатий к Greenpeace, и уже тем более не имеют с ними каких-либо деловых отношений ...
Но тем не менее стоит отдать должное объективности этих товарищей, так как независимо от направления (ведь есть некое мнение о противопоставлении России этой организации и неком субъективном отношении зелёных в отношении России), протесты против вывоза из Европы и ввоза в Россию этих грузов, а также раздувание шумихи из этой новости начались ещё когда поезда с отходами шли по железной дороге по направлению к немецко-голландской границе для погрузки на судно в порту Амстердам. И возможно, эта новость прошла бы мимо общественности совсем, если бы не злополучное заседание ЕврАзЭс в Питере. Именно тогда-то и была показана воочию возможная опасность от данного груза, потому что если бы "Михаила Дудина" начали разгружать во время проведения мероприятия, никто бы ничего и не сказал (то есть всё было бы по справедливости, если говорить проще). А так информационно всё было представлено, как будто можно облучать народ, но не "высокопоставленных господ".
Тогда, в декабре 2019-го года российские зелёные собирались препятствовать вывозу из порта Санкт-Петербург отходов, доставленных на судне, но им конечно же этого сделать не дали. После разгоревшегося скандала логистическая схема поменялась, и отходы продолжили завозить через порт Усть-Луга. Были споры в различных форумах, кто-то доказывал, что излучение хвостов не превышает уровни, установленные критериями, принятыми в соответствующих нормативных документах, и что вся эта история не более, чем хайп, поднятый для того, чтобы в очередной раз показать, как у нас всё плохо.
Однако, эта история не указывает на минусы той или иной страны. Она указывает на сделку между представителями нескольких государств. И эта сделка возможно нарушает установленные законами этих государств нормы. А возможно и не нарушает. И чтобы в этом разобраться, должны быть проведены публичные споры, и заинтересованная в ввозе сторона должна доказать безвредность и законность данных мероприятий.
В марте 2020 года, когда "Михаил Дудин" после непродолжительно перерыва вновь двинул в сторону России мы записали вышеуказанное видео с анализом трекинга. Информационного шума от этой новости, такого как в декабре 2019-го уже не было, так как считалось, что сухогруз идёт в более удалённой и менее густонаселённый пункт, и при этом это не совпало важным саммитом и другим мероприятием.
Возможно конечно, тот судозаход был задержан по другим причинам, а не из-за заседания ЕврАзЭс. Но никто официально ничего не объяснил и не опроверг эту взаимосвязь. Насколько всё действительно серьёзно и опасно, мы можем только догадываться, но зная о возможной халатности в отношении техники безопасности, а также о том, как эти последствия могут не разглашать, возможно основания для опасения имеют место быть. Мы можем оценивать лишь график поставок, а он, судя по рисунку выше, с марта нынешнего года постоянный и бесперебойный.
В данный момент судно "Михаил Дудин" находится в районе Санкт-Петербурга. На карте также можно посмотреть хронику всех его перемещений.
Если есть желание и возможность поддержать проект материально, номер Яндекс кошелька – 410011583545633