Лавкрафтовские ужасы — особенный жанр в литературе. Сегодня они безусловно популярны, вдохновили многих известных людей на создании своих произведений. У групп Metallica и Black Sabbath есть композиции, которые отсылают к рассказам Лавкрафта. Стивен Кинг писал «Оно», оглядываясь на хтонический ужас мира Ктулху. Гильермо Дель Торо большой поклонник вселенной, создавая свой оскароносный фильм «Форма воды», помнил о том, что дремлет в глубинах.
Так было не всегда, когда Лавкрафт жил, его книги не пользовались большой популярностью. Рассказы печатались в плохеньких, дешевеньких журналах. Однако спустя время, они оказали огромное влияние на формирование современного жанра ужасов в литературе и на мировую массовую культуру в целом. Борхес восхищался его произведениями, в которых место человека — на далекой периферии вселенской схемы вещей, а силы надмирные вселяют в души неосторожных священный ужас.
Самое известное произведение — цикл «Мифов Ктулху». Это истории о фантастическом, древнем существе, похожего на Левиафана или Титана. Оно спит мертвым сном в затонувшем городе Р’льех. Просыпается, когда внезапная тектоническая активность выталкивает подводный город на поверхность, и погружается в пучину с ним вместе, когда дно океана оседает снова. Люди поклоняются этому мощному и зловещему существу, возводя его в жуткий и неконтролируемы культ. Если кто-то из непосвященных хочет узнать больше — он бесследно исчезает.
К сожалению, такое, казалось бы визуальное произведение мало кем было удачно воплощено в запоминающихся образах. Да и рисовать ужасы — безусловно, сложнейшая задача, потому что трудно в какой-то момент не «уйти» в клише, а самое сложное — не стать психическим заложником мира, созданного в картинах.
В предисловии к новому иллюстрированному изданию Джон Хау пишет:
«Со всей очевидностью, и богам, и мирам Лавкрафта правила не писаны; чтобы достойным образом их проиллюстрировать, необходимо отрешиться от всей привычной атрибутики традиционного «ужастика» и выбрать подход более глобальный. Именно такой путь избрал Франсуа Баранже для освоения неизведанных глубин мифа. Он по возможности старается не вбрасывать нас «в гущу событий» в упрощенном смысле этих слов и отказывается от затасканных клише — как, например, разверстые пасти, уже готовые поглотить визжащую жертву, стиснутую щупальцами; вместо этого художник фокусируется на искажении пространства, смещении масштабов и ужасе отдаленном, едва прозреваемом и необъятном для понимания.
Ощущение ужаса зачастую нагнетается за счет крупного плана и слишком часто растягивается посредством череды неправдоподобно чудесных спасений, причем финал оказывается необъясним с человеческой точки зрения. Лавкрафт ничего подобного себе не позволяет: когда двери во Внешнюю тьму наконец-то распахнутся, род людской будет стерт с лица Земли быстро и эффективно — ничего личного! Вот на чем делают акцент иллюстрации Франсуа Баранже, увеличивая масштаб, раздвигая границы вообразимого, воскрешая невыразимый ужас великого пробуждения Ктулху. Его искусство обладает элегантной сдержанностью; это мрачно-выразительные, впечатляющие видения зловещей, монументальной красоты».
Кто же такой Франсуа Баранже, почему он решился на иллюстрирование Лавкрафта?
Баранже — многоликий художник. По образованию он книжный иллюстратор, но в основном работал как дизайнер видеоигр (Heavy Rain, Beyond: Two Souls) и концепт-художник в кинематографе («Гарри Поттер», «Битва титанов», «Красавица и чудовище»), а также создавал книжные обложки. Еще подростком он открыл для себя Лавкрафта — как и многие его сверстники, благодаря ролевым играм. И впоследствии он не изменил своей страсти к миру «затворника из Провиденса». Много лет он мечтал создать иллюстрированную версию его рассказов и наконец отважился на эту авантюру, выбрав самый известный из них — «Зов Ктулху». Далее последовала повесть «Хребты безумия» (в двух томах).
«Еще около 20 лет назад для большинства людей Лавкрафт был нишевой литературой, чем-то для поклонников ролевых игр, которые собираются в своем уголке при свечах», — говорит Баранже. — «Его не воспринимали всерьез. Говорили, что ничего не понимают в его творчестве. Его обвиняли в том, что его стиль слишком напыщенный, что его сложно читать. И надо признать: редкие визуальные адаптации — иллюстрации, комиксы, компьютерные игры, фильмы — редко бывали лестными. На тот момент не было того уровня качества, который позволил бы распространить подобные образы среди широкой аудитории».
«Очень мало людей знают, кто такой Лавкрафт. Но в фильмах, сериалах и мультфильмах столько аллюзий на Ктулху, что сейчас почти всем знакомо огромное существо с головой осьминога, живущее в морских глубинах», — считает Франсуа Баранже.
«Больше всего в Лавкрафте меня интересует не ужас, а тайна. Странные, далекие, непонятные вещи. Это то, что я пытаюсь пересказать с помощью иллюстраций, которые по своей природе являются наглядными. И если картин ужаса избежать нельзя (например, изображения трупов), я стараюсь лишь намеком показать страшное. Я не хочу, чтобы книга оказалась на самой верхней полке из-за страха, что она может попасть в руки ребенка».
Книга «Зов Ктулху» вышла на русском языке. Теперь мы ждем вторую книгу «Хребты безумия». Мискатоникский университет из города Аркхема отправляет в Антарктиду исследовательскую экспедицию, оснащенную по последнему слову техники. То, что они обнаружат в древних докембрийских окаменелостях, способно перевернуть всю привычную картину мироздания. Но готово ли человечество к такому открытию?..
Надеемся, вам было интересно прочитать этот материал. Подписывайтесь на наш канал — у нас много интересного о книгах, литературе.