Сегодня понять, почему "Тегеран-43" в советском кино стоит особняком, можно, если вы были свидетелем (как я) выхода фильма в начале 80-х или же если отлично разбираетесь в контексте репертуара и проката СССР тех времен. Тогда "Тегеран-43" оказался не просто хорошим фильмом, а прямо-таки "люкс продукцией" советского кино, как "экспортная" "Лада".
Фильм выглядел отчаянно не советским. Не антисоветским - с идеологией в "Тегеране-43" все в порядке. А не совсем советским именно в плане кино - словно он был снят не нашими режиссерами Аловым и Наумовым на базе "Мосфильма", а, как минимум, французами.
Начать хотя бы с общей стилистики и образа героя. Фильмов про разведку в СССР было снято немало, но "Тегеран-43", наверное, был первым, где не педалировались "героическая" и "патриотическая" темы. Главенствует острый сюжет в духе американского или европейского детектива. Да и персонаж Костолевского скорее напоминает героя шпионского триллера (правда, тогда этот термин у нас не употребляли), чем "идейного" советского разведчика. Кстати, ни во временном пласте 43-го года, ни в "современной" части фильма у Костолевского нет ни одной "идеологической" реплики.
Зато на молодом актере идеально сидит элегантная тройка и широкополая шляпа, он мастерски очаровывает женщин, без промаха стреляет, отлично дерется - и даже в старости может "навалять" террористу.
Поражала размашистая география фильма! 1980-й. Заграницу "играют" Рига и Таллин, Каунас и Львов, съемки за рубежом - редкость. И вдруг Алов и Наумов не просят (была такая практика) корреспондентов советского ТВ проехать по улицам заграничных городов и снять "иностранный" фон. Они вывозят съемочную группу и проводят полноценные съемки - и не где-нибудь в Будапеште, а в Лондоне, Париже, Нью-Йорке!
Снимают размашисто. Не на задворках. Если Париж, то вот вам набережная Сены и Нотр-Дам. Если Лондон - смотрите, герой идет по Пикадилли!
Съемки в Нью-Йорке - чуть ли не пижонство. Не самый важный эпизод, который вполне можно снять и без экспедиции за океан. Так не пойдет - вот вам самый настоящий Манхэттен, снятый с вертолета! И если персонажи ведут диалог в офисе - за окном настоящие небоскребы!
Обилие советских кинозвезд в престижной ко-продукции не удивительно, но Ален Делон в "Тегеране-43" - своего рода сенсация! Конечно, кому как ни ему играть архетип француза, галантного сердцееда, бескомпромиссного полицейского? Но Делон на рубеже 70-80-х - чуть не главная европейская звезда, и как он оказался в фильме советских режиссеров - загадка! Кстати, международный флер, помимо Делона, "Тегерану-43" придали и лица других, менее именитых европейских актеров.
С точки зрения сюжета и манеры подачи "Тегеран-43" тоже не походил на "кондовый" советский детектив. Зловещая агентура нацистов в Тегеране 43-го, террористы и наемные убийцы бурных европейских 70-х, саспенс, драки и перестрелки, не по-советски эффектные убийства. Это и правда больше походило на французские или итальянские триллеры той поры, чем на привычное кино о советских разведчиках.
И вишенка на этом "европейском" торте - ставшая легендарной "Вечная любовь" в исполнении Шарля Азнавура. Песня мирового уровня в исполнении главного шансонье Франции в фильме советских режиссеров - это звучало сильно.
Интересно, какому "продюсеру" из Госкино СССР пришло в голову сделать остросюжетный триллер международного масштаба? Кто бы он ни был - спасибо ему, спасибо режиссерам Алову и Наумову, никогда до этого не снимавшим подобное кино, спасибо актерам, спасибо авторам "Вечной любви" и старику Азнавур.
Первый раз посмотрел это фильм - страшно сказать - 40 лет назад... Сколько раз пересматривал с тех пор - уже и не вспомню. И, надо сказать, "Тегеран-43" мне так и не надоел. Видимо, вечная любовь.