Найти в Дзене
Панорама ПРО

Мы замолкаем, глядя в небеса

Скульптор Андрей Коробцов - о создании крупнейшего мемориала Советскому солдату в истории новой России

Бои под Ржевом – одни из самых кровопролитных в Великой Отечественной. Мясорубка. Почти полтора года советская армия пыталась выбить немцев с хорошо укрепленного плацдарма. Эту территорию гитлеровцы считали ключом к Москве и не думали отступать.

Точное число погибших неизвестно и сейчас - некоторые историки называют цифру в миллион. Тысячи советских солдат до сих пор в сырой земле. Теперь память о каждом воине, который не вернулся с той войны, увековечена в мемориале Советскому солдату под Ржевом. Памятник уже сравнивают с известным во всем мире скульптурным комплексом «Родина-мать».

В канун Дня Победы PANORAMApro поговорила со скульптором монумента Андреем Коробцовым о памяти и искусстве, которые служат народу.

-2

Уроки Глазунова

- Андрей, ваша команда с архитектором Константином Фоминым достаточно молодая. Обоим чуть за тридцать. Понятно, что на выигрыш в таком конкурсе претендовали маститые авторы. Ваше участие — это амбиции?

- Нет, что вы! Дело в том, что мы с Костей на победу даже не рассчитывали. Знали, что тягаться с именитыми скульпторами — а участвовало свыше пятидесяти мастеров из различных стран — нам еще рано. Так что мы сразу решили: сделаем то, за что не будет стыдно, а в дальнейшем разместим проект, пусть и не реализованный, в нашем портфолио.

Конкурс сразу показался нам очень интересным, потому что он был масштабным, международным, статусным. Плюс близкая мне военно-патриотическая тематика. У меня  много работ на патриотическую тему.

Кстати, за это огромная благодарность нашему с Константином учителю Илье Сергеевичу Глазунову - основателю и ректору Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Он не просто учитель, а скорее — вдохновитель. Мне кажется, если бы не лекции Ильи Сергеевича, на которых шла речь о жизни, о предназначении мастера, то и не было бы меня как художника.

Его слова о том, что художник должен служить своему народу и воспевать героев, прославлять свою Родину, тронули меня до глубины души. Считаю, что именно в этом и есть мое предназначение.

Добавили души

- Сложно рождался проект? Сколько пришлось делать эскизов, чтобы прийти к идее памятника — 25-метровой статуе солдата, которого уносит клин журавлей?

-3

- Эскизов было  около 80 штук. Мы с Костей хотели сделать что-то современное. У большинства людей, и художники не исключение, есть устоявшийся образ памятника советскому воину. Я о тех творениях, которые повсеместно установлены в российских городах: солдат в руке с ППШ. А потому самое сложное было перегрузить мозг, начать думать по-другому.

Собственно, с этим, по всей видимости, не справились все участники конкурса. Первый тур был полностью аннулирован — членам жюри не понравился ни один из предложенных вариантов. Они были патетичными, пафосными. Но Ржевская битва — это прежде всего огромное количество жертв без завершающей победной точки.

Потому главной составляющей нового техзадания для второго тура стало требование - добавить души.

-4

В какой-то момент мы с Костей решили взять за основу стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом» и создать бойца, который бы растворялся в воздухе. Сначала это был солдат, края формы которого расходились на некие молекулы. Но этот образ смотрелся как-то небрежно. Кого-то из нас осенило заменить эти «лохмотья» на отдельные элементы. Так пришла в голову идея с журавлями, которые в моем сознании с самого детства ассоциировались с символом павших воинов.

Когда мне позвонили и сказали, что наш проект победил, подумал, что меня разыгрывают и положил трубку. А  через полчаса начали появляться в СМИ публикации на эту тему. Конечно, опешил.

Глаза настоящих героев

- Как шла работа по созданию мемориала? Приходилось ли отступать от первоначального проекта?

-5

- После победы в конкурсе приходило огромное количество отзывов. В основном положительные. Но была и критика. Люди писали, что у солдата не совсем понятная одежда: то ли он в пальто, то ли в немецкой шинели. В нашем варианте он был в советской шинели, но без знаков отличия. Дело в том, что во время Ржевской битвы не было еще погон — их ввели в конце 1942 года.

Члены жюри пожелали  поменять форму одежды на более привычную — плащ-палатку и гимнастерку. Потом были предложения вложить солдату оружие. Мы пробовали и ППШ, и винтовку Мосина.

Так что после конкурса было еще много доработок. И справедливости ради надо сказать, что проект от этого только выиграл. Он стал выглядеть интереснее, грамотнее с точки зрения сенсорной архитектуры.

Долго работал над лицом солдата. Изначально пробовал сделать портрет своего деда. Посмотрел на результат и решил: не то. У него грубые черты, а у ржевского солдата должно быть другое лицо. Помогло Минобороны страны, которое предоставило фотографии реальных участников битвы. Пересмотрел сотни снимков. С одного брал разрез глаз, с другого - форму носа, с третьего - бровей. Так что портрет — это собирательный образ настоящих героев.

- Мемориал строят на народные средства. Пожертвовано свыше полмиллиарда рублей. Были ли изначально опасения, что идея сбора всем миром может стать провальной?

-6

- Мне казалось, что это утопическая идея и мы никогда не соберем деньги на памятник. Буквально сразу после конкурса мне начали писать люди. Пришло гигантское количество писем с вопросом, как можно перевести деньги. Большой театр от одного из показов легендарного «Лебединого озера» направил 13 млн рублей. Московская государственная  филармония провела благотворительный концерт «Героям Ржева посвящается» и перечислила 5 млн рублей. 150 млн рублей выделил некий меценат, который пожелал не афишировать свое имя. Я не мог себе даже представить, что возможно за короткий срок собрать всем миром такую сумму.

Чтобы помнили

-  Ваш монумент — это памятник Великой Победе или огромной трагедии?

- Для меня ржевский мемориал — некий знак, подходя к которому люди  вспоминали бы о Великой Отечественной войне, о Ржевской битве, о 27 миллионах советских воинов, которые погибли на фронтах. Важно, чтобы он напоминал россиянам о тех событиях, о том, что трагедия не должна повториться.

-7

На мой взгляд, битва под Ржевом - особенная. Сражаясь на других рубежах Великой Отечественной войны, бойцы видели результаты, они пусть мелкими шагами, но двигались к Победе, отвоевывая у врага деревню за деревней.

В Ржевской битве была некая безысходность. Из окопа солдаты поднимались, шли в атаку, а потом опять возвращались в эти же окопы, но не все. А назавтра - все по новой, и возможно, в окоп не вернешься ты. И так каждый день четырнадцать месяцев подряд. Бойцы не видели результатов своего мужества, и, мне кажется, психологически страшнее этого нет ничего. Так что мемориал — это прежде всего памятник жертвенности солдат.

– А как вам современный Ржев?

- Последние полгода, когда началась сборка памятника, я практически жил в Ржеве. И у меня была возможность оценить город. К сожалению, он производит крайне удручающее впечатление. У Ржева много преимуществ перед другими городами: богатая история, прекрасные панорамные места, где можно обустроить смотровые площадки. Но все, что видят приезжие, — разбитые дороги, серые фасады и заросшие улицы. При должном внимании со стороны властей город Воинской славы должен быть невероятно красив. К сожалению, по всей видимости, до его благоустройства руки не доходят.

- Можно ли говорить о том, что ржевский мемориал прославит ваш с Константином дуэт?

-8

- Знаете, в моей жизни ничего не поменялось. Ведь памятник — это памятник, а скульптор памятника — это всего лишь скульптор. Все знают мемориал «Родина-мать», но единицы — кто его создал. А на мой взгляд, это вершина мирового монументального искусства, самое великое в мире творение в таком размере.

Сейчас, работая над новыми эскизами, я вижу, что ржевский мемориал меня сильно изменил. Надеюсь, это не пик моего мастерства, но то, что это очень важный этап жизни длиною в два с половиной года, точно. Жаль, что открытие памятника откладывается. Но у меня 9 мая пройдет на площадке. Я рассчитываю побыть около ржевского солдата день. Подумать немного, все проанализировать и отпустить. А затем приниматься за новые проекты.

-9

Елена ТИХОНОВА

Фото со страницы ВКонтакте Андрея Коробцова