Никто, наверное, не станет отрицать, что Советский союз был великой шахматной державой мира.
Быть может потому, что для этого вида спорта никакого особого инвентаря и обмундирования не требуется – только расчерченная в черно-белую клеточку доска и фигуры.
Это делало шахматы общедоступными, близкими народу. Не то что какой-нибудь буржуйский теннис, где одна только ракетка стоит целое состояние.
В Москве в шахматы (как, впрочем, и в более народные шашки) играли везде – в скверах, парках, на бульварах. На Гоголевском бульваре находился, например, Центральный шахматно-шашечный клуб.
Со временем народ привык, что чемпион мира по шахматам непременно должен быть гражданином СССР.
Обладатели шахматной короны были настоящими звездами того времени. Их знали в лицо: Михаил Ботвинник, Борис Спасский, Михаил Таль…
Неудивительно, что самый длинный в истории шахматный матч на первенство в мире проходил между «нашими» - Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым.
Поединок на звание короля черно-белых фигур проходил в поистине королевском месте - Колонном зале Дома союзов.
Матч начался 9 сентября 1984 года и закончился 15 февраля следующего, 1985 года. Правда, на старте никто и не подозревал, каким скандалом он закончится.
Сначала казалось, что выигрывает Карпов. Но когда до победы не хватало буквально одного очка, колесо Фортуны повернулось к молодому Гарри Каспарову.
В итоге счет становится 5:3, и это при 40 ничьих!
К тому моменту устали все – и зрители, и игроки, и судьи, и прильнувшие к телевизору граждане необъятной. Матч превращался в какой-то изматывающий нескончаемый кросс.
В том, что советские игроки не могут поделить пальму первенства, была какая-то чертовщина.
Ходили даже слухи, что, не дождавшись окончания матча, скончался прямо перед телевизором Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Черненко.
По официальной версии, смерть Константина Устиновича наступила 10 марта 1985 года от остановки сердца.
Как бы то ни было на самом деле, пришлось прерывать матч, чтобы «уступить место» церемонии похорон Генсека.
Но шахматистов ничто не могло остановить, они, кажется, уже не мыслили себя вне этой шахматной гонки.
И кто знает, сколько бы длилось это безумное интеллектуальное противостояние, если бы президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес не прервал матч на том основании, что исчерпаны «физические и возможно психологические ресурсы не только участников матча, но и всех, имеющих к нему отношение».
Общественность это решение поддержала, закрыв глаза на некоторые формальности.
По регламенту матча, президент ФИДЕ не имел права остановить матч. Однако Кампоманес сослался на Устав ФИДЕ, согласно которому в перерывах между конгрессами решения принимает именно президент.
Недовольны были, похоже, только претенденты на шахматную корону.
Оно понятно – матч был остановлен без объявления победителя, с необходимостью переиграть его в 1985 году, начав все в прямом смысле с нуля, т.е. со счета 0-0.
Особенно бушевал молодой Каспаров.
Он обвинил Кампоманеса в симпатиях Карпову, назвав все произошедшее срежиссированным спектаклем, поставленным с целью не дать проиграть шахматисту-орденоносцу.
В итоге Карпов подписал документ о согласии с прерыванием матча, а Каспаров отказался это сделать.
К слову, вскоре Гарри Кимович все-таки добился своего – выиграл у Карпова, повесив долгожданный лавровый венок себе на плечи.
Как минимум один позитивный результат у этого матча все же был: ФИДЕ ограничила продолжительность следующего матча мирового первенства 24 партиями.
При подготовке поста использована книга: А. Васькин «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе», материалы из Википедии.
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 Столовая вместо храма, кухня в алтаре и душ в трапезной: чудесное воскрешение Церкви иконы «Знамение» на Шереметевом дворе