В середине 18-го века население Лондона неумолимо росло. В начале 19-го века оно достигало 1 миллиона, но уже к 50-м годам это число выросло до ошеломляющих 3 миллионов. Этот быстрый рост стал причиной серьезных проблем быта, влияющих на здоровье, потому что городское водоснабжение было угрожающе примитивным.
Так как в домах и офисах не было современной системы подачи воды, всю воду для готовки, питья и мытья люди брали из общественных колодцев и водокачек.
Отходы сливались прямо в Темзу или ямы, которые назывались выгребными. Идеальные условия для распространения болезней! (Можете сравнить с Россией того времени).
И одной из самых опасных болезней, настигших город в те времена, стала холера. Впервые ее рука распростерлась над Лондоном в 1830-х, унеся с собой 6 тысяч горожан. К 50-м годам потери были куда больше. На одной из улиц Лондона было зарегистрировано 500 смертей от холеры всего лишь за 10 дней! Чтобы остановить безжалостную болезнь, нужно было предпринимать срочные действия.
Местный житель, доктор Джон Сноу (Jonh Snow), начал активно помогать городу. Он очень скоро понял, что, вероятно, условия жизни оказывают прямое влияние на здоровье.
К тому времени существовала т.н. виталистическая гипотеза о том, что инфекционные болезни передаются очень маленькими живыми существами, которые, впрочем, не были еще открыты у больных холерой и чумой - самых мощных заразных и смертельных заболеваний. Это условие было связано с жесткой критикой виталистического мнения авторитетными специалистами того времени и, конечно, отсутствием совершенной микроскопии.
Лишь с 1840 года появится вторая по значимости работа немецкого известного патолога о том, что живые микроскопические существа служат источником болезни.
Первым же, кто достоверно описал течение и особенности инфекционных болезней был французский сельский доктор Жан Амо (Jean Hameau) из Аркашона, который в 1836 г. направил в Королевское медицинское общество в Бордо свой научный труд (а в 1842 - в Парижскую академию наук). Он так и не дождался ответа. Никто не заинтересовался работой сельского доктора, содержание которой оказалось актуальным даже до 1880 года. Но сейчас во Франции установлен памятник клиницисту, который первый открыл клиническое особенности инфекции.
Подписывайтесь и скоро увидите нашe статью и фильм о Жане Амо, издавшим свой труд "Etude sur les virus"!
Но жители Лондона не поверили доктору. В тот период избыток грязи, отходов и зловония создал основу для всеобщего убеждения, что именно миазмы (вредные запахи) провоцируют холеру.
Ни городской совет, ни родственники умерших от холеры не желали прислушиваться к местному врачу.
Ещё бы, в то время было очень сильно поверье, что болезни распространяются с помощью миазмов, дурных запахов. Если бы вы приехали в Лондон тех лет, запахи действительно были невыносимые. Вы бы несомненно поняли, почему люди думают, что болезни распространяют дурные запахи.
Доктор Джон Сноу был уверен, что люди болеют из-за того, что пьют зараженную воду из водокачки на Брод-стрит (сейчас это Broadwick str.). Но он должен был это доказать. Что он и сделал, составив карту пострадавших.
Это карта, которую использовал Джон Сноу, могла показать распространение холеры.
Это карта, которую он сделал сам, и она гениальна: каждая линия на доме, где жили лондонцы, – это смерть человека. Он добавлял очередную линию, чтобы показать, сколько людей умерло в каждом районе. Он хотел доказать, что вода из водокачки была причиной их смерти.
Водокачка, которая служила источником заражения холерой находилась на выходе из паба. Это место сохранилось и в наше время.
Эта водокачка была напротив фабрики, где было наибольшее количество жертв, которые использовали воду из водокачки для питья.
Но есть и другие места, где следов смертей от холеры почти не было. Это был работный дом, в котором жило около пяти сотен человек. Но умерло только пять. Доктор знал, что у этих жителей есть свой собственный глубокий колодец. Поэтому они не брали воду из водокачки.
Доктор Сноу отнес свои исследования городским властям, требуя заняться водокачкой, чтобы люди не смогли брать из нее воду. Они нехотя выслушали его и убрали рукоятку водокачки в качестве эксперимента.
(Вам ничего это не напоминает?)
И вскоре после этого эпидемия пошла на спад. Было доказано, что вода из водокачки стала причиной вспышки холеры. Но викторианский истеблишмент был упрям. Теория миазмов была так сильна, что даже когда доктор Сноу предоставил свои доказательства, они отказывались ему верить.
Весь город сливал отходы в Темзу и выгребные ямы, продолжая заражать свою собственную воду. Еще много бедняков пострадали до того, как действия были предприняты.
Комментарий от Клиники Щитовидной железы
1. В каждый век и десятилетие, которые нам, современникам, кажутся верхом прогресса, существуют ошибочные мнения о природе заболеваний. В то время как, не мало врачей были убеждены в том , что существуют конкретные мелкие живые переносчики заразы, не мало авторитетных ведущих профессоров подвергало суровой критике, высмеиванию прогрессивные идеи рационально и закономерно мыслящих врачей. Как это и произошло в отношении доктора Дж. Сноу в Лондоне почти 200 лет назад.
Представьте, что крове Дж. Сноу были и другие врачи Лондона. Но только один врач оказался способен мыслить логически и закономерно (в соответствии с более прогрессивным пониманием болезни). Нго идея была проста, но не соответствовала авторитетным мнениям его коллег.
История показывает, что прогресс создают единицы (в истории медицины - много таких примеров), с которыми не желает соглашаться большинство, опирающееся на привычки, верования, массовое мнение (т.е. смотрят на других и поступают как все), не желающих нести ответственность и любые затраты.
2. В наше время также существуют ошибочные понимания причин и сущности болезней. Например, это относится к многим заболеваниям щитовидной железы - Аутоиммунному тиреоидиту (АИТ), болезни Грейвса (диффузному тиреотоксикозу) и гипотиреозу. Ошибки ведут к другим ошибкам - отсутствию излечения пациентов от ошибочного медицинского действия, который искаженно называют "терапией".
3. Четкие доказательства причин и сущности болезни позволяют излечивать, но эти доказательства (факты) не интересуют должностных авторитетных специалистов, которым лишь верят, в связи с их известностью и массовостью верования. Так было, так остается и так будет. Но из-за амбиций и ошибок страдают люди.
Клиника Щитовидной железы доктора А.В. Ушакова желает здоровья всем нашим читателям!
ДЛЯ ВЫБОРА ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С КОМПЕТЕНТНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
Поддержите наш канал ЛАЙКОМ.
Если желаете - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ.