Найти в Дзене

Самоучитель езды на мотоцикле. Занятие третье-правильное направление взгляда при езде.

Оглавление
Привет, мои дорогие друзья! Сегодняшний урок будет посвящён правильному направлению взгляда при езде на мотоцикле. Все мы, и уже по триста раз слышали: - "Куда смотрю, туда и еду!" Всё верно, с этим не поспорить) Но вот куда именно нужно смотреть при управлении мотоциклом, никто не уточнял)

Начнём с того, что ситуаций, в которых мы пребываем в потоке великое множество, и сказать однозначно про все эти режимы движения , нельзя! Придумал!!! А давайте упростим) Отдельно разберём все режимы движения, в которых мы, волей - неволей, оказываемся на дороге. Итак! Условно можно разделить все наши манёвры на три режима:

1. - Медленное маневрирование: это моменты начала движения и остановки, моменты объездов чего-либо, пробки и междурядье, маневрирование на парковках, в гаражах, дворах и т. д.

Мотоциклист стоит у обочины и намеревается возобновить движение.
Мотоциклист стоит у обочины и намеревается возобновить движение.

2. - Движение с постоянными скоростями, разгоны и торможения: здесь мы активно ускоряемся, замедляемся. Ускорения при этом, могут быть прямолинейными, и совмещены с манёврами. Могут быть плавными - в прогулочном режиме, а могут и максимально динамичными, так, как может ваша техника! Абсолютно неважно при этом, в городе сие происходит, или за его чертой.

Мотоциклист активно разгоняется, и его взгляд направлен далеко вперед на горизонт.
Мотоциклист активно разгоняется, и его взгляд направлен далеко вперед на горизонт.

3. - Третий режим движения. Повороты разной крутизны и скорости их преодоления. Объезды препятствий, и любые скоростные манёвры. При этом всё равно, город это или загородная магистраль.

Мотоциклист двигается в скоростном повороте, взгляд его направлен на выход из поворота. Смотрит он в поворот на горизонт, не опуская взгляда. Его взгляд как - бы заглядывает в поворот в поиске его окончания, он ищет выход из поворота, его окончание!
Мотоциклист двигается в скоростном повороте, взгляд его направлен на выход из поворота. Смотрит он в поворот на горизонт, не опуская взгляда. Его взгляд как - бы заглядывает в поворот в поиске его окончания, он ищет выход из поворота, его окончание!

А теперь подробнее)

1. - Когда мы начинаем движение, возобновляем его, нам необходимо знать обо всех опасностях или неизвестностях что нас подстерегают! Каждый раз при начале движения - включаем указатель поворота, смотрим в зеркало заднего вида, потом поворачиваем голову назад, за плечо ( А вы помните про мёртвые зоны зеркал?), и только потом начинаем движение, повернув голову обратно. Двигаясь в потоке транспорта на малой скорости смотрим вперёд на уровне глаз, в перспективу, не опускаем взгляда вниз надолго.

Пока мы смотрим вниз - на приборную панель, в зеркала, через плечо назад, просто отвлекаемся - мотоцикл продолжает движение и поток тоже. Вы можете не успеть заметить уменьшения дистанции до впереди идущего автомобиля, его перестроение или манёвр. В результате, в панике хапнем тормоза - блокировка колёс, сцепление - мотоцикл не будет тормозить двигателем, и навернёмся с искрами и скрежетом! Зачем вам такие сюрпризы? Если уж приспичило опустить взгляд в движении, обеспечьте себе наибольшую дистанцию для этого и, как минимум, не увеличивайте скорость.

Не нужно смотреть на приборную панель, вниз под колесо. Смотрите далеко вперед на уровне глаз.
Не нужно смотреть на приборную панель, вниз под колесо. Смотрите далеко вперед на уровне глаз.
Естественно, я не призываю вас смотреть неумолимо вдаль, только вдаль) Это лишь общее направление взгляда - при этом мы мониторим положение автомобилей в рядах, дистанцию до них и интервалы. Смотрим в зеркала в поиске более быстрых ребят сзади) Не вступаем с ними в перепалку, а спокойно пропускаем. Если мы двигаемся в пробке: не превышаем свою разумную скорость. Двигаемся с той, с которой заведомо остановимся, если что! В междурядье не удивляйте никого тем, как вы умеете открывать газ. Просто автолюбители умеют открывать дверь) В междурядье мы смотрим в зеркала автомобилей, в надежде увидеть глаза водителя авто. Увидел - значит знает о нас! Нам важно следить за положением машин в полосе и реагировать на изменение положения, быть готовым снизить скорость. Видеть их передние колёса. Если начинают поворот - жди манёвр (читай - жди беды). Если в ряду слева (или справа) от вас машины ускорились, а сзади идущие еще не догнали их образовалось окно), ждите прыжка авто в это место из соседнего ряда!!! НЕ СПЕШИТЕ!!! Если при движении в междурядье вы догоняете большое транспортное средство, не спешите. Оно закрывает вам обзор, и вы не можете видеть того, что происходит перед этим автомобилем и за ним. А там может быть пешеход, бегущий между машин. Там может быть такой - же мотоциклист, вклинивающийся к вам из соседнего междурядья. В любой ситуации, когда вы не видите того, что впереди вас и вокруг на несколько секунд, снижайте скорость. Это не зазорно, это спасает жизнь!!!

Если вас догнали в междурядье - пропустите человека. Ему будет приятно, и вам. Не устраивайте с ним гонок. ЭТО НИКОМУ НЕ НУЖНО!

2. - При движении с постоянной скоростью, разгоняясь и замедляясь, совет один. СМОТРИМ ВПЕРЁД! Чем раньше мы увидим впереди то, что то - то идёт не так (поток начинает снижать скорость, впереди показался пешеход у перехода, вы приближаетесь к перекрёстку, авария на дороге или любая другая неприятность), тем раньше вы сможете принять меры к обеспечению безопасности. Это и просто закрытие газа, замедление. И торможение, в том числе и экстренное, или просто манёвр уклонения. Нельзя залипать взглядом на каком - то объекте. Ваше внимание в результате, окажется прикованным к нему, и других более опасных для вас вы просто не заметите вовремя. А там, снова. Поздняя реакция, сцепление до упора, оба тормоза в юз...
Дабы не попасть в неприятность, не отвлекайтесь от происходящего впереди. Смотрите вперёд, а не перед колесом.
Дабы не попасть в неприятность, не отвлекайтесь от происходящего впереди. Смотрите вперёд, а не перед колесом.
Смотрим вперёд, поверх крыш машин. Если автомобиль большой, не просматривается насквозь, движение за ним посередине недопустимо - вы не видите того, что происходит перед ним. Вы не можете предвидеть, что там перед ним. ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ! Не гадать, а именно знать. Те самые несколько секунд)
Взгляд ищет опасность. Далеко впереди, слева или справа от вас, сзади. Мне очень нравится история, которую мне рассказывали про лётчиков - истребителей во Вторую Мировую. Что они, дабы выжить, должны были крутить головой во все стороны. Максимально часто и интенсивно. Естественно, это только пример. Перегибать палку не стоит. Но и спать за рулём я тоже не советую! быстрая молния в зеркалах сзади должна вас информировать о том, что сзади гонщик. ВНИМАНИЕ! Не допускаем быстрых манёвров, перестроений, пока нас не опередят.

Любой манёвр я рекомендую дублировать доворотом головы в сторону предполагаемого манёвра. Не спешите, включив указатель поворота и посмотрев в зеркала, ринуться в соседний ряд или на поворот. Поверните головы в сторону манёвра - в мёртвой зоне зеркал может быть очень много интересного!

Взгляд в зеркало, включаем указатель поворота, снова взгляд в зеркало, потом поворот головы в сторону манёвра - и только потом сам манёвр!

Зеркала заднего вида не дают полной картины происходящего сзади. Не ленитесь поворачивать голову, друзья!
Зеркала заднего вида не дают полной картины происходящего сзади. Не ленитесь поворачивать голову, друзья!
3. - Двигаясь в повороте необходимо смотреть в направлении движения, направляя свой взгляд на выход из поворота. При этом, если скорость движения небольшая, а радиус поворота мал, взгляд сразу может быть направлен за плечо, в конец поворота. По мере проезда поворота и распрямления траектории, взгляд так - же переводим вперёд, в направлении дальнейшего движения.
Мотоциклист двигается на малой скорости. Взгляд направлен на выход из поворота, и направление взгляда в горизонт. При этом боковое зрение играет огромную роль.
Мотоциклист двигается на малой скорости. Взгляд направлен на выход из поворота, и направление взгляда в горизонт. При этом боковое зрение играет огромную роль.
В том случае, если скорость высока и поворот большой по радиусу, мы при входе в поворот смотрим сначала на его середину, по мере приближения к середине поворота взгляд наш смещается к выходу из него. По мере проезда поворота и распрямления траектории, взгляд так - же переводим вперёд, в направлении дальнейшего движения. Смотрим на уровне глаз, не опуская взгляда на асфальт. Весь поворот мы осматриваем ещё и с помощью нашего помошника, переферического зрения. Оно добавляет нам информации о том, что происходит вокруг нас в повороте. НАПОМИНАЮ! Нельзя залипать взглядом на каком - то объекте при движении в повороте. Ваше внимание в результате, окажется прикованным к нему, и важных изменений в повороте вы просто не заметите.

Самое важное про взгляд в повороте! Если вы знаете, друзья, мотоцикл поворачивает наклоном. Ехать в повороте вертикально мотоцикл не умеет) Так вот для того, что - бы поворачивать, то есть двигаться в наклоне, в средне - быстрых и быстрых поворотах, мы используем воздействие на рукоятки руля, если угодно, контрруление! И, сколь долго нам нужно пребывать в повороте, то есть поворачивать. столь долго мы и воздействуем на эти рукоятки руля. Мы дозируем усилие на руле, исходя из скорости движения и радиуса закругления! Если упрощённо - скорость больше, то давим от себя чуть сильнее и получаем более глубокий наклон, уменьшая радиус. И наоборот! Скорость меньше - давим менее эффективно, и получаем не такой глубокий наклон мотоцикла, и как следствие, больший радиус поворота.

Когда мы едем в повороте, мы все время воздействуем на руль. Если это воздействие прекратить, мотоцикл выпрямится, так уж оно устроено))) И получается, что в наклоне и повороте мы смотрим на дорогу, видим её ширину и радиус закругления и начинаем прилагать усилие, которое нужно для этих условий. Всё время в повороте мы незаметно для себя корректируем усилие на руле, незримо и незаметно, по сути, подправляя траекторию движения. Глаза видят - руки делают! Работа не прекращается ни на секунду.
Мотоциклист смотрит в поворот на уровне глаз. Для поддержания траектории движения он воздействует на рукоятки руля, не прекращая ни на секунду коррекции.
Мотоциклист смотрит в поворот на уровне глаз. Для поддержания траектории движения он воздействует на рукоятки руля, не прекращая ни на секунду коррекции.
Теперь представим себе, что мы отвлеклись в повороте. Перевели взгляд на приборную панель, посмотрели в зеркало, оглянулись назад на своих товарищей. И, через некоторое время вернув взгляд назад, на дорогу, понимаем, что мотоцикл уже сместился с прежней траектории, по которой двигался ранее. Сместился настолько, что уже почти выехал дороги в обочину ( при левом повороте), или несётся прямиком на полосу встречного движения ( при повороте правом). Знакома вам такая ситуация?
А произошло это только потому, что вы, двигаясь в наклоне, задали мотоциклу чёткий угол наклона и он соответствовал вашей траектории, пока вы за этим следили и корректировали. Но как только вы отвлеклись, из системы "ГЛАЗА - РУЛЬ - ДОРОГА" были исключены глаза. Они не смотрели на дорогу, они не видели радиуса закругления, мозг не обрабатывал информацию и не давал команды рукам подправлять траекторию. По сути мотоцикл, на какое - то время, стал неуправляем. Он как снаряд нёсся в повороте, неведомо куда. И только счастливый случай вовремя вернул ваш взгляд обратно на дорогу. Вы успели всё исправить до того, как произошла трагедия!

Друзья! Мой вам совет. Когда вы двигаетесь на скорости в повороте, не отвлекайтесь на вещи, которые можно сделать потом. Не теряйте из виду намеченную вами траекторию ни на секунду - это может стоить вам жизни!

Объезд препятствий осуществляется быстро, под сброс газа. Тело остаётся в вертикали, мотоцикл наклоняется на нужный для манёвра угол.
Объезд препятствий осуществляется быстро, под сброс газа. Тело остаётся в вертикали, мотоцикл наклоняется на нужный для манёвра угол.
Ну и про объезды препятствий! Взгляд мотоциклиста должен быть направлен поверх этого объекта, если его габариты незначительны (как на снимке), если же препятствие большое (микроавтобус, грузовик и т.д.), то смотрим в сторону от него, в соседнюю полосу, например. Туда, куда мы собираемся его объехать. Но не забывайте, даже в этой ситуации успеть метнуть взгляд назад, через плечо. В вашей мёртвой зоне может двигаться другое транспортное средство. Тогда только тормозить, в надежде что получится остановиться. А торможение.... Хотя, это уже совсем другая история)

Дорогие мои! Ну что - ж, на сегодня это всё! Надеюсь, вам понравилось. Если у вас есть комментарии, вопросы или советы - приглашаю вас к обсуждению в комментариях. Буду рад ответить на любые вопросы, друзья!