Когда определен метод проверки гипотезы, он задает требования к составу и объему исходной информации, необходимой для его применения. Существует большое разнообразие методов, применяемых в различных исследованиях для сбора исходных данных. Они обладают разными возможностями, применяются для решения разных задач и при наличии определенных условий.
Инструментальный метод.
Этот метод основывается на применении специальных приборов. Всем хорошо известны такие измерительные приборы, как линейка, весы, градусник, часы, барометр. Но помимо измерительных в исследованиях используются и другие виды приборов:
- увеличивающие силу или диапазон чувственного восприятия (микроскопы, приборы ночного видения, телескопы, рентгеновские установки);
- позволяющие проникнуть во внутреннюю структуру (ускорители, центрифуги, фильтры, призмы);
- фиксирующие приборы (кино-, фотоаппаратура, осциллографы, различные индикаторы).
Применяемые методы измерения должны обеспечивать необходимую точность, иначе можно сделать ошибочные выводы.
Наблюдение.
Этот метод познания действительности широко распространен в науке. Он был основным на начальных этапах становления многих наук. Осуществляя сбор информации, наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий. Она включает: перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Хорошо организованному наблюдению присущи следующие свойства:
- целенаправленность (наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего);
- планомерность, т.е. следование определенному плану действий;
- регистрируемость результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений.
Полученные в таком наблюдении данные не будут случайными, и в меньшей степени будут зависеть от того, кто наблюдает (от свойств наблюдателя).
Наблюдение складывается из следующих процедур:
- определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);
- выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);
- выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Анализ документов.
Этот метод предполагает получение нужной информации путем изучения содержания текстов, и изображений зафиксированных письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконографической форме и др. Этот метод используется при изучении биографий конкретных людей, событий и фактов истории, в социологических исследованиях. Существуют формализованные методы анализа содержания документов (контент-анализ). Применяются специальные приемы проверки документов на достоверность. Например, известно, что содержащиеся в исторических летописях сведения далеко не всегда оказываются достоверными. То же самое относится и к биографическим данным.
Анкетный опрос.
В социальных науках широко используется метод опроса. Он реализуется в двух формах: интервью и анкетного опроса.
- Анкета (вопросник) представляет собой документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.
- Интервью. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым (респондентом). Этот метод опроса отличается от анкетного тем, что необходимая информация получается при непосредственном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого.
Эксперимент.
Это один из основных (наряду с наблюдением) методов исследовательской деятельности. Особенности эксперимента, в отличие от ранее рассмотренных методов сбора первичной информации, заключаются в активном целенаправленном воздействии исследователя на изучаемую действительность.
Основные особенности эксперимента как метода исследования состоят в следующем:
- всякий эксперимент осуществляется так, что исследователь, воздействуя на одни переменные и изменяя их, наблюдает вызываемые этими воздействиями эффекты в других переменных;
- переменные, на которые воздействуют, (независимые переменные) и те, которые изменяют свои значения вследствие изменений первых (зависимые переменные), определяются операционально, т.е. так, что для каждого из них известен способ измерения;
- влияние на зависимые переменные каких-либо неконтролируемых факторов минимизировано (в идеале исключено);
- эксперимент воспроизводим, т.е. при создании тех же самых условий в другое время и другими экспериментаторами гарантировано получение тех же самых результатов;
- исключены какие-либо альтернативные правдоподобные объяснения наблюдавшихся в эксперименте эффектов.
Выбор метода сбора исходной информации зависит от выбранного способа проверки гипотезы. Он диктует требования к исходным данным. Для измерения одной и той же величины могут использоваться разные приборы. Например, взвешивать груз можно на пружинных весах, а можно на электронных. Разные приборы могут быть способными делать измерения с разной степенью точности. Метод обработки, предъявляя требования к исходной информации, определяет, какой прибор может быть использован для ее сбора.
В том, что касается наблюдения, интервью, анкетирования, эксперимента, здесь в большинстве случаев исследователям приходится специально разрабатывать методику и план сбора исходной информации. Разрабатывать такие методики следует, руководствуясь рекомендациями, которые можно найти в специальной литературе и в Интернете.