Дыхание - это одно из важных рефлекторных действий нашего организма, во время которого осуществляется газообмен, насыщение клеток организма кислородом. Еще давным давно ученые определили важность дыхательной гимнастики и ее положительное влияние на здоровье в целом. В наши дни существует большое количество авторских методик, как говорится, на все случаи жизни. Но чтобы добиться желаемого результата и эффективности необходима систематичность таких занятий, знание дозировки и следовать инструкциям.
В данной статье я расскажу о пользе дыхательной гимнастики для дошкольников и поделюсь некоторыми упражнениями.
Мы никогда не обращаем свое внимание на процесс дыхания, да и, казалось бы, не за чем это делать. Ну и дышим мы, ну и поступает кислород в организм, что же еще надо? Но это далеко не правильное рассуждение. Свое дыхание можно усовершенствовать, научиться задерживать дыхание надолго, укрепить свое здоровье и здоровье своей дыхательной системы, можно излечиться от многих болезней и многое другое. И этому добиться поможет именно дыхательные практики.
Когда мы осознанно контролируем свое дыхание, выполняем специальные комплексы упражнений, направленные на развитие дыхательной системы - это называется дыхательной гимнастикой.
Польза дыхательной гимнастики для организма:
- укрепление дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата
- подавление приступов удушья при астме
- восстановление носового дыхания (для коррекции речи)
- повышение жизненной активности
- насыщение кислородом клеток головного мозга
- повышение концентрации внимания
- нормализация сердечно-сосудистой системы, улучшение притока крови к головному мозгу
- улучшение сна
- профилактика стрессов, укрепление нервной системы
- повышение иммунитета и защитных функций организма
- преодоление речевых нарушений (заикание).
Как мы видим, что дыхательная гимнастика оказывает благотворное и общеукрепляющее действие на весь организм. И чтобы достичь таких результатов необходимо регулярно выполнять дыхательные упражнения каждый день, выделяя на это от 5 мин и больше (время увеличивается постепенно).
Дыхание проходит в два этапа: вдох и выдох. Если дыхание неправильное, то легких остается некоторое количество углекислого газа, что будет затруднять поступление кислорода в легкие, и затем в кровь. При дыхании через рот у ребенка будет наблюдаться сбивчивая речь "речь на вдохе", при этом плавная и внятная речь будет невозможна. Ребенок будет жадно глотать воздух и одновременно пытаться что-то сказать и если предложение большое, то и сказано оно будет в несколько дыхательных приемов. Если при нормальном дыхании (вдох носом -выдох ртом) мы вдыхаем определенное количество воздуха и затем на выдохе плавно произносим что-либо, и только в этом случае речь будет ровной, внятной и мелодичной.
Дыхательная гимнастика оказывает благотворное влияние на детский организм: укрепляет органы дыхания, способствует усвоению витаминов и микроэлементов для роста и развития, оздоравливает организм. У маленьких деток дыхательная система еще только на стадии развития, поэтому часто возникают заболевания.
Дыхательная гимнастика необходима тем, у кого хронические заболевания носоглотки и органов дыхания:
- тонзиллит
- астма
- ларингит
- бронхит
- ринит и др.
Дыхательная гимнастика подбирается с учетом возраста ребенка, его возможностей и типа нарушения. Занятия могут быть как индивидуальными так и групповыми. Также есть и противопоказания (тяжелые инфекционные заболевания, тяжелые заболевания дыхательной системы, проблемы со зрением, патологии кровеносной системы).
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики для детей:
- Не следует заниматься дыхательными практиками сразу после приема пищи. Оптимальное время проведения утром после легкого завтрака (через 40 мин.- 1 час), днем после еды и сна (время должно пройти не менее 1-2 часа после приема пищи).
- Упражнения выполняются в расслабленном состоянии, без усилий и напряжения
- Вдыхаем воздух только через нос
- Небольшой перерыв после каждого упражнения
- Первоначально можно разучить 2 упражнения с ребенком, после постепенно добавлять и другие
Бывает и такое, что у ребенка начинает кружиться голова, то в таком случае рекомендуется прекратить гимнастику. Такое случается из-за переизбытка воздуха в легких. Поэтому выполнять дыхательную гимнастику нужно под наблюдением или по рекомендациям специалистов (логопед, педиатр, дефектолог, невролог и др.).
Примеры упражнений для детей
- Малышам можно предложить понюхать игрушечный цветочек, или настоящий фрукт/овощ и т.п. При этом вдыхаем медленно через нос и выдыхаем плавно через рот. Наблюдайте за щеками, они не должны надуваться.
- Стоя, руки вдоль тела. На вдох поднимаемся и ручки плавно поднимаем вверх (приветствуем солнышко) тянемся, на выход опускаем ручки.
- Руки на пояс. Приседаем - вдох, выпрямляемся- выдох. Движения не резкие, плавные.
- Вдох через нос "Надуваем щеки", задерживаем на секунд 5-10 и выдох через рот, расслабляемся.
- Дыхание через две ноздри по очереди: вдох зажимаем одну ноздрю, выход- зажимаем другую.
Рекомендуемые комплексы дыхательной гимнастики:
Таких упражнений существует много, самая известная при коррекционно-логопедической работе это дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (она основана на усилении обмена воздуха в легких за счет быстрых коротких вдохов через нос при пассивном выдохе). При этом задействуется активно опорно-двигательный аппарат. Часто применяется при различных нарушениях речи у детей. Понятное объяснение и легка для выполнения и понимания ребенком.
Есть и комплексы дыхательных упражнений по методу К.П.Бутейко. Они хороши тем, что упражнения можно применять в любому месте (в транспорте, дома, в гостях, на улице). Автор считает, что глубокое дыхание вызывает гипервентиляцию легких, что приводит к заболеваниям дыхательной системы. Поэтому суть его метода заключается в практике поверхностного дыхания. Такая методика подойдет больше для детей от 4-5 лет и взрослым.
Помимо дыхательной гимнастики рекомендуется:
- Частые прогулки с ребенком на свежем воздухе (парки, выход на природу, площадки).
- Необходимо часто проветривать и насыщать квартиру свежим воздухом, особенно на ночь перед сном, перед занятиями ну и в течении дня.
- Играть в подвижные игры и малоподвижные иры на улице. Это не только насытит детский организм кислородом, но укрепит костно-мышечную систему, что заметно повысит физические качества.
- Игры на развитие воздушной струи для развития речи и нормализации физиологического дыхания: "Подуй на вертушку, бабочку, пчелку" (бабочка и пчелка -бумажные, висят на ниточке). Можно надувать с ребенком шарик, подуть на бумажный кораблик в воде, мыльные пузыри и т.п.
- заниматься спортивными видами деятельности
- контролировать свое питание. Подробнее можно узнать здесь: Мои рекомендации по правильному питанию
Перед занятиями дыхательной гимнастикой необходимо проконсультироваться со специалистом!
Спасибо за внимание) Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал)