Как говорится, больше всего боятся испытать горечь поражения электрики. Но проигрывать неприятно всем и всегда. Однако делать это тоже надо уметь!
Как отмечал корреспондент лондонской «Дейли телеграф» Дэвид Спэньер, сдача партии является существенным компонентом шахматного этикета, требующим проявления определенных культурных навыков, самообладания и чувства собственного достоинства.
Эталоном джентльменского поведения в этой неприятной ситуации может служить практика британского маэстро Джорджа Томаса (1881-1972),
который «остановив часы. с почти счастливой улыбкой благодарил партнера за доставленное удовольствие, горячо жал ему руку и желал дальнейших успехов».
Полной противоположностью являл собой Арон Нимцович. Проиграв на берлинском турнире 1926 года партию малоизвестному conернику, он возбужденно вскочил с места и, обращаясь к зрителям, крикнул: «Может ли кто-нибудь из вас мне толком разъяснить, как это я ухитрился проиграть партию этому бездарному идиоту?!»
Акиба Рубинштейн сдавал партию «с совершенно безучастным выражением лица».
Рудольф Шпильман, остановив часы, «зажмуривал глаза и с гримасой отвращения отталкивал от себя фигуры, словно они были пропитаны
ядом».
Х. Р. Капабланка «в тех редких случаях, когда ему приходилось сдавать партию, делал это небрежным жестом миллионера, подающего милостыню нищему».
Однако, самым неприятным способом сдачи Спеньер считал ситуацию,
«когда соперник с вымученной улыбкой поздравляет вас с победой, а
потом в течение часа пытается вам доказать, что он «должен был выиграть по-всякому».
"Лично я. - комментирует Спэньер, - пожалуй, даже предпочел бы, чтобы мне сдали партию по способу Нимцовича».
P.S. Друзья, буду рад вашим комментариям, лайкам и подписке на канал! Обещаю выкладывать интересный контент почаще!