Найти в Дзене
MAD TOSBY

Кто бунтовал против Бергмана в 60-х: 5 фильмов скандинавской «новой волны»

Оглавление
Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

В 1958 го­ду в эс­се фран­цуз­ской жур­на­лис­тки и бу­дуще­го ми­нис­тра куль­ту­ры Фран­ции Фран­су­азы Жи­ру был впер­вые ис­поль­зо­ван тер­мин «но­вая вол­на», впос­ледс­твии став­ший со­бира­тель­ным наз­ва­ни­ем све­жих яв­ле­ний в ми­ре ки­но­ис­кусс­тва Ев­ро­пы на про­тяже­нии 60-х го­дов. За­родив­шись во Фран­ции, дви­жения мо­лодых ре­жис­сё­ров про­дол­жи­ли по­яв­лять­ся в Вос­точной Ев­ро­пе, Гер­ма­нии, Бри­тании и Скан­ди­навии. О Скан­ди­навии и пой­дёт речь ни­же

Как из­вес­тно, «но­вая вол­на» ни­ког­да не су­щес­тво­вала как еди­ный свод пра­вил, фор­ми­ру­ясь в каж­дой стра­не в со­от­ветс­твии с куль­тур­ным и со­ци­аль­ным кон­тек­ста­ми. Изу­чение «но­вой вол­ны» — это от­дель­ный глу­бокий пласт ис­сле­дова­ний, но мож­но вы­делить и об­щий зна­мена­тель дви­жений: бунт про­тив уко­ренив­ше­гося дик­та­та мас­со­вого ки­нема­тог­ра­фа и сту­дий­ной сис­те­мы в сто­рону сво­бод­ных форм ав­тор­ско­го ки­но. Ре­жис­сёр от­ны­не ста­новил­ся бес­ком­про­мис­сной фи­гурой филь­ма, в иде­але при­нима­ющей учас­тие на всех эта­пах про­из­водс­тва — от сце­нария и съ­ёмоч­ной пло­щад­ки до оз­ву­чива­ния и мон­та­жа. При­ветс­тво­вались так­же ми­ними­зация бюд­же­та и от­каз от приг­ла­шения уз­на­ва­емых звёзд.

На этом сло­ме в Скан­ди­навии бы­ло про­воз­гла­шено «тор­жес­тво ре­ализ­ма» — но­вая кон­цепция со­ци­аль­но­го ки­нема­тог­ра­фа, так на­зыва­емо­го фе­номе­ноло­гичес­ко­го ре­ализ­ма, воб­равше­го в се­бя эс­те­тику италь­ян­ско­го «не­оре­ализ­ма» и до­кумен­таль­ную ги­пер­бо­лиза­цию ре­аль­нос­ти. Важ­ным ас­пектом ста­ло соз­на­тель­ное дис­танци­рова­ние от клас­си­чес­ко­го ки­нема­тог­ра­фа се­вер­ных стран — в час­тнос­ти, от Кар­ла Те­одо­ра Дрей­ера и Ин­гма­ра Бер­гма­на.

Дос­тупность и уп­ро­щение про­цес­са ки­ноп­ро­из­водс­тва те­перь бы­ли в при­ори­тете, по­это­му в Скан­ди­навии ста­ли ши­роко ис­поль­зо­вать­ся лег­ко­вес­ные руч­ные ка­меры и све­точувс­тви­тель­ные плён­ки, поз­во­ляв­шие эк­спе­римен­ти­ровать с «эф­фектом при­сутс­твия». Ре­жис­сё­ры ста­вили се­бе за­дачу по воз­можнос­ти «ос­во­бодить» фильм от при­нятых сце­нар­ных пра­вил, соз­дать «жи­вое дви­жение» внут­ри эк­ра­на, при этом не да­вая зри­телю сим­па­тизи­ровать ко­му-ли­бо из пер­со­нажей. От­кры­тые фи­налы, сво­бод­ная по­вес­тво­ватель­ная струк­ту­ра и дру­гие нов­шес­тва «но­вой вол­ны» в ито­ге за­цемен­ти­рова­ли ряд сти­лис­ти­чес­ких осо­бен­ностей, ко­торые ре­жис­сё­ры ис­поль­зу­ют в том чис­ле и до сих пор.

«Во­роний квар­тал» / Kvarteret Korpen (1963): Шве­ция

реж. Бу Ви­дер­берг, в ро­лях: Том­ми Бер­ген, Ке­ве Эльм, Эми Сторм, Ин­гвар Хир­двалль, Аг­не­та Прютц

В Шве­ции го­дом на­чала «но­вой вол­ны» при­нято счи­тать год 1963-ий, ког­да ре­жис­сёр из Маль­мё Бу Ви­дер­берг сни­ма­ет филь­мы «Дет­ская ко­ляс­ка» и «Во­роний квар­тал». Опе­рато­ром на пер­вой кар­ти­не был Ян Тру­эль, ко­торый поз­же и сам ста­нет зна­ковым ре­жис­сё­ром швед­ской «но­вой вол­ны». За год до это­го Бу Ви­дер­берг пуб­ли­ку­ет ма­нифест "Visionen I svensk film", в ко­тором за­яв­ля­ет, что пос­ле прос­мотра филь­ма Фран­суа Трюф­фо «Жюль и Джим» (1962) боль­ше не мо­жет зас­тавлять се­бя смот­реть сов­ре­мен­ное швед­ское ки­но, так как нуж­да­ет­ся в чес­тных филь­мах, ко­торые бу­дут по­казы­вать об­щес­твен­ную жизнь и кон­флик­ты обыч­ных лю­дей. Сю­жет­ная струк­ту­ра этих филь­мов дол­жна быть ос­но­вана на ру­тине и ежед­невных ри­ту­алах и при этом дол­жна стре­мить­ся к мак­си­маль­но­му из­бе­ганию всех воз­можных сте­ре­оти­пов.

Рис. 1. Ра­бочие квар­та­лы Маль­мё
Рис. 1. Ра­бочие квар­та­лы Маль­мё

В се­рии ста­тей в швед­ской га­зете Expressen Ви­дер­берг кри­тико­вал Ин­гма­ра Бер­гма­на за слиш­ком субъ­ек­тивные, эк­зистен­ци­аль­ные и да­лёкие от швед­ской ре­аль­нос­ти филь­мы, в ос­новном сня­тые для инос­тран­но­го зри­теля, а так­же выс­ка­зывал­ся про­тив из­лишне­го при­сутс­твия фи­гуры Бер­гма­на в ме­дий­ном и куль­тур­ном прос­транс­тве Шве­ции. В сво­их ра­ботах Ви­дер­берг не ста­вил цель про­вес­ти аван­гар­дный эк­спе­римент, а ско­рее стре­мил­ся об­на­жить нер­вное со­ци­аль­ное воз­бужде­ние, бы­товав­шее в бла­гопо­луч­ной стра­не. Как пи­сал Ан­дрей Пла­хов: «Он вы­шел с руч­ной ка­мерой на ули­цы сво­его род­но­го Маль­мё и ре­али­зовал идею «швед­ско­го филь­ма в спе­цов­ке», со­еди­нив эй­зен­штей­нов­ские тра­диции мас­со­вых ти­паж­ных сцен с прин­ци­пом «си­нема-ве­рите». Его ис­то­ричес­кая три­логия о ра­бочем клас­се («Во­роний квар­тал», «Ода­лен, 31», «Джо Хилл») зна­мено­вала фор­ми­рова­ние це­лой ли­нии со­ци­аль­но ан­га­жиро­ван­но­го ки­но, на ко­торой Шве­ция не от­ста­вала от та­ких по­лити­зиро­ван­ных стран, как Ита­лия».

Рис. 2. Тес­но­та ком­му­наль­ных квар­тир и ра­ди­от­ран­сля­ция фут­боль­но­го мат­ча
Рис. 2. Тес­но­та ком­му­наль­ных квар­тир и ра­ди­от­ран­сля­ция фут­боль­но­го мат­ча

«Во­роний квар­тал», по­вес­тву­ющий о жиз­ни про­летар­ско­го пи­сате­ля, от­сы­ла­ет к сти­лис­ти­ке не­оре­ализ­ма, од­на­ко на­пол­нен пес­тря­щими жизнью де­таля­ми Маль­мё 1930-х го­дов. Ком­по­зиция по­меще­ний ор­га­нич­на с на­пол­ня­ющи­ми их бы­товы­ми ве­щами: клет­ка­ми с по­пуга­ями, бель­ём на суш­ке, ин­терь­ером ком­му­наль­ных ком­нат и при­сутс­тви­ем че­лове­ка, ко­торый в по­нима­нии Ви­дер­берга яв­ля­ет­ся час­тичкой ду­ши го­рода, скры­той за каж­дой дверью. Та­ким об­ра­зом Ви­дер­берг сквозь лич­ное ви­дение до­бивал­ся аб­со­лют­но­го по­нима­ния изоб­ра­жа­емой сов­ре­мен­ности. Дви­жения ка­меры на­поми­на­ют по­черк изящ­но­го пе­ра, пи­шуще­го текст, в ко­тором Ви­дер­бергу уда­лось сов­местить в эк­ранном прос­транс­тве ос­трые со­ци­аль­ные кон­флик­ты и мяг­кую по­этич­ную эс­те­тику.

«Го­лод» / Sult (1966): Да­ния, Нор­ве­гия, Шве­ция

реж. Хен­нинг Кар­лсен, в ро­лях: Пер Ос­кар­ссон, Гун­нель Линд­блум, Бир­гитте Фе­дер­спиль

В Да­нии яр­ким пред­ста­вите­лем «но­вой вол­ны» счи­та­ет­ся ре­жис­сёр Хен­нинг Кар­лсен, ко­торо­го при­нято на­зывать от­цом-ос­но­вате­лем дат­ско­го cinéma vérité. Свой пол­но­мет­ражный по­лудо­кумен­таль­ный фильм «Ди­лем­ма» (1962) Кар­лсен снял по­луле­галь­но в Ю­АР в раз­гар апар­те­ида. Кар­ти­на рас­ска­зыва­ет о бри­тан­ском юрис­те, ко­торый при­ез­жа­ет в Кей­пта­ун, где лег­ко­мыс­ленно про­водит вре­мя как с аф­ри­кан­ца­ми, так и на ко­лони­аль­ных бе­лых вил­лах. Фильм стал яр­ким син­те­зом ре­ализ­ма и ра­дикаль­ной со­ци­аль­ной кон­цепции, ко­торая поз­же наш­ла от­клик в бри­тан­ском ки­но кон­ца 60-х — 70-х го­дов; в час­тнос­ти, в ра­ботах ре­жис­сё­ров Май­ка Ли и Ке­на Ло­уча.

Эк­ра­низа­ция ро­мана «Го­лод» Кну­та Гам­су­на — глав­но­го нор­веж­ско­го пи­сате­ля и опаль­но­го но­белев­ско­го ла­уре­ата — счи­талась в то вре­мя про­тиво­речи­вым ре­шени­ем. Пос­ле окон­ча­ния Вто­рой ми­ровой вой­ны прош­ло все­го двад­цать лет, и Гам­су­на, от­кры­то под­держав­ше­го Гит­ле­ра и на­цис­тов, толь­ко на­чина­ли ре­аби­лити­ровать, ссы­ла­ясь на стар­ческую эк­заль­та­цию (на мо­мент на­чала вой­ны Гам­су­ну бы­ло во­семь­де­сят) и не­ос­ве­дом­лённость о прес­тупле­ни­ях про­тив че­лове­чес­тва. Гам­сун, на­зывав­ший се­бя на су­де «ан­гло­фобом», счи­тал Гит­ле­ра спа­сите­лем ми­ра от бри­тан­ско­го им­пе­ри­ализ­ма, но вспос­ледс­твии от­кры­то кри­тико­вал нор­веж­ский кол­ла­бора­ци­онист­ский ре­жим Вид­ку­на Квис­линга и спо­собс­тво­вал ос­во­бож­де­нию бой­цов нор­веж­ско­го Соп­ро­тив­ле­ния. Пос­ледние фак­ты, прек­лонный воз­раст, а так­же не­оце­нимый вклад в нор­веж­скую куль­ту­ру в ито­ге и спас­ли Гам­су­на от каз­ни и тюрь­мы.

Рис. 3. Пи­сатель Пон­тус в съ­ём­ной ком­на­те
Рис. 3. Пи­сатель Пон­тус в съ­ём­ной ком­на­те

Для адап­та­ции пси­холо­гичес­ко­го про­из­ве­дения, вдох­новлен­но­го твор­чес­твом Фё­дора Дос­то­ев­ско­го, Хен­нинг Кар­лсен приг­ла­сил из­вес­тно­го в то вре­мя дат­ско­го пи­сате­ля Пи­тера Си­бер­га, ув­ле­кав­ше­гося эк­зистен­ци­алис­та­ми. Для пе­реда­чи мо­дер­нис­ткой ис­то­рии об ав­то­ре Пон­ту­се (Пер Ос­кар­ссон), ко­торый в по­ис­ке средств к су­щес­тво­ванию пос­те­пен­но пог­ру­жа­ет­ся в го­лод­ное бе­зумие в неп­ри­вет­ли­вой Хрис­ти­ании (Ос­ло), бы­ла вос­созда­на ат­мосфе­ра ра­бочих рай­онов кон­ца XIX ве­ка. Го­род и го­лод ста­новят­ся важ­ны­ми ка­тали­зато­рами про­цес­сов, про­ис­хо­дящих внут­ри ге­роя, пос­те­пен­но прев­ра­щая его в па­яца, за чем и наб­лю­да­ют обы­вате­ли. Нес­мотря на то что «Го­лод» яв­ля­ет­ся круп­ной кос­тю­миро­ван­ной кар­ти­ной, что не сов­сем впи­сыва­ет­ся в кон­цепцию «но­вой вол­ны», глу­бокая про­рисов­ка бы­та, те­ма со­ци­аль­ной ло­вуш­ки и а­утен­тичность мас­совки вос­созда­ют ощу­щение, буд­то фильм снят на ули­цах Хрис­ти­ании XIX ве­ка. Не от­сту­пая от скан­ди­нав­ско­го «тор­жес­тва ре­ализ­ма», Кар­лсен пе­реда­ёт гал­лю­цина­ции и нер­во­зы ге­роя в сти­ле, со­чета­ющим ре­алис­ти­чес­кие и экс­прес­си­онист­ские ме­тоды: нап­ри­мер, жут­кой ато­наль­ной му­зыкой, пос­то­ян­ным из­ме­нени­ем пла­нов, па­нора­миро­вани­ем и рез­ком мон­та­жом, соп­ро­вож­да­емы­ми че­редой сно­виде­ний и край­не су­ровым пей­за­жем, что ви­зу­али­зиру­ет мо­дер­нис­ткий им­пульс тек­ста Гам­су­на. Сам Хе­ниннг Кар­лсен, как и по­ложе­но, ис­полнил на съ­ем­ках роль ре­жис­сё­ра, опе­рато­ра и мон­та­жёра.

Рис. 4. Жизнь улиц Хрис­ти­ании
Рис. 4. Жизнь улиц Хрис­ти­ании

Пе­ра Ос­кар­ссо­на от­ме­тили при­зом за луч­шую муж­скую роль на Канн­ском ки­нофес­ти­вале, а са­ма кар­ти­на ста­ла од­ним из пер­вых круп­ных скан­ди­нав­ских ин­терна­ци­ональ­ных про­ек­тов, бу­дучи соз­данной при учас­тии нес­коль­ких сту­дий: нор­веж­ской ABC Norway, швед­ской Sandrew Film и Theatre AB, а так­же швед­ско­го Ки­но­ин­сти­тута. Сос­тав съ­ёмоч­ной груп­пы был так­же ин­терна­ци­ональ­ным, нап­ри­мер, ре­жис­сёр Хен­нинг Кар­лсен — дат­ча­нин, а глав­ную роль ис­полнил швед Ос­кар­ссон. Ра­ботав­шие ра­нее от­дель­но или при еди­нич­ном сот­рудни­чес­тве скан­ди­навы по­ложи­ли на­чало соз­да­нию об­ще­го рын­ка и рас­ши­рению про­ката. Так «но­вая вол­на» при­нес­ла ещё од­но «нов­шес­тво» — сов­мес­тное скан­ди­нав­ское про­из­водс­тво, ко­торое ус­пешно про­дол­жа­ет­ся до сих пор.

«У­ик-энд» / Weekend (1962): Да­ния

реж. Пал­ле Кь­ерулф-Шмидт, в ро­лях: Й­енс Ос­терхольм, Бир­гит Брю­эль, Джес­пер Джен­сен

Не по­лучив­ший боль­шой из­вес­тнос­ти за пре­дела­ми Скан­ди­навии и сня­тый за пять лет до го­даров­ско­го «У­ик-эн­да», «У­ик-энд» Пал­ле Кь­ерул­фа-Шмид­та рас­ска­зыва­ет о груп­пе мо­лодых лю­дей с деть­ми, у­еди­нив­шихся в за­город­ном кот­тедже на вы­ход­ные. Ху­дожес­твен­ная ком­по­зиция кар­ти­ны пред­став­ля­ет со­бой уп­равля­емый ха­ос, не­замет­но сня­тый ока­зав­шей­ся под ру­кой ка­мерой. Ге­рои, соб­равши­еся вок­руг сто­ла, вы­пива­ют, ве­дут пол­ные реф­лексии раз­го­воры о жиз­ни и сек­се, мес­та­ми очень вы­зыва­ющие. Ак­тё­ры им­про­визи­ру­ют, об­на­жая слож­ные лич­нос­тные не­домол­вки меж­ду пер­со­нажа­ми. Тес­но­та об­ще­ния на­пол­ня­ет эк­ранное прос­транс­тво то все­об­щим ра­зоча­рова­ни­ем, то скры­ва­емой не­вер­баль­ной, а за­тем от­кры­той фи­зичес­кой аг­ресси­ей. Зри­тель наб­лю­да­ет за кол­лапси­ру­ющим си­нер­ге­тичес­ким эф­фектом, как буд­то на­роч­но по­дог­ре­ва­емым ки­носъ­ём­кой в эс­те­тике ву­ай­ериз­ма.

Рис. 5. Ге­рои на от­ды­хе
Рис. 5. Ге­рои на от­ды­хе

Всё вы­шепе­речис­ленное в ито­ге при­водит пер­со­нажей к выс­шей точ­ке эмо­ци­ональ­но­го нап­ря­жения, на­поми­ная по­лудо­кумен­таль­ный со­ци­аль­ный эк­спе­римент, ис­сле­ду­ющий гра­ни доз­во­лен­но­го. Мак­си­маль­ный ре­ализм при от­сутс­твии про­фес­си­ональ­но ус­та­нов­ленной ка­меры и ос­ве­щения, ан­сам­бле­вый ха­рак­тер кар­ти­ны без глав­ных ге­ро­ев, сво­бод­ное сю­жет­ное по­вес­тво­вание, сек­су­аль­ное нап­ря­жение в де­талях и про­вока­ции — да­же по мер­кам скан­ди­нав­ской «но­вой вол­ны» это выг­ля­дело сме­ло и от­кры­вало до­рогу для но­вых форм ма­лобюд­жетно­го ки­но.

«У­ик-энд» мож­но счи­тать пред­те­чей клас­си­чес­ких филь­мов дви­жения «Дог­ма 95», нап­ри­мер, то­го же «Тор­жес­тва» (1998) То­маса Вин­тербер­га (под­робнее о Вин­тербер­ге и его филь­ме «Суб­ма­рино» здесь — прим. MT). Од­на­ко нет ни­каких фак­ти­чес­ких или сло­вес­ных под­твержде­ний, вдох­новля­лись ли Вин­терберг или Фон Три­ер этой кар­ти­ной. Лю­бопыт­ный факт, что пос­мотрев­ший «У­ик-энд» Ин­гмар Бер­гман иро­нич­но наз­вал кар­ти­ну «од­ним из луч­ших филь­мов, что при­ходи­лось ви­деть» и до­бавил: «Не­важ­но, что они не име­ют ни­како­го пред­став­ле­ния, как дол­жна быть ус­та­нов­ле­на ка­мера. В лю­бом слу­чае в этом филь­ме что-то по­лучи­лось, что-то очень важ­ное».

«Эне, бе­не, рес» / Ole dole doff (1968): Шве­ция

реж. Ян Тру­эль, в ро­лях: Пер Ос­кар­ссон, Анн-Ма­ри Гюл­лен­спец,Кер­стин Ти­дели­ус

Швед Ян Тру­эль, на­чинав­ший как опе­ратор уже упо­мяну­того филь­ма Бу Ви­дер­берга «Дет­ская ко­ляс­ка», вор­вался в мир ре­жис­су­ры с пол­но­мет­ражным филь­мом «Вот твоя жизнь» (1966) по од­но­имён­но­му ро­ману но­белев­ско­го ла­уре­ата Эй­вин­да Юн­со­на, сти­лис­ти­чес­ки важ­ной ра­ботой 60-х, объ­еди­нив­шей фраг­ментар­ное по­вес­тво­вание, ре­ализм и ви­зу­аль­ные при­ёмы со сме­ной оп­ти­ки. Впос­ледс­твии Ян Тру­эль стал од­ним из нем­но­гих яр­ких пред­ста­вите­лей швед­ской «но­вой вол­ны», кто вы­шел за пре­делы не­зави­симо­го ки­нема­тог­ра­фа, при этом ос­та­ва­ясь «креп­ким ре­мес­ленни­ком» — од­ним из са­мых ти­туло­ван­ных и зас­лу­жен­ных швед­ских ре­жис­сё­ров. Кар­ти­на Тру­эля о швед­ских миг­рантах в Аме­рике «Эмиг­ранты» (1971) соб­ра­ла глав­ных «бер­гма­нов­ских» звёзд Мак­са фон Сю­дова и Лив Уль­ман и по­лучи­ла пять но­мина­ций на «Ос­кар». С Сю­довом Тру­эль ра­ботал прак­ти­чес­ки во всех кар­ти­нах, а от­ли­читель­ной чер­той ра­боче­го про­цес­са Яна ста­ло ка­нонич­ное учас­тие на всех эта­пах про­из­водс­тва. Тру­эль ис­полнял роль ре­жис­сё­ра, опе­рато­ра, сце­нарис­та и мон­та­жёра, ча­сами под­би­рая нуж­ный свет и нас­тра­ивая ка­меру, он стал нас­то­ящим апо­логе­том ав­тор­ско­го ки­но, не из­ме­нив се­бе да­же в поз­дних круп­ных ком­мерчес­ких про­ек­тах, та­ких как «Гам­сун» (1996) и «Не­забы­ва­емые мо­мен­ты» (2008).

Ис­поль­зуя им­про­виза­цию ак­тё­ров и оп­ти­чес­кое ана­мор­фи­рова­ние, Тру­эль до­бивал­ся фо­тог­ра­фичес­кой глу­бины каж­до­го кад­ра, что, од­на­ко, иног­да зат­рудня­ло вос­при­ятие ос­таль­ных сос­тавля­ющих филь­ма. Нес­мотря на ув­ле­чение ви­зу­аль­ным сти­лем, Тру­эля при­нято счи­тать ре­жис­сё­ром имен­но «но­вой вол­ны» во мно­гом бла­года­ря филь­му «Эне, бе­не, рес», сня­тому по ро­ману Кла­са Энгстрё­ма. Кар­ти­на, удос­то­ен­ная «Зо­лото­го мед­ве­дя» Бер­лин­ско­го ки­нофес­ти­валя, пред­восхи­ща­ет «Ро­зыг­рыш» (1976) Вла­дими­ра Мень­шо­ва и «Шко­лу» (2010) Ва­лерии Гай Гер­ма­ники, а так­же под­ни­ма­ет те­му со­ци­аль­но­го и до­маш­не­го на­силия, ко­торое на­ряду с ми­зоги­ни­ей про­ходит че­рез все твор­чес­тво Тру­эля: от «Эмиг­рантов» до «Не­забы­ва­емых мо­мен­тов».

За­дум­чи­вый учи­тель Сё­рен Мар­тен­ссон (Пер Ос­кар­ссон) под­верга­ет­ся из­де­ватель­ствам со сто­роны уче­ников сред­них клас­сов и пы­та­ет­ся во что бы то ни ста­ло вер­нуть ува­жение, по­пут­но за­нима­ясь са­моко­пани­ем. Кар­ти­на, сня­тая пре­иму­щес­твен­но руч­ной ка­мерой в зак­ры­тых по­меще­ни­ях шко­лы, прев­ра­ща­ет лей­тмо­тив «веч­ных на­дежд» в цик­личный душ­ный ад, где мо­раль­ная и фи­зичес­кая тес­но­та на­ходят­ся под до­кумен­таль­ной слеж­кой под­гля­дыва­юще­го с ка­мерой, ко­торый буд­то слу­чай­но фик­си­ру­ет фраг­менты раз­го­воров и си­ту­аций, соз­да­вая мрач­ную и бе­зыс­ходную вер­сию «Во­ронь­его квар­та­ла» учи­теля Тру­эля Вир­де­бер­га.

«Швед­ская ис­то­рия люб­ви» / En kärlekshistoria (1970): Шве­ция

реж. Рой Ан­дрес­сон, в ро­лях: Анн-Со­фи Кю­лин, Рольф Соль­ман, Ани­та Линд­блом, Бь­ёрн Ан­дре­сен

В на­чале 70-х скан­ди­нав­ская ре­алис­ти­чес­кая тра­диция сде­лала по­ворот в сто­рону дет­ских пси­холо­гичес­ких пор­тре­тов. Де­ти и юно­ши, стал­ки­ва­ющи­еся с ир­ра­ци­ональ­ным ми­ром взрос­лых, за­няли ни­шу на те­леви­дении (из­вес­тные в Рос­сии се­ри­алы по мо­тивам про­из­ве­дений Ас­трид Лин­грен «Эмиль из Лён­ненбер­ги» (1974 — 1976) и «Пеп­пи Длин­ный­чу­лок» (1969)), а так­же в ав­тор­ском ки­нема­тог­ра­фе Бер­гма­на («Фан­ни и Алек­сандр» (1982)). В на­чале же 80-х го­дов по­яви­лось но­вое по­коле­ние ре­жис­сё­ров, ко­торое вы­вело «под­рос­тко­вое» скан­ди­нав­ское ки­но на ми­ровой уро­вень: нап­ри­мер, Бил­ле А­угуст и Лас­се Халль­стрём, мно­го лет поз­же про­рабо­тав­шие в Гол­ли­вуде. Но преж­де, в 60-х, с за­рож­де­ни­ем скан­ди­нав­ской «но­вой вол­ны», те­мати­ка вза­имо­от­но­шений под­рос­тков пе­рек­ли­калась с тен­денци­ей, ко­торая поз­же ста­ла ви­зит­ной кар­точкой мно­гих мас­те­ров — про­вока­ция и от­сутс­твие та­бу­иро­ван­ных тем.

Рис. 8. Се­мей­ное зас­толье: де­ти сре­ди взрос­лых
Рис. 8. Се­мей­ное зас­толье: де­ти сре­ди взрос­лых

Од­на­ко имен­но кар­ти­на Роя Ан­дер­ссо­на, бу­дуще­го жи­вого клас­си­ка аб­сурдис­тких и гро­тес­кных лент, сня­тая в неп­ри­выч­ном для не­го сти­ле, ста­ла зна­ковой для ми­рово­го под­рос­тко­вого ки­но, за­вер­шив эпо­ху швед­ской «но­вой вол­ны» и псев­до­кумен­таль­но­го ре­ализ­ма. В от­ли­чие от дру­гих со­оте­чес­твен­ни­ков Ан­дер­ссон сни­мал на цвет­ную плен­ку и вдох­новлял­ся филь­ма­ми че­хос­ло­вац­кой «но­вой вол­ны», в час­тнос­ти ра­бота­ми Ми­лоша Фор­ма­на. Пов­то­ряя ат­мосфе­ру лет­не­го вос­по­мина­ния, изоб­ра­жая мир взрос­лых как слег­ка зак­ры­тую от млад­ших тер­ри­торию, раз­во­рачи­ва­ют­ся вза­имо­от­но­шения двух под­рос­тков — Ан­ни­ки (Анн-Со­фи Кю­лин) и Пе­ра (Рольф Соль­ман). Прос­тая и свет­лая ис­то­рия ко­па­ет в глу­бину под­рос­тко­вых реф­лексий, а так­же при­от­кры­ва­ет две­ри доз­во­лен­но­го для бу­дущих ис­сле­дова­ний дру­гих ре­жис­сё­ров — под­рос­тки здесь пол­но­цен­ные лю­ди, вы­ходя­щие из при­выч­ных пат­тернов 60-х и ху­дожес­твен­ных пре­уве­личе­ний: они за­нима­ют­ся лю­бовью, пь­ют ал­ко­голь и ку­рят не ра­ди ба­ловс­тва, как в «Че­тырес­та уда­ров» (1959). А ис­полни­теля ро­ли дру­га Пе­ра Бь­ёр­на Ан­дре­сена за­метил сам Лу­кино Вис­конти, ко­торый приг­ла­сил его в свой фильм «Смерть в Ве­неции» (1971), о чём сам Ан­дре­сен впос­ледс­твии нес­коль­ко со­жалел, но это уже сов­сем дру­гая ис­то­рия.

Рис. 9. Де­ти по­кури­ва­ют
Рис. 9. Де­ти по­кури­ва­ют

Изоб­ра­жения: скрин­шо­ты ука­зан­ных филь­мов, IMDb