«Яблоко от яблони далеко не падает», – гласит старая поговорка. Её мы любим повторять, когда рассуждаем о том, что дети наследуют умственные способности родителей. Однако эту поговорку опровергают французские учёные.
В результате проходившего исследования они установили, что умственное развитие детей не зависит напрямую от наследственной предрасположенности. Оказывается, коэффициент интеллектуальных способностей («ай-кью») может повышаться в случае, если дети «попадают в хорошие руки».
Учёные давно уже предполагали, что это возможно, но французским специалистам впервые удалось установить это научными методами. Они исследовали 65 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Все они провели раннее детство в неблагополучных семьях, и их индивидуальный умственный коэффициент в результате проведённых тестов не превышал 85 %, где средний уровень – около 100 %.
Эти же дети были заново обследованы психологами и генетиками спустя 5–10 лет. Они вновь прошли тестирование, и оказалось, что у значительного большинства детей IQ заметно повысился. Причём удалось выявить чёткую зависимость: чем лучше социально-экономические условия семьи, тем более прогрессировал коэффициент интеллекта детей.
Учёные отметили, что у детей, чьи приёмные семьи были более обеспеченными, IQ достиг практически нормального уровня. У остальных он тоже поднялся, но не столь значительно.
Главный вывод исследований французских учёных заключается в следующем: в 4–6 лет умственные показатели ещё не сформировались и могут эволюционировать. Мишель Дюйм из парижского центра семейной терапии заявил:
«Мы доказали, что изменения внешних условий могут способствовать повышению уровня интеллекта детей. Так что перед педагогом стоит задача найти средство для реализации этой идеи».
Тот же Мишель Дюйм считает:
«Американские учёные пытаются выделить ген интеллекта, но я занимаю скептическую позицию на этот счёт. Даже если это им удастся, мы знаем теперь, что IQ можно повысить путём изменения окружающей ребёнка обстановки».
В настоящее время французские исследователи намерены изучить влияние новой обстановки на интеллект в случае, когда детей усыновляют в 6–10 лет, чтобы понять, возможна ли эволюция IQ в более позднем возрасте.
Источник: "Верно ли, что «яблоко от яблони далеко не падает»?"
РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:
◆ Какие качества более важные чем IQ
◆ Какая лучше методика воспитания
◆ Проблемы вундеркиндов – дорогая цена за уникальные способности