170,2K подписчиков

Еда в самолетах: кто, когда и чем кормит пассажиров (и кормит ли вообще)

2,9K прочитали

Волшебная фраза «на борту предлагается горячее питание» воодушевляет даже тех, кто на диете или не голоден: конечно, большинство перевозчиков не балуют разнообразием изысков, но и скромный обед или ужин вполне способен скрасить полет. Вот только звучит эта фраза все реже: на рейсах продолжительностью меньше 3-4 часов кормить пассажиров бесплатно, скорее всего, не будут. Разбираемся, почему и на чем экономят авиакомпании, какие гастрономические бонусы полагаются за доплату, а главное, когда все-таки можно рассчитывать на бесплатные вкусности.

Chalabala, iStock
Chalabala, iStock

Урок арифметики

Стоимость авиабилетов зависит от уймы факторов, ключевой из которых — расценки на топливо. В 2018 г. керосин стал на 30 % дороже, а вслед за ним и билеты — в среднем на 9-10 %. Кроме того, аэровокзалы по всему миру реконструируют терминалы и повышают качество обслуживания, а значит, увеличивают сборы с авиакомпаний.

Российские перевозчики терпят серьезные убытки: в 1-м квартале 2019 г. они составили 45 млрд рублей.

Один из способов спасти положение — отмена бесплатного бортового питания. Анонимный пилот объясняет, что еда как таковая не сильно бьет по бюджету, ведь перевозчики закупают ее оптом, все ингредиенты просчитаны вплоть до количества яблочных долек в салатах, а хлопоты по приготовлению берут на себя партнеры-поставщики.

С доставкой все гораздо сложнее: продукты сгружаются в специальные тележки (каждая стоимостью около 100 тыс. рублей плюс регулярные затраты на обслуживание), те, в свою очередь, подгоняются к самолетам на специальных машинах, а ими управляют специальные водители, обученные маневрировать по территории аэропорта. После посадки погрузчики забирают оставшуюся еду и мусор, вывоз которого тоже платный.

Охлажденные или замороженные обеды и ужины складывают в касалетки — коробочки из алюминиевой фольги, маркированные наклейками: красными — мясо, желтыми — курица, коричневыми — свинина, голубыми — рыба, белыми — омлеты и т. п. В самолете касалетки разогревают, причем в первую очередь — со скоропортящимися продуктами: если вылет задерживают, а блюда хранятся всего 3 часа, их уничтожают и привозят новые.

В общем, немудрено, что многие авиакомпании вынуждены исключать из списка услуг горячее питание, оставляя, в лучшем случае, компактные сэндвичи, не занимающие лишнего места и не требующие разогревания. Членов экипажа, разумеется, кормят: экономить на их комфорте попросту небезопасно.

Волшебная фраза «на борту предлагается горячее питание» воодушевляет даже тех, кто на диете или не голоден: конечно, большинство перевозчиков не балуют разнообразием изысков, но и скромный обед или...-2

Сытый пассажир — довольный пассажир

В советские времена авиапутешественников потчевали куда охотнее: из Москвы в Екатеринбург немногим больше 2 часов лету, а аппетитное горячее подавалось к откидным столикам исправно. Сегодня каждая компания устанавливает собственные правила, но большинство все же предлагают еду на рейсах, длящихся от 3-4 часов, особенно на международных и трансконтинентальных.

Если лететь предстоит меньше, бортпроводники могут предложить холодные закуски (булочки, печенье, орешки или йогурты), на 6-8-часовых перелетах — дополнительный перекус, на рейсах от 8 часов — второй прием горячей пищи.

Подробности о составе меню на разных направлениях и в разных классах обслуживания можно узнать на сайте перевозчика. Если такой информации нет, придется звонить в колл-центр или писать в службу поддержки.

«Аэрофлот» по традиции кормит щедро и, судя по отзывам, вкусно. На рейсах в Москву и обратно продолжительностью до 3 часов пассажир экономкласса получает на завтрак круассан с мясом или птицей, йогурт и шоколад, на обед или ужин — чиабатту, яблоко и фруктовый батончик. В полетах до 6 часов на завтрак закуска с говядиной, основное блюдо (лазанья, каша или блины) и десерт (шоколад, батончик или йогурт), на обед или ужин — салат, тушеная курица, баранина или говядина и тульский пряник с фруктовой начинкой. Во время более длительных рейсов можно полакомиться кальмарами, мясом под соусом терияки, минтаем в сливках, равиоли и бисквитными пирожными.

Думаете, вы знаете о полетах все? Пройдите наш тест, и мы узнаем наверняка!

«Турецкие авиалинии» и «Эмирейтс» угощают с восточным размахом: лосось, изысканные мясные блюда, свежие овощи, домашний хлеб. «Ред Вингс» еще недавно предоставляли горячее питание независимо от продолжительности маршрута, но теперь установили ограничение — 3 часа 15 минут. «Эс Севен» предлагает сэндвичи даже на коротких рейсах (горячее питание — от 3 часов), однако привереды все равно ворчат: меню не меняется, ассортимент скудный, порции небольшие, а сочетания вкусов посредственные. Кстати, вкусы на заоблачной высоте вообще теряют яркость, недаром многие пассажиры так жаждут соленого томатного сока.

Если одной порции не хватило, не возбраняется попросить вторую: когда все закончат трапезничать, а стюарды убедятся, что наборы еще остались, разгулявшийся аппетит будет удовлетворен.

«Аврора» подает в экономклассе закуски, основные блюда и десерты, но исключительно на совместных рейсах с «Аэрофлотом», а на остальных ограничивается прохладительными напитками. У «России» на 1,5-2-часовых рейсах — снэки, на 2,5-4-часовых — сэндвичи, на более продолжительных — горячие завтраки, обеды или ужины с солидными порциями (в отзывах просят побольше овощей и пирожных).

Любой каприз за ваши деньги

Лоукостеры давно взимают доплату за каждую мелочь, от исправления буквы в фамилии пассажира до распечатки билетов в аэропорту. Питание тоже платное: у «Виззэйр» — 4-5 EUR за сэндвич или чай с круассаном, 3 EUR за томатный или сырный суп, 2,50 EUR за бутылочку минеральной воды. Иногда еду можно заказывать заранее онлайн, получается чуть дешевле.

Пассажиры экономкласса привыкли к одноразовым приборам и пластиковой посуде, тогда как в «бизнесе» блюда сервируют в красивом стекле и фарфоре.

У «Победы» еды не допросишься даже за отдельную плату. «Флай Дубай» продает втридорога шоколадки и снэки, а полноценное бесплатное питание включено лишь в некоторые тарифы.

Перевозчики без приставки «бюджетные» порой не стесняются брать пример с лоукостеров: так, пассажиры «Брюссельских авиалиний» должны платить за простую воду. Благо, отечественные авиакомпании, в отличие от зарубежных, обязаны предоставлять ее бесплатно по первому требованию.

По данным опросов, около 40 % российских путешественников готовы доплачивать за бортовое питание, но не более 300-500 RUB за порцию.

«Аэрофлот», «Норд Винд» и другие компании вводят опцию заказа еды на сайте или через колл-центр, причем цены примерно такие же, как в аэропортовых кафе. «Россия» балует пассажиров лакомствами из «Шоколадницы». На борту «ЮТэйр» можно продегустировать блюда от шеф-повара: сырники, оладьи или омлет на завтрак по 300-350 RUB, сэндвичи по 200-300 RUB, горячее (пасту, курицу с картошкой, паровую семгу, кебаб из говядины, куриный шашлык по 400-750 RUB), а также детское, вегетарианское, халяльное и кошерное меню. Бесплатная еда у «ЮТэйр» — привилегия бизнес-класса.

«Американские авиалинии» сэкономили почти 40 000 USD, убрав по одной-единственной оливке из салатов для 1-го класса.

BraunS, istock
BraunS, istock

Многие перевозчики предлагают спецпитание для тех, кто не может употреблять стандартную пищу по состоянию здоровья, этическим или религиозным соображениям. Необычные блюда стоит попробовать хотя бы из любопытства: они, как правило, вкуснее и разнообразнее, да и приносят их раньше. Спецпитание можно выбрать при бронировании билетов или позже в личном кабинете: главное, успеть за 1-2 дня до вылета в зависимости от правил авиакомпании.

Типы спецпитания обозначены международными кодами IATA: азиатское вегетарианское AVML, диабетическое DBML, кошерное KSML, халяльное MOML, веганское VGML. Сидящим на диете подойдут низкокалорийное LCML и фруктовое FPML, поклонникам морепродуктов — SFML. Для младенцев предусмотрены BBML (молоко и пюре), для детей старше 2 лет — CHML (легко усваиваемое, не перегруженное специями, с радостями вроде картошки фри).

Эксклюзивные наборы тоже встречаются: к примеру, «Аэрофлот» на рейсах из Шереметьево предлагает спецменю «Русское» с ассорти из сибирских рыб, тыквенной кашей, печеными яблоками и прочими национальными яствами.

«Аэрофлот», «Россия» и «Норд Винд» предоставляют спецпитание бесплатно (на рейсах от 3, 4 и 5,5 часов соответственно), «Эс Севен» взимает небольшую доплату. У «Уральских авиалиний» услуга доступна лишь пассажирам, вылетающим из определенных городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и др.). Во время 2-4-часовых перелетов перевозчик подает бесплатные закуски, от 4 часов — горячее питание, а вот на рейсах из Жуковского в Рим, Париж, Ниццу, Прагу и Симферополь не кормят ни горячим, ни холодным.

Подход к алкоголю тоже разнится: «Аэрофлот» бесплатно наливает бокал вина (рейсы от 3 часов) и кружку пива (от 6 часов), «Россия» и «ЮТэйр» продают на борту слабоалкогольные напитки, а у «Эс Севен» в «экономе» не выпьешь. «Британские авиалинии» разливают бесплатное спиртное на длительных рейсах, «Турецкие» — на международных (кроме водки, джина и ракии), а «Люфтганза» — всем и всегда без ограничений (осторожнее с похмельем).

У «Иджиптэйр», «Роял Бруней» и «Авиалиний Саудовской Аравии» алкоголь под строгим запретом.

Иногда спиртное разрешают брать с собой на борт, но только в запечатанных пакетах из «дьюти-фри» или бутылочках по 100 мл, да и «приговорить» его до приземления не выйдет.

В самолет допускается и еда, соответствующая правилам авиационной безопасности. Правда, некоторые перевозчики («Эйр Азия», «Скут», «Тайгер Эйр») запрещают употреблять ее во время перелета: за яблоко или булочку стюарды вряд ли отругают, но курицу гриль с макарошками точно попросят убрать с глаз долой.