Со мной такое было много раз. Когда на мне надета моя любимая старая балетная толстовка, я часто слышу:
"О, у вас дочь балетом занимается?"
"Вообще-то нет, это я занимаюсь"
"Ого! - удивлённый голос - А в каком театре танцуете? Или вы раньше танцевали?"
"Нет, я не танцую в театре. Я не профессионал. Я просто занимаюсь балетом".
*...Недоумённый взгляд. Неловкая пауза повисла в воздухе...
Взрослые, которые занимаются балетом - это большой знак вопроса. Бывшая профессиональная балерина? Нет. Преподаватель танца? Едва ли.
Как и многие другие любители, я начала заниматься балетом в детстве. В целом, мне нравилось, но я прекратила заниматься, когда открыла для себя вокал и актёрское мастерство. К балету я вернулась аж в университете. У нас был преподаватель, который относился к нам так же серьёзно, как и к профессиональным танцорам, а не как к тем, кто ходил "для галочки". Мне было на тот момент 20 лет. С этого времени я начала постоянно заниматься балетом, то уходя, то возвращаясь.
Четыре года назад, когда моя дочь была ещё маленькой, я могла посвятить больше времени балету. Во многих школах танца мне говорили: "Извините, у нас нет балетных классов для взрослых". В конце-концов судьба привела меня в Бруклинскую школу балета, рядом с Бостоном.
На тамошних классах были все возрасты: от подростков до 60-летних. Но мне всё нравилось. Всё, от моего самого первого плие до неуверенного па-де-ша. Поначалу я была будто деревянной. Мне понадобилась пара лет, чтобы от базовых экзерсисов у станка дойти до гранд аллегро, после которого мои ноги не отваливались бы.
Я и правда прогрессировала очень быстро. Но всё равно не могла избавиться от ощущения, что ко мне относились как к какой-то шутке. Что взрослые балерины-любители - это нечто запоздалое. Что-то такое, о чём говорят: "а, ну да, это довольно мило, они так стараются". Преподаватели воспринимали наши усилия серьёзно. Так почему же другие - нет?
А однажды, за пару дней до моего первого класса на пуантах, я зашла в танцевальный магазин за пуантами. И там мне опять задали мой "любимый" вопрос.
"Для вашей дочери?", участливо спросила продавщица.
"Нет, это для меня"
Я помню, как я поделилась с одной своей знакомой - бывшей профессиональной балериной - что жду-не дождусь того момента, когда смогу попробовать пуанты. В ответ она ухмыльнулась: "Это точно не дело взрослых любителей - вставать на пуанты". Она, наверное, сразу представила себе, как я куплю пару пуант Bloch и буду неуклюже ковылять в них по паркету, пытаясь изобразить из себя балерину.
Я знала, что работа на пуантах подразумевает силу ног и икр. Что прежде чем встать на пальцы, мне придётся сделать сотни и сотни релеве у станка. Но всё равно мне не терпелось начать, пусть и с неуклюжих эшапе и пике. И даже если близкие мне люди не понимают, почему 45-летняя женщина посвящает так много времени чему-то, в чём она никогда-никогда не станет профи.
Близкие мне люди не понимают, почему 45-летняя женщина посвящает так много времени тому, в чём она никогда не станет профи.
К счастью, есть преподаватели, которые фокусируются на взрослых танцорах-любителях. Кэти Мата, танцевальная школа Алонзо Кинг Лайнс Балет в Сан-Франциско, страстно верит в таких студентов. Её философия - дать им реальный шанс танцевать на сцене, перед публикой. Она основала студию Kathy Mata Ballet в 1988 и сейчас выпускает по несколько шоу ежегодно.
Кэт Уайлдиш, нью-йоркский преподаватель балета, даёт свои студентам возможность исполнять классический репертуар в рамках концертов, которые она организует 3 выходных в году. Её студия с 20 студентами в 2008 сейчас превратилась в крупный проект, а билеты на такие концерты часто быстро распродаются.
Кэти Мата считает, что взрослые любители могут очень много дать балету и их не нужно сбрасывать со счетов, ведь они могут быть очень сильными исполнителями. "У них есть зрелость и жизненный опыт, они буквально горят желанием танцевать, чтобы выплеснуть всё это через творчество. Дети часто просто следуют указаниям преподавателя, а у взрослых есть некая мудрость, которая позволяет им как следует проникнуться танцем", говорит Мата.
Сейчас я тренируюсь в студии Open Doors, Северная Каролина, США. Мы, студенты, впитываем каждое слово преподавателя, задаём кучу уточняющих вопросов о положении руки или пике, смеёмся, когда у нас не получается достать ногой до головы на гран-батмане. У меня пока много чего ещё не получается, но я надеюсь и очень стараюсь.
Знаете, что самое смешное? Моя шестилетняя дочь сейчас тоже занимается балетом. "Прямо как ты, мама", говорит она. Всё правильно. Прямо как я.
***
Этот материал - перевод статьи взрослой балерины - американки Линдси Мартелл. Оригинал статьи: "Why adult ballet students should be taken seriously"
_______
Автор — Евгения Будрина.
Начала заниматься балетом в 32. Рассказываю о том, каково это — серьёзно заниматься танцами после 30. О сложностях, фейлах, личных историях и лайфхаках. И просто размышления по поводу.
Мой инстаграм - @kick_ass_girl_.
Мой телеграм-канал - A.Dancer