Материнскую розетку 'ЛЕ-Крепкий Орешек' на выставке к моему приходу разобрали почти целиком, ободрав на листья практически до пенька. И, думаю, не надо объяснять, почему?
Обычно я стараюсь не брать в размножение листовые черенки с выставочных розеток: они капризны в укоренении из-за питательных подкормок, стимулирующих цветение. Такие черенки плохо укореняются в любом субстрате, их лучше ставить в воду, чтобы постепенно вывелись накопленные избытки удобрений. Чаще всего корнеобразование все равно идет с трудом и долго.
У моего листа 'ЛЕ-Крепкий Орешек' сначала сгнила ножка, а потом пошла пятнами и листовая пластина. Возможно, сказалась еще и довольно низкая по осени температура. В течение месяца я поочередно отрезала от листа все новые поврежденные фрагменты. Пока не осталось два кусочка вроде того, что лежит на фото изнанкой вверх.
Кто-то из американских гибридизаторов, по-моему, Робинсоны, пропагандировали укоренение кусочками листа как прогрессивный метод.
Сенполия, конечно, не стрептокарпус, — говорили они, — чтобы размножаться фрагментами листовой пластины. Это займет гораздо больше времени, чем обычно. Но зато можно получить большее количество растений в горшочках той же площади.
Уцелевшие клочки 'ЛЕ-Крепкого Орешка' укоренялись сначала в чистом вермикулите, чтоб не усугублять состояние средой.
Когда остался последний кусочек, я махнула рукой, и ткнула его в торф. Стакан закатала в пакет и убрала с глаз долой. И вот тут он, все-таки, пошел в рост. Зеленое под листом на третьем снимке в галерее — это перлит, он в пакете без проветривания зеленеет, начиная напоминать плесень или лишайник.
Детка в итоге получилась одна-единственная и очень корявая.
Обратите внимание на дату на фотографии. Май 2019. Лист был куплен осенью 2018 года, другие за это время успели зацвести. Дальше идут снимки этой весны, то есть, прошел еще год. К деформации листьев прибавились непрокрасы.
Это — очень нехорошая картина. При самом хорошем раскладе растение приобретает такой вид от плохого грунта с агротехникой в сочетании с жизнедеятельностью сосущих вредителей типа акариформных клещей, к которым относится и паутинный. (У меня с этим все в порядке.)
Такую же картину может дать стеблевая нематода. Но это снова должен быть заражен грунт или материнское растение. На срезе в микроскоп я ничего такого не увидела, хотя стеблевую нематоду можно можно рассмотреть и в школьный микроскоп с небольшим увеличением.
Третье возможное объяснение — фитовирус. Это без лаборатории не разглядишь. А первый цветок меж тем тоже вырос деформированный и с непрокрасами. И времени потребовалась на это почти два года вместо положенных 6-9 месяцев.
Если бы я продавала растения или листья, или участвовала бы в выставках, растение пошло бы в огонь. В данном случае проще купить новый лист того же сорта, нежели рисковать заражением всей собственной коллекции с растениями потенциальных покупателей. Но я сейчас даже подругам с сестрой фиалок не дарю. Поэтому разобрала многострадальный 'ЛЕ-Крепкий Орешек' в очередной раз. И посадила самый зеленый пасынок в отдельную тепличку.
Эксперимент продолжается! Повторять не рекомендуется!
Еще один сорт Елены Лебецкой, 'ЛЕ-Берилловый Иней', можно увидеть ЗДЕСЬ.
Как размножить фиалку пасынками, которые сами выросли, можно увидеть ЗДЕСЬ.
Как получить пасынки за счет удаления точки роста, можно увидеть ЗДЕСЬ.