В морских сражениях Второй Мировой войны на Тихом океане в полной мере проявились не только боевые возможности и особенности конструкции японских линкоров и авианосцев, эсминцев и подводных лодок, но и крейсеров японского Императорского флота. Это были крейсера – наследники КР адмирала Х.Того, Х.Камимуры, С.Уриу, С.Дева, и можно отметить, что им выпала, может и не такая уж и большая слава как их предшественникам, но с поставленными задачами они справлялись по мере сил. И если побед на их счету не так уж и много, то это свидетельство не их слабости или несостоятельности, скорее всего подтверждение того, что время крейсерских операций подходило к концу. Сразу оговоримся, что данная статья не имеет целью подробно представить все крейсерские судостроительные программы Японии первой половины ХХ века. Для этого в дальнейшем еще будут другие статьи, а здесь сделаем акцент на легких крейсерах.
После победы в русско-японской войне Япония взяла курс на строительство сбалансированного линейного флота, ЛК и броненосные крейсера которого должны были сопровождаться в походах КР 2-ранга и эсминцами. При этом к КР предъявлялись в первую очередь требования по наличию равноценного вооружения и защиты, высокой скорости хода и максимально большому радиусу действия. Практически во всех программах развития флота перед Первой мировой войной имелись планы строительства легких КР – скаутов, но ни одна из этих программ не была реализована в полном объеме.
Первыми КР «нового» японского Императорского флота стали два крейсера типа «Тенрю» («Тенрю» и «Тацута), вошедшие в строй в 1919 году. Крейсера, при проектировании которых был учтен английский опыт постройки КР типа «Аретьюза» и «С», планировалось использовать как быстроходные лидеры флотилий новых эсминцев. Новые КР оказались достаточно заурядными кораблями водоизмещением около 4000 тонн, скоростью хода в 31 узел, вооруженными четырьмя 140-мм/50 орудий на одноорудийных лафетах (в диаметральной плоскости) и 2х3-533-мм торпедными аппаратами (ТА).
Необходимо отметить, что это были первые корабли японского Императорского флота, получившие трехтрубные ТА. Примечательно, что до вступления Японии в войну, эти КР составляли 18-ю эскадру легких крейсеров вместе с легким КР «Касима» (тип "Катори"). Но к тому времени, как КР были введены в состав флота, европейские страны уже строили более мощные, крупные и эффективные корабли данного класса, а к началу Второй мировой войны были настолько устаревшими, что даже не модернизировались.
Следующими крейсерами, вошедшими в строй японского флота, стали легкие КР типа «Кума», которые в количестве пяти единиц («Кума», «Тамма», «Китаками», «Ои», «Кисо») составили так называемую первую группу «5500-тонных» крейсеров.
КР этого типа обозначались как «крейсера среднего класса программы 1917 г.». Более крупные и лучше вооруженные, чем КР типа «Тенрю», эти корабли предназначались как для дальней разведки, так и для лидирования флотилий ЭМ. Крейсера получили такую же артиллерию ГК, состоявшую из 140-мм 50-калиберных орудий, однако число стволов было увеличено до семи. Так же было изменено и их размещение, которое, однако, продолжало оставаться несколько архаичным, обеспечивая при этом бортовой залп из шести орудий и носовой трехорудийный залп. В отличие от предшественников КР типа «Кума» имели четыре двухтрубных 533-мм ТА, усиленное бронирование, более высокую скорость (33 узла).
Все КР данного типа приняли активное участие в боях на Тихом океане, прошли несколько модернизаций, в ходе одной из которых на них были установлены ТА калибра 610-мм. А крейсера «Ои» и «Китаками» знамениты тем, что их перестроили в «торпедные крейсера»: за счет демонтажа трех кормовых орудий было установлено десять четырехтрубных 610-мм ТА! Таких экспериментов не проводил ни один другой флот мира.
Вторую группу «5500-тонных» крейсеров составили шесть КР типа «Нагара» («Нагара», «Исудзу», «Юра», «Натори», «Кину», «Абукума»), и не смотря на другой проект, они не сильно отличались от своих предшественников. КР получили чуть более широкий корпус (на 0,5 м), имели более высокий мостик, сразу оснащались 610-мм ТА (4х2), а также имели дополнительное оборудование, позволявшее выполнять роль флагманов соединений КР, ЭМ или ПЛ! В тоже время общая компоновка, основное вооружение, мощность ГЭУ, скорость хода, бронирование на момент выступления в строй не отличались от КР типа «Кума».
Примечательно, что практически всем КР данной серии довелось активно действовать именно как флагманам соединений. Например: крейсер «Нагара» одно время был флагманским кораблем 10-й флотилии ЭМ из группы прикрытия Первого ударного авиационного соединения вице-адмирала Нагумо, а затем вошел в 3-й флот адмирала Нагумо; легкий КР «Исудзу» был флагманом 2-й флотилии ЭМ в составе 2-го флота вице-адмирала Кондо, а после переоборудования в КР ПВО- «попробовал» себя в роли флагмана для охотников за подводными лодками.
Легкий КР «Натори» до своей гибели в 1944 году успел побывать в роли флагмана 5-й флотилии ЭМ, а КР «Абукума» - флагманом 1-й флотилии ЭМ, также входившим в Первое ударное соединение. Более того, именно крейсер «Абукума» был единственным легким КР, входившим в состав сил адмирала Нагумо во время рейдов японского соединения в начале войны.
Однако японцы шли не только по пути постепенного развития нового класса КР на основе предыдущего, они активно пробовали и иные подходы, экспериментальным путем находя новые решения. Именно в результате новых подходов и конструктивных решений был создан крейсер «Юбари», выделяющийся из первых серий КР и определивший в дальнейшем внешний вид японских легких крейсеров.
«Юбари» был во многом экспериментальным кораблем, построенным в соответствии с амбициозными требованиями к огневой мощи корабля; в его проекте конструкторам удалось совместить тяжелое вооружение, высокую скорость и минимальное водоизмещение.
В сравнении со «стандартными 5500-тонниками» «Юбари», имея всего 58% от их водоизмещения, обладал проектной скоростью в 35 узлов, таким же бортовым орудийным (6-140-мм орудий) и торпедным (4-610-мм) залпами. Характерно, что корпусные конструкции занимали 31,3% веса «Юбари» по сравнению с 38,3% у крейсера – «5500-тонника», но за счет включения броневых элементов в конструкцию корабля прочность корпуса не ухудшилась. Более того, защита «Юбари» считалась более совершенной чем у предшественников как по абсолютным, так и по относительным показателям.
Крейсер «Юбари» отличался и более совершенным размещением артиллерии ГК. Его шесть 140-мм орудий располагались в двух двухорудийных башенноподобных и двух одиночных палубных установках, при этом спаренные установки размещались над одиночными! Башенноподобные установки такого типа были также установлены на двух плавабазах ПЛ, МЗ «Окиносима» и послужили прототипом для башенных установок ЭМ «Фубуки». Стоит также отметить, что именно на «Юбари» имел ряд характерных отличительных черт, в дальнейшем повторенных на последующих проектах японских КР: изогнутая линия форштевня с сильно подрезанным основанием, объединенная со вторым дымоходом носовая труба, отсутствие наружной обшивки за броневым поясом и включение брони в общую конструкцию корпуса.
Однако появление даже такого «перспективного» КР как «Юбари» не сразу отразилось на проектах вступавших в строй японских крейсеров. Не смотря на то, КР был построен достаточно быстро, практически за год, в 1922 году была заложена еще одна серия японских легких КР, которые продолжили «общую традицию» «5500-тонников».
Новую группу – «крейсера среднего типа по программе 1920 года» составили три построенных (из шести планируемых) КР типа «Сендай» («Сендай», «Нака», «Дзинцу»), предназначенные для ведения разведки в интересах соединений тяжелых артиллерийских кораблей, лидирования флотилий ЭМ и ПЛ, минных постановок.
Эти корабли мало чем отличались от проектов КР типа «Нагара». Крейсера имели все те же семь 140-мм орудий, расположенных также как на предшественниках. Схема броневой защиты также повторяла предшественников. Главные изменения коснулись только расположения котлов – в результате КР имели повышенную боевую живучесть силовой установки и четырехтрубный силуэт. Корпус новых КР имел дополнительные подкрепления для действий в арктических водах, несколько иным было расположение 610-мм ТА, массивная носовая надстройка была полностью закрытой. Кроме того два КР «Нака» и «Дзинцу» для повышения мореходности получили форштевень иной формы, чем у предшественников.
По оценкам экспертов, это были наиболее удачные корабли данного типа, но к моменту вступления в строй уже морально устарели, а к началу Второй Мировой войны существенно уступали однотипным противникам. Тем не менее, также как и их предшественники, КР типа «Сендай» активно использовались в качестве флагманских кораблей флотилий ЭМ и приняли активное участие практически во всех крупных сражениях на Тихом океане.
Заложенные в начале 40-х годов прошлого века КР типа «Агано» составили группу наиболее современных КР японского флота. Конструкторы при проектировании КР этого типа («Агано», «Носиро», «Яхаги», «Сакава») в известной мере смогли аккумулировать весь опыт постройки крейсеров, создав достаточно быстроходные и эффективные корабли. Корабли имели гладкопалубный корпус с бульбообразным носом, несколько меньшую броневую защиту, чем предшественники, и одну трубу (как у КР «Юбари»).
При полном водоизмещении в 8500 т КР типа «Агано» имели мощное вооружение из 6-152-мм/50 орудий в трех двухорудийных башнях, 2х2-76 мм/60 зениток и 32-25-мм автоматов! Как мы видим, японцы уже в полной мере оценили важность зенитного вооружения кораблей (в дальнейшем количество зенитных автоматов увеличилось почти в два раза). Наличие же восьми 610-мм ТА также вполне оправдано, если учесть, что корабли строились как лидеры флотилий ЭМ. На КР этого типа, так же как на эсминцах ТА разместили в ДП, оснастили их системой быстрой перезарядки, и оборудовали установки для сбрасывания глубинных бомб.
Можем предположить, что из КР данного типа наиболее известный для читателей – крейсер «Яхаги» (выступивший в строй в декабре 1943 года). Именно этот КР стал соратником линкора «Ямато» в его последнем походе, и разделил с ним его участь, погибнув под ударами американской палубной авиации.
Последним легким КР, который удалось построить японцам в годы Второй Мировой войны стал крейсер «Ойода». Задуманный как продолжение проекта «Агано» новый КР должен был стать флагманом разведывательных флотилий ПЛ. Корпус корабля был такой же гладкопалубный и с бульбообразным носом как у «Агано».
В соответствии со своим предназначением крейсер «Ойода» имел орудия ГК (6-152-мм/50 орудий) только в носовой части, а вся часть от миделя до кормы была отведена для размещения и эксплуатации гидросамолетов (по проекту – Е15К1). Это был единственный КР японского флота, который не имел торпедного вооружения, что обеспечило необходимую экономию веса для установки мощной катапульты и шести гидросамолетов.
Полное водоизмещение составляло почти 11500 т, достаточно любопытный факт для легкого КР, если вспомнить, что отметка в 10 000 т являлась предельной для тяжелых «вашингтонских» крейсеров! Но к тому времени уже не только Япония отбросила все ограничения и при строительстве кораблей ориентировались на иные требования. Большое водоизмещение обусловило установку более мощной ГЭУ (110 000 л.с.) для достижения проектной скорости хода 35 узлов. Однако при этом обеспечивалась очень большая дальность действия 10500 миль (для сравнения КР «Сендай» - 7800 миль, КР «Агано» - 6300 миль).
В ходе последующих модернизаций и из-за сложностей в обеспечении штатными гидросамолетами катапульта была демонтирована, ангар переделан в помещения для штаба флота, а корабль использовался для решения различных задач: доставка войск, охранение ЛК, и даже как флагманский корабль командующего Соединенным флотом. Интересно, что учебный крейсер «Катори» после его спуска на воду планировался Морским генеральным штабом к использованию в качестве флагмана Шестого флота до вступления в строй именно КР «Ойода».
В результате за рассмотренный период кроме трех учебных крейсеров типа «Катори» для японского Императорского флота было построено еще 22 легких крейсера, в том числе 5 КР в ходе Второй Мировой – четыре типа «Агано» и один типа «Ойода».
На этом фоне, постройку трех учебных кораблей типа «Катори» можно считать вполне обоснованной, так как необходимо было постоянно готовить большое количество специалистов для формирования экипажей и восполнения потерь. Японский флот готовился к яростной борьбе, но не рассчитал свои силы, возможности и ресурсы. Из всей построенной «эскадры легких крейсеров» только три единицы пережили войну – крейсер «Китаками» (типа «Кума»), «Сакава» (типа «Агано») и известный нам «Касима» (типа «Катори»), еще раз подтвердив окончание эры артиллерийских сражений на море.
Для подготовки статьи были использованы следующие материалы:
Eric Lacroix, Linton Wells II “Japanese cruisers of the Pacific war” Chatham Publishing, London, 1999 г.
Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918-8.1945 гг: справочник / Ю.В.Апальков .- СПб.: Галея Принт, 1997.- 156 с., илл.
Михайлов А.А. Легкие крейсера Японии (1917-1945).- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2005.-120 с.
Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др.- М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 352 с.