Найти тему
Tatyana Kitsya

ПРО НОРМУ И СТРАННОСТИ - как работает контраст в кино

Экстравагантная детектив из бьюти-салона Шекспир работает на контрасте со вполне нормальным полицейским отставником Хэтуэем, но сама "нормальность" для еще более экстравагантного секретаря агенства - актера -неудачника.
Экстравагантная детектив из бьюти-салона Шекспир работает на контрасте со вполне нормальным полицейским отставником Хэтуэем, но сама "нормальность" для еще более экстравагантного секретаря агенства - актера -неудачника.

Сегодня всякий уважающий себя гуру креатива повторяет: сделайте своих персонажей, мир, ситуацию странными настолько, насколько вообще возможно! Слишком не бывает!

НО!

Всегда есть большое "НО".

Возможно, для самих гуру это самоочевидно, поэтому упоминают об это редко. Так вот напомню - чтобы прием "остранения" (В. Шкловский) работал эффективно необходим КОНТРАСТ странного с НОРМОЙ. Именно сохранение маркеров и стандартов нормы позволяет аудитории идентифицироваться с событиями, а авторам - манипулировать фокусом внимания аудитории. Это особенно важно, если действие разворачивается в реалистических декорациях. Сошлюсь на хрестоматийный пример: детектив со странностями + его нормальный помощник. В хорроре авторы любят поступать наоборот: безнадежно нормальный человек попадает в некое место, где он день за днем обнажает пугающие странности старожилов – самый свежий и удачный пример полнометражный хоррор Солнцестояние.

В сериале "Лучше звоните Солу" - мы наблюдем прекрасный образец мелодраматической любовной пары, построенной на контрасте: "странного" Сола и "нормальной" Ким. Конструкции, основанные на контрасте нормы и странности работают всегда, хотя и лишены новаторства.

Сериал "Корпорация Божий Дар" - коллекция нестандартных персонажей.
Сериал "Корпорация Божий Дар" - коллекция нестандартных персонажей.

Устранение контраста существенно ослабляет прием.

В первых сезонах сериала "Шерлок, ВВС" Уотсон тоже сталкивается с проблемами, но эти житейские проблемы понятны аудитории без дополнительных разъяснений. Получив доверие зрителя, Уотсон легко удерживал фокус внимания на странностях либо своеобычных действиях Холмса. Именно образ Уотсона рамка, которая перемещает фокус внимания зрителя с одного отмеченного странностью персонажа на другого. Майкрофта, новоявленная миссис Уотсон, Мориарти и т.д.. Но в последних сезона Уотсон тоже получает прививку странности, фокус зрительского вменения сразу расплывается - персонажи заслоняют друг друга, действие смешиваются в малоаппетитную кашу.

-3

В погоне за новаторством многие авторы порой теряют контраст на уровне персонажей. Например, в сериале "Горное озеро" (Top of the lake) концентрация странных персонажей на дюйм экранного пространства зашкаливает и единственным носителем нормы оказывается главный негодяй. Не лучшее решение на мой вкус. Но в сериале "Корпорации Божий дар" пошли ещё дальше и вообще отказались от нормы. Вышло совсем худо! Продираться чрез этот паноптикум тяжело и скучно. Никаких ориентиров для зрителя нет, странные абсолютно все и драматургическая пружина ослабевает, и никакая прекрасная актерская игра или операторская работа не спасет ситуацию, действие ожидаемо проваливается в пустоту - катарсис не наступает. Но MGM или ВВС гигантские компании, имеющие ресурс на смелый эксперимент, у начинающего же автора в том числе и рецензий ресурса нет. У него зачастую всего одна попытка.

Сол Гудман - лучший адвокат, которого можно себе позволить. за деньги
Сол Гудман - лучший адвокат, которого можно себе позволить. за деньги

Если хотите быть популярны и востребованы здесь и сейчас - следить за контрастом! ВСЕГДА! Контраст, это резкость для аудитории, и его можно "настроить" за счет корректного выбора объектов для сравнения. Это очень и очень принципиальный момент, помните о нём. Если хватите хороший, достойный фильм или сериал – упомяните картину более скромных достоинств в этом же жанре либо с участием тех же актеров, или построите контраст на упоминании фильма с похожим сюжетом, но принципиально иным финалом, при похожем сюжете. Например – в сериале «Ключ и замок» - основа сеттинга - волшебство, которое возвращают в мир ключи, а в сериале «Очень странные дела» - сеттинг строится вокруг научно-фантастического допущения, без всякого волшебства, а в сериале «Домой засветло» вообще обходятся реалистическим сеттингом, хотя во всех трех фильма речь о детях, столкнувшихся с некими неожиданными, загадочными происшествиями.

Внесла немного ясности?

Давайте попробуем в комментариях поискать любовные кино-пары которые подобраны по контрасту?