Людовик XIV был крайне снисходителен к себе, но требователен к другим. И для своего не особо умного и замкнутого отпрыска решил найти невесту. Но такую, чтобы соответствовала прекрасным канонам королевского двора.
Людовик XIV не хотел чтобы у его сынишки появилась женщина на стороне, поэтому остановил свой выбор на сестре баварского курфюрста, принцессе Виктории.
Осталось выяснить: как выглядит та самая принцесса? Конечно, она была образована, начитан и остроумна, но так рассказывали о всех принцессах. Чтобы удостовериться в приятной внешности Виктории, король послал Кольбера де Круаси, убедиться в столь деликатном пункте.
Принцесса понимая, что её будут разглядывать, и постаралась предстать в самом выгодном свете. Несмотря на красоту её наряда, Кольбер рассматривал лицо Виктории, которое после описал.
"Принцесса среднего роста, с белой ключицей, а руки немножко темнее, как если бы она не умела за ними ухаживать. Рот не велик и не мал, а цвет, не то чтобы очень яркий, но не назовёшь его бледным. Щёки полные, глаза не велики и не малы. Нос, конечно, толстоват, но не сказать, что он сильно портил лицо..."
На простом языке означало, что для такого "ценителя красоты", как дофин, принцесса будет в самый раз. Но сам посол предпочёл бы другую.
За деликатными словами дипломата можно было уловить, что принцесса Виктория ужас как некрасива: с серым цветом лица, красными руками, маленькими тусклыми глазками и бесформенным носом.
После второго посещения посол добавил, что у неё на лице имеются красноватые пятна, а так же немного желтоватые в верхней части лица. Но принцесса несомненно обладает душевной добродетельностью и живостью ума.
Людовик не пришёл в восторг. Он отправил в Мюнхен имеющийся портрет, чтобы Кольбер сравнил с оригиналом. Вскоре дипломат ответил, что художник несколько польстил модели — "живописец несколько удлинил овал лица, а нос сделал немного тоньше".
Этот нос не давал покоя уже всему французскому двору! Людовик отправил в Мюнхен своего живописца. Когда в Версаль прислали картину будущей дофины, король с нетерпением распаковывал портрет — "а она не так дурна, как казалось". Но к портрету было прикреплено письмо, где Кольбер поведал, что нос несколько приукрашен.
"Да как же чёрт побери устроен этот нос?". Людовик согласился на свадьбу, написав, что удовлетворен, но не более, будущей дофиной. На ужин к королеве он принёс с собой портрет Виктории, собственноручно прикрепив к стене и сказав — "хоть она и не красавица, но у неё масса других достоинств". Все непременно начали восторгаться внешностью принцессы.
И вот долгожданное прибытие невесты, Людовик изрядно волнуется. Его успокаивает дворецкий— "Государь, потерпите первое мгновение и вы останетесь довольны". Но всё прошло куда лучше ожидаемого. Придворные прочитав по лицу короля удовлетворение, дружно восхитились новой дофиной, и никому не бросился в глаза тот самый нос.
Литература: Ленотр Жорж "Повседневная жизнь в Версале при королях"; Ги Бретон "история любви в истории Франции; Симоны Бертьер "женщин во времена "Короля-Солнца"; Питер Клаус Хартман "две принцессы Виттельсбахов во времена Людовика XIV.