Найти тему
Вестник истории

Бойня в Тевтобургском лесу. «Квинтилий Вар, верни мои легионы!»

В истории великих империй есть как золотые, так и чёрные страницы. В начале новой эры Рим пережил настоящую военную катастрофу, затмившую все ранее понесённые поражения.

Военная история Рима знала немало впечатляющих побед: Пунические войны, закончившиеся сокрушением Карфагена, завоевание Македонии, греческая кампания. Но были и катастрофические поражения: битва при Каннах, провальный поход Марка Красса на Парфию, и, наконец, битва, или правильнее будет сказать, бойня в Тевтобургском лесу, стоившая Риму трёх легионов.

Вид на Тевтобургский лес
Вид на Тевтобургский лес

Провинция Германия

Завоевав Германию, римляне взяли в аманат сына вождя племени херусков, который позже стал известен, как полководец Арминий. Воспитанный в римских традициях, Арминий в совершенстве овладел военным искусством, и вскоре стал одним из полководцев. Отряды под его командованием состояли, преимущественно, из этнических германцев, перешедших на римскую службу. Он даже вёл борьбу против других германских племён, не пожелавших покориться Риму. Казалось, Германия стала обычной римской провинцией. Однако Арминий всё это время не мог не думать о том, что его родина захвачена Римом, а земляки – в подчинённом положении. Вероятно, именно тогда он и стал выжидать удобного момента для поднятия восстания.

Ситуация изменилась, когда наместником был назначен Публий Квинтилий Вар, до того служивший проконсулом в Сирии. Вар совершенно не подходил на роль командующего имперской армии. Более того, он славился своим корыстолюбием.

«Квинтилий Вар, происходивший из семьи скорее известной, чем знатной, был от природы человеком мягким, спокойного нрава, неповоротливым и телом и духом, пригодным скорее к лагерному досугу, чем к военной деятельности. Что он не пренебрегал деньгами, доказала Сирия, во главе которой он стоял: бедным он вступил в богатую страну, а вернулся богатым из бедной.»[1]

Вар предпочитал действовать методами, сработавшими в Сирии. Историк Луций Анний Флор писал, что Вар «довольно неосторожно похвалялся тем, что он в состоянии укротить дикость варваров прутьями ликторов и голосом глашатая». Неосторожная политика Вара привела к нарастанию антиримских настроений в Германии. И в скором времени (9г. н.э.) случилось восстание, закончившееся военной катастрофой для римлян.

[1] Веллей Патеркул, 2.117

Арминий с женой
Арминий с женой

Тевтобургская мясорубка

Арминий, довольно долго прослуживший в римской армии, хорошо знал о её преимуществах и недостатках. На открытой местности сражение с римлянами было вести сложно – у римлян были отлично налажены дисциплина, военная тактика и боевые порядки. Однако в пересечённой местности, особенно в лесу и горах, пехота на марше была удобной мишенью. Особенно если противник не вступал в открытый бой, а вёл партизанские действия, тревожа войско короткими набегами.

Тем временем, римляне спешили как можно скорее подавить восстание германцев и вернуться на Рейн для зимовки. Арминий вызвался сопроводить римские легионы. Вскоре Арминий с вверенными ему солдатами отстал от Вара. Когда легионы углубились в лес, продвижение замедлилось: огромное количество обозов, размытые дороги и пересечённый характер местности вынуждали римлян растянуть боевые порядки. Арминий, выждав момент, рассёк отдалившиеся отряды римлян и перебил их.

Дион Кассий писал:

Римляне вели за собой, совсем как в мирное время, множество повозок и вьючных животных; за ними следовало также большое количество детей, женщин и прочей прислуги, так что войско вынуждено было растянуться на большое расстояние. Отдельные части войска ещё более отделились одна от другой вследствие того, что полил сильный дождь и разразился ураган.[2]

Вскоре германцы обстреляли римские отряды из луков. Римлянам с трудом удалось отразить нападение противника, однако на следующий день германцы, заманив римлян в лес, продолжили атаковать. Закованные в доспехи римляне не могли быстро передвигаться по грязи, их щиты, промокщие под дождём, потеряли свою силу. Германцы за счёт мобильности и знания местности легко отбивали все контратаки римлян.

[2] Дион Кассий, 56.18—22

Германцы в атаке
Германцы в атаке

Римские легионы никак не могли выстроиться в боевые порядки для эффективного противодействия врагу, и вскоре стало ясно, что они окружены. Раненые Квинтилий вар и легат Луций Эггий, поняв всю безнадёжность сопротивления, закололи себя мечами. После этого римляне потеряли всякую организацию. Солдаты бросали оружие и уходили с поля боя. И это было не организованное отступление, а паническое бегство. В Тевтобургском лесу нашли свою смерть 22 тысячи легионеров.

Захват римского орла
Захват римского орла

Попавшие в плен солдаты были переведены в германский лагерь и принесены в жертву богам. Некоторые попали к германцам в рабство. Арминий, вдохновлённый победой, отсёк Вару голову и отправил её вождю племени маркоманов, но тот её не принял и голова была отослана в Рим. Три знамени, потеря которых считалась для легиона позором, были захвачены врагом. В Тевтобурском лесу пало 3 легиона, 6 когорт и вся кавалерия.

Пленные легионеры под ярмом
Пленные легионеры под ярмом

Весть о гибели войска в Германии повергла императора Августа в глубокий шок. Он не мог поверить и принять данную новость. По свидетельствам Светония, император несколько месяцев не стригся и не брился. Часто он в припадке бился головой о дверной косяк, восклицая: «Квинтилий Вар, верни мои легионы!» (Quintili Vare, legiones redde!)

Хотите стать автором? Пишите нам на почту: vestnikistorii@yandex.ru

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Спасибо за ознакомление!