Найти тему
Iwill Esl

Теория большего удовольствия: зачем нашему мозгу другой язык

Оглавление
«Может ли мозг понять самого себя? Может ли мозг понять, что такое ум? Что такое мозг? Это - мощный компьютер? Это - сложный механизм или нечто большее?» Дэвид Хьюбел «Люди хотели знать, что такое мозг и ум на протяжении тысяч лет». Кристофер Дешарм

За последние 10 лет о мозге мы узнали больше, чем за последние 10 тысяч лет. И чем больше мы узнаём, тем больше хотим знать. Например, мы хотим знать, зачем нашему мозгу нужен другой язык. Но почему мы хотим это знать? Благодаря развитию нейронаук, мы узнали что обучение языку улучшает работу мозга. Поэтому мы хотим знать, как именно мозг усваивает язык в раннем детстве. Мы хотим знать, почему любой младенец может стать билингвом, но далеко не каждый взрослый способен овладеть хотя бы одним иностранным языком. Мы хотим знать, можно ли второй язык учить так, как мы учим наш первый язык?

«Всё, что мы знаем, и всё, что мы делаем, делает мозг. Но то, как он это делает, остаётся для нас величайшей тайной. И чем больше мы узнаём об этом, тем больше нас это удивляет». Нил Деграсс Тайсон
«Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие‑то программы в нём стоят уже, а какие‑то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь ... Он качает это все время, вы все время меняетесь, перестраиваетесь… Мозг - это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации - это 3 миллиона часов просмотра видеоматериала. 300 лет непрерывного просмотра!» Татьяна Черниговская
-2
«Наука о мозге вступает в эпоху великих открытий, когда с помощью новых идей и технологий мы можем изучать нашу способность к восприятию, познанию, памяти и чувствам на уровне нейронов и нейронных сетей – на том уровне, на котором, как мы думаем, и работает наш мозг». Джон О’Киф

Что мы знаем о нашем мозге?

-3
«Мозг находится в состоянии плотного желе внутри черепа. Если достаточно сильно ударить или удариться, то ни один шлем не сможет предотвратить удар мозга о внутренние стенки черепа». Джин Мари Ласкас

Основная часть нашей нервной системы, известная нам как головной мозг находится в черепной коробке. Этот важнейший орган нашего тела весит в среднем 1.5 киллограмма, и поскольку он состоит в основном из воды, клетчатки и жира, внешне он напоминает морщинистую губку. Самым важным в мозге традиционно считается серое вещество или скопление нервных клеток, которые мы называем нейронами. Что касается клеток белого вещества, то принято думать, что они всего лишь соединяют области мозга с сенсорной системой.

«По отношению к массе тела наш мозг в 3 раза больше, чем у наших ближайших родственников. Но, составляя всего лишь 2% от веса нашего тела этот огромный орган потребляет примерно 20% от необходимой нам энергии, даже когда мы ничего не делаем. Мозг сложно развивается ещё до рождения, приносит боль и увеличивает риск смерти при родах. Но всё это оправдано, с точки зрения эволюции». Сьюзан Блэкмор
-4

Раньше мы были уверены, что на этой планете мы умнее всех. Но сейчас мы начинаем понимать, что сам по себе наш мозг не лучше мозга других живых существ. Дело в том, что с точки зрения эволюции, судить о том, кто умнее, лучше не по тому, какой у тебя мозг, а по тому, как ты им пользуешься.

Как мы пользуемся нашим мозгом?

«Чем больше пользуешься своим мозгом, тем большей его частью приходится пользоваться». Джордж Дорси

Объяснить особенности нашей психики и поведения можно тем, что у нас не один, а целых три мозга и каждым из них мы пользуемся по-разному. В каком-то смысле, в голове у каждого из нас пытаются ужиться «змея», «мышь» и «обезьяна».

-5

Обычно «змеиным мозгом» называют мозговой ствол и полосатое тело, а иногда - весь промежуточный мозг. Этой частью нашего мозга мы пользуемся постоянно и непрерывно, поскольку он регулирует сердцебиение, дыхание, иммунитет, сексуальное возбуждение, жажду, голод, агрессию и в целом нашу жизнеспособность. Благодаря способности нашего рептильного мозга формировать навыки наш родной язык мы усваиваем в раннем детстве бессознательно. Что касается другого языка, то нашему «змеиному мозгу» он нужен для того, чтобы при общении с другими мы могли получать удовольствие большее, чем от страха или агрессии.

-6
«Страха нет, когда получаешь удовольствие». Уилл Томас

Поскольку наш «мозг мыши» прячется под корой полушарий, его часто называют «подкоркой». Обычно в него включают миндалевидное тело, гипотоламус и гиппокамп, а иногда - всю лимбическую систему. Как и другие млекопитающие, этой частью мозга мы пользуемся для эмоций, желаний, мотивации и памяти. Нашему «мышиному» мозгу язык нужен для того, чтобы значения слов, которыми мы пользуемся чаще, чем другими, могли сохраняться не только в кратковременной, но и в долговременной памяти. Благодаря этой части нашего мозга от общения друг с другом каждый из нас получает удовольствие по-своему, но все мы, как правило, бываем довольны, когда нам это удаётся, и не довольны, когда этого не происходит. Как бы то ни было, нашему «мышиному мозгу» другой язык нужен для того, чтобы при общении с другими мы получали удовольствие большее, чем то, на которое способен наш «змеиный мозг».

-7
«Если думаешь, что ты умный, подумай ещё раз, чтобы стать умнее». Тоба Бета

Что касается коры и неокортекса или нашего «мозга обезьяны», то для него язык нужен не только и не столько для общения. Этим «мозгом» каждый из нас пользуется прежде всего для создания своих уникальных образов, мыслей, идей, понятий, смыслов, значений и других средств воображения. Именно «обезьяньим мозгом» мы пользуемся, когда учимся получать удовольствие большее, чем то, на которое способны наши «змеиные» и «мышиные» мозги вместе взятые. Возможно, поэтому за последние 3 миллиона лет именно наш «обезьяний мозг» стал больше почти в 3 раза. Для сравнения: чтобы научиться пользоваться своим мозгом и получать от этого удовольствие, рептилиям понадобилось 300 миллионов лет, млекопитающим - 100 миллионов лет, а человеку - всего лишь 200 тысяч лет. Почему? Мы пользуемся нашим мозгом, чтобы не только получать удовольствие, как это делают другие билогические виды, живущие на этой планете, но прежде всего для того, чтобы учиться получать удовольствие большее, чем то которое получали раньше.

-8
«Учиться означает учиться получать удовольстие». Уиллард Куайн

Как наш мозг учит нас получать большее удовольствие?

Ещё каких-то 100 тысяч лет назад мы не представляли себе, как можно еду готовить, но благодаря воображению и общению, превратили это во что-то большее, чем пища. Ещё 70 тысяч лет назад мы не представляли себе, как можно говорить друг с другом, но благодаря языку, научились делиться едой и получать от общения больше удовольствия. Когда-то мы говорили на одном языке, но сейчас мы учим разные языки. Мы учимся получать от еды и общения удовольствие большее, чем то, которое мы получали, когда были рептилиями или просто млекопитающими.

-9
«Биология даёт нам всем мозг, а каждый из нас делает из него свой ум». Джеффри Евгенидис
-10

Где у нас ум?

Как известно, мозг у нас в голове. А где у нас ум? Принято думать, что ум находится в головном мозге. Но сейчас мы начинаем понимать, что это не совсем так, а точнее, совсем не так. Благодаря современным исследованиям, мы узнаём всё больше о том, как именно мозг и тело взаимодействуют друг с другом посредством того, что мы называем нейронами и нейромедиаторами. Сегодня мы знаем, что у каждого из нас ещё до рождения мозг формирует уникальные нейронные сети, с помощью которых не только органы чувств и внутренние органы, но и части всей нервной системы постоянно обмениваются информацией.

-11

Древние верили, что душа находится в сердце, а не в голове. Сегодня учёные подтверждают, что от сердца к мозгу поступает больше информации, влияющей на наше восприятие, память, чувства, мышление и поведение, чем от мозга к сердцу. Сегодня мы знаем, что почти 90% нейромедиаторов серотонина или «гормонов счастья» производит не мозг, а кишечник. Более того, мы знаем, что примерно 90% нашего восприятия и поведения зависят от информации, получаемой и передаваемой мозгом бессознательно. Поэтому мы начинаем понимать, что душа или то, что мы называем умом находится, скорее, в уникальных коннектомах, соединяющих головной мозг со всем телом.

-12
«Мозг не живет, как голова профессора Доуэля, на тарелке. У него есть тело - уши, руки, ноги, кожа, потому он помнит вкус губной помады, помнит, что значит «чешется пятка». Тело является его непосредственной частью». Татьяна Черниговская
-13
«Мозг - это аппарат, с помощью которого мы думаем, что мы думаем». Амброз Бирс «Даже если мы думаем, что мозг это отдельный орган, этот комок влажной сморщенной ткани лучше представлять себе как часть сложной структуры нервной системы, связывающей все части тела в одно целое». Тим Биркхед

Что касается современных мифов о мозге как о «вместилище ума», то его правое полушарие часто называют «творческим» только потому что принято думать, что мы пользуемся им для искусства, музыки и всего, что требует от нас фантазии, интуиции, озарения и вдохновения.

-14

В свою очередь, левое полушарие мозга мы называем «логическим», «языковым» и даже «доминантным» поскольку считается, что мы пользуемся им для математики, науки и везде, где необходима точность. Но сегодня мы точно знаем, что в мозге нет особых мест для хранения наших мыслей, образов, идей, понятий, смыслов и значений. То, что мы называем «умом», наш мозг начинает создавать ещё до рождения с помощью триллионов уникальных связей миллиардов нейронов нашей нервной системы.

-15

Сейчас мы знаем, что с нашим первым языком мозг начинает знакомиться посредством всей нервной системы задолго до нашего рождения. Поэтому если мы хотим овладеть каким-то другим языком, подражая тому, как мозг усваивает наш первый язык, создавая таким образом наш ум, нам следует пользоваться не только той частью ума, которая находится у нас в голове.

-16

Мы знаем, что мозг создаёт нейронные сети не только с помощью языка, но мы хотим знать, какую роль в этом играет именно язык.

Зачем нам это знать?

Мы начинаем понимать, что знание только одного языка ограничивает восприятие, а усвоение какого-то другого языка развивает воображение. Например, согласно проведённым исследованиям, японские дети в возрасте 6-8 месяцев ещё могут различать слова со звуками [л] и [р], но поскольку в японском языке звук [л] отсутствует, со временем для взрослых японцев звуки [л] и [р] звучат одинаково. По той же причине японцы «не воcпринимают» и некоторые другие звуки. Но это не означает, что японцы, которые учат, например, русский язык, не способны воспользоваться воображением и представить себе смыслы и значения тех слов, которые связаны в «мозгу русского» с этими звуками. С другой стороны, для «русского» мозга интонация не столь важна, как например, для «японского» или «китайского» мозга. Поэтому, начиная учить китайский, русские часто «не вопринимают» смысла шуток, основанных на «игре слов». Дело в том, что в различных диалектах китайского языка значения слов зависят от того, с какой интонацией их произносят. Например, слово маи может означать купить или продать, а слово бао - свёрток, тонкий, сокровище, отчёт. А в кантонском диалекте китайского в зависимости от интонации у каждого слова может быть целых 7 значений. Перевести это на русский или какой-то другой язык часто просто невозможно. Это можно себе только представить. Главное - не ограничивать своё воображение переводом на родной язык. Даже если мы этого не осознаём, наш мозг постоянно пользуется языком, чтобы учить нас получать большее удовольствие.

Усваивая другой язык, мозг развивает наше воображение и раздвигает границы нашего восприятия

-17
«Учёные только начинают изучать то, как именно усвоение другого языка изменяет наши знания, поведение и саму структуру мозга». Джеффри Клугер

Но почему для того, чтобы учить нас большему удовольствию нашему мозгу нужен какой-то другой язык. Мы узнаём всё больше о том, как сам мозг учит язык, и как именно это его изменяет. Сегодня мы знаем, что с возрастом мозг становится менее пластичным, а ум - менее гибким, если наше восприятие ограничено только одним языком. Мы знаем, что обучение другому языку во взрослом возрасте увеличивает не только продолжительность жизни, но и её качество. Мы знаем это из результатов научных исследований. И чем больше мы узнаём о том, как мозг учит язык, тем лучше мы понимаем, почему обучение иностранному языку в любом возрасте улучшает работу тех областей мозга, которыми мы пользуемся для внимания, памяти и прежде всего для воображения.

-18

А как Вы думаете, достаточно ли мозгу одного языка? Для чего стоит тратить столько усилий, чтобы научиться иностранному языку? Задавайте вопросы и оставляйте комменты. А если хотите учить английский язык и получать от этого большее удовольствие, напишите iwill.esl@mail.ru и присоединяйтесь к IWILL (Interactive Web Integrated Language Learning).

Наука
7 млн интересуются