Найти в Дзене
Мама Может

Теория когнитивного развития (часть 1)

Оглавление
https://unsplash.com/photos/gDiRwIYAMA8
https://unsplash.com/photos/gDiRwIYAMA8

Современная теория когнитивного развития делает акцент на отношениях, рассматривая социальное взаимодействие как тигель, в котором происходит когнитивное развитие детей.

Теория когнитивного развития: реляционный подход

Чтобы принять современный подход к теории когнитивного развития, важно подчеркнуть взаимосвязь и рассматривать социальное взаимодействие как тигель, в котором происходит когнитивное развитие детей. Другими словами, ум формируется, будучи частью и внося свой вклад в социальное взаимодействие, процесс, заряженный эмоциями. Взросление в семье предполагает длительный период интенсивного социального взаимодействия.

(Другие теории когнитивного развития включают "нативистские" подходы, рассматривающие разум как обладающий врожденными способностями, растущий скорее как дерево из семени, и” эмпирические " подходы, которые фокусируются только на факторах, действующих на разум, чтобы сформировать его, а не на том, как разум влияет на эти факторы.)

Реляционный подход можно проиллюстрировать памятной цитатой Дональда Винникотта из 1964 года:”нет такой вещи, как ребенок". Он имел в виду, что ребенок встроен в сложную паутину взаимодействий с другими людьми до такой степени, что граница между ребенком и родителем больше не различима. Эта теория когнитивного развития видит, что ребенок и родитель формируют неврологическое развитие друг друга. Дети не просто взаимодействуют со своим окружением, они влияют и формируют среду, в которой они учатся навыкам. Даже основные жесты, такие как улыбка, появляются в процессе развития.

Реляционная теория когнитивного развития охватывает более широкий социальный уровень: человек и культура сосуществуют, как родитель и ребенок. Человек становится членом общества, участвуя в рутинах, традициях, ритуалах, а также используя предметы и символы, включая язык. Человек одновременно растет как часть своей культуры и формирует свою культуру вместе с другими.

В настоящее время доминирующая теория когнитивного развития получила название “процессно-реляционной”.

Где заканчивается биология и начинается социальное? Аргумент природа / воспитание не применим в этом мировоззрении. Например, теперь было показано, что социальный опыт влияет на способ выражения генов через эпигенетические изменения. ДНК является исходным материалом и фиксируется, но то, как она выражается, может быть изменено опытом. Это породило целую новую область исследований-социальную геномику: изучение того, как социальный опыт формирует экспрессию генов.

Отец теории когнитивного развития: Жан Пиаже

Жан Пиаже (1896-1980) оказал огромное влияние на теорию когнитивного развития. Пиаже предложил теорию развития, основанную на представлении о развитии, известном как “конструктивизм".- То есть мы познаем мир, воздействуя на него. Он писал: "чтобы познать объекты, субъект должен воздействовать на них и, следовательно, преобразовывать их.”

Пиаже утверждал, что младенцы и дети узнают о мире через их действие на мир. В этом процессе они развивают паттерны взаимодействия, включающие эмоции, ощущения, двигательные движения и восприятие, известные как “схемы”. Как только схема начинает развиваться через определенные взаимодействия, она будет расширяться в несколько иных ситуациях. То есть ребенок усваивает новый опыт к тому, что он узнал ранее, но поскольку опыт будет другим, схема будет изменена или приспособлена. Повторенный много раз, этот процесс приводит к когнитивному развитию.

https://unsplash.com/photos/nvKQ1kxheRc
https://unsplash.com/photos/nvKQ1kxheRc

Пиаже интересовала поэтапная последовательность развития, через которую проходят все дети, причем каждая стадия служит основой для следующей. Благодаря необычайно подробным наблюдениям за детьми, включая его собственные три, он предложил четыре этапа::

  • Сенсомоторная стадия (в течение первых двух лет): стадия, на которой дети развивают схемы действий, такие как сосание, толчок, удар и хватание.
  • Предоперационная стадия (от двух до семи лет): ребенок развивает способность к мышлению, но имеет ограниченную способность применять логику к ситуации, чтобы вывести что-то только мыслью.
  • Конкретная операциональная стадия (между 7 и 11 годами): ребенок начинает прорабатывать вещи с помощью логического мышления, а не просто действия.
  • Формальный операционный этап (12-15 лет): ребенок занимается систематическим экспериментированием, формированием гипотез, их проверкой и пробованием альтернатив.

продолжение здесь

Наука
7 млн интересуются