В советские годы милиция состояла в системе МВД союзных республик, а подчинялись исполнительной власти на местах, при назначении руководителей министерств, главных управлений, управлений и отделений милиции согласовывали с Советами народных депутатов соответствующих городов и районов, безусловно, милиция по своей работе подчинялась местной власти.
В 90-ые годы, учитывая Закон РСФСР «O милиции». Согласно ст. 7 данного закона (в редакции, действовавшей по состоянию на 07.04.1992г.) Постановлением Правительства Москвы № 176 от 07.04.1992 года «Об управлении муниципальной (местной) милиции» в Москве, в качестве эксперимента была создана муниципальная милиция.
1-м пунктом указанного постановления было указано, что Управление муниципальной милиции создается в составе Милиции общественной безопасности (МОБ) Главного управления внутренних дел города Москвы. Также было четко прописано, что муниципальная милиция подчиняется в первую очередь Министерству внутренних дел, а подразделения ГУВД помимо МВД еще и соответствующим Советам народных депутатов, и их исполнительным комитетам. На должности данных руководителей назначает министр внутренних дел, по согласованию с исполнительными комитетами соответствующих Советов народных депутатов с последующим утверждением на сессии этих Советов. Так же стоит отметить, что начальник МОБ ГУВД (УВД) являлся заместителем начальника управления, этим же начальником ГУВД он назначался на должность, освобождался от неё и находился в его прямом подчинении. Вертикаль руководства милицией строилась на принципе первоочередного подчинения именно ГУВД Москвы и лишь во вторую очередь подразделения МОБ подчинялись органам местного самоуправления.
17 сентября 1998 года подписан Указ Президента Российской Федерации № 1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления».
Однако, данный Указ и эксперимент постепенно свели на нет в начале 2000 годов в связи тенденцией с централизации власти.
Во всех следующих редакциях Закона «О милиции» этот принцип доминирующей роли МВД России в управлении всей милицией сохранялся. Впоследствии, законодательство о милиции/полиции было изменено таким образом, что местные органы власти утратили даже второстепенную роль в управлении территориальными органами МВД России.
Некоторые федеральные структуры могут иметь четкую централизацию, это как система прокуратуры, система государственной безопасности, технический надзор, здравоохранение и образование.
П. 1 ст. 4 Федерального закона (от 07.02.2011 N 3-ФЗ) "О полиции", полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не предусматривает наличия муниципальной милиции (полиции).
На практике возникают некоторые трудности по охране общественного порядка, полиция не занимается проблемами на местах, правонарушения остаются латентными, полиция сама по себе, в основном занимается составлением адмпротоколов несуществующих правонарушений.
В настоящее время в Москве функции местного самоуправления сведены на нет, практически носит формальный характер, соответственно, муниципальная милиция, административные комиссии, которые могли бы на территории своих районов могли бы решать проблемы самого района.