Бывают биографии, которые даже в самом вольном пересказе выглядят, как сюжет приключенческого романа. Часто они и становятся в конце концов романами, фильмами, и даже компьютерными играми – так вышло и с историей Уильяма Адамса, которой уже больше четырех столетий.
По морям, по волнам
О детстве будущего самурая известно немногое. Во-первых, то, что крестильная запись о нем появилась в приходской книге городка Джиллингем (что в английском графстве Кент) в конце сентября 1564 года. Во-вторых, то, что 12 лет от роду мальчика отдали в обучение на судостроительную верфь.
И затем еще больше десятилетия Билли постигал разнообразные морские науки: кроме кораблестроения он изучал также астрономию и навигацию, без которых в те времена было невозможно мореплавание.
Видимо, юный Адамс показал себя толковым и сметливым учеником, потому что по окончании обучения смог поступить на службу в Английский военный флот. Там ему достался легендарный командир, гроза испанцев, прославленный Эль Драко (с испанского – «дракон») - Френсис Дрейк.
Под началом одного из лучших королевских приватиров (бывших пиратов, принятых на государственную службу) Адамс принял участие в Гравелинском сражении, где английский флот наголову разбил испанскую Непобедимую армаду.
Затем целое десятилетие Уильям ходил шкипером на голландских торговых судах. Он многое повидал: Европу, африканские берега и даже обледенелые просторы Арктики, куда в те времена смельчаки отправлялись на поиски Северного морского пути.
А в конце XVI столетия штурмана Адамса позвали принять участие в торговой экспедиции на Дальний Восток. В путь собиралась целая флотилия из пяти судов, целью плавания было посещение западного берега Южной Америки и продажа там голландских товаров (шерстяных тканей, стекла, железа и прочего).
В случае неудачной коммерции предполагалось отправиться дальше, к Японии, и сбыть груз там, а по дороге, на Молуккских островах, приобрести разнообразных специй, чтобы с выгодой продать их в Европе. Уильям Адамс и предположить не мог, что это рядовое, хотя и дальнее, путешествие приведет его в совершенно новую жизнь.
Путь на Восток
Плавание выдалось на редкость неудачным. Оно длилось более полутора лет, за это время запасы пресной воды и продовольствия истощились, один корабль потонул, два были взяты в плен португальцами (старинными соперниками Голландии на море), и один вернулся домой, имея на борту лишь треть первоначальной команды.
Только судно «Лифде» (с голландского – «Милосердие»), которым управлял Адамс, достигло все же берегов Японии. Весной 1600 года едва державшийся на плаву корабль с 24 измученными моряками причалил в гавани острова Кюсю.
Японцы помогли команде переправиться на берег, но злоключения «торговых гостей» на этом не закончились. В их судьбу вмешались португальские священники, находившиеся при дворе местного даймё (главы провинции) Токугавы Иэясу.
Португальцы чрезвычайно дорожили монополией на торговлю со Страной восходящего солнца, а потому объявили моряков с «Лифде» пиратами, замышляющими ограбить провинцию и сбежать обратно в Европу. По навету иезуитов груз с корабля немедленно конфисковали, а его команду поместили под арест.
Единственное, в чем повезло голландцам, – неплохое знание их шкипером португальского языка. По этой причине Уильяма Адамса выбрали переговорщиком, и он предстал перед даймё. Предприимчивый англичанин не только сумел объясниться с Токугавой, но оказался настолько красноречив, что ему удалось убедить японца в благонамеренности себя и своей команды.
Впоследствии в письме к супруге Уильям вспоминал, что будущий сёгун принял его крайне благосклонно, внимательно выслушал и задал несколько вопросов о ходе путешествия и его целях.
Токугава беседовал со шкипером еще несколько раз, видимо, проникся симпатией к путешественникам и уже спустя месяц команду «Лифде» выпустили на свободу.
Больше того, каждому назначили помесячное содержание и паек. Вот только возвращаться на родину им запретили – пришлось европейцам привыкать к жизни в неведомой стране, куда занесла их моряцкая «удача».
Новая жизнь
Уильям приспособился к японской реальности на удивление скоро – отчасти под влиянием постоянных бесед с Токугавой. Основатель целой династии сёгунов (военные диктаторы, фактически управлявшие Японией несколько столетий) приветствовал широкие взгляды гостя и его готовность учиться новому от языка до тонкостей чайной церемонии, от умения носить кимоно до искусства дарить и принимать подарки.
В ответ английский шкипер делился со своим покровителем познаниями в истории Европы, математике, астрономии и корабельном деле.
Доверие Токугавы к иноземцу росло, а вместе с ним росли и милости, даруемые Адамсу. За несколько лет англичанин обзавелся обширным поместьем Миура с сотней крестьян, домом в Эдо и солидными финансовыми средствами.
Больше того, в знак признания заслуг Уильяма перед Японией, ставший уже сёгуном Токугава присвоил ему статус самурая, подарил два меча, подтверждающие самурайское достоинство и назначил «хатамото» (с японского – «знаменосец»).
Хатамото имел право личной встречи с правителем в любое время и возможность носить в его присутствии оружие (знак особого доверия в знаменитой своими дворцовыми заговорами стране).
Поскольку посвященный в самурайское сословие мужчина согласно японской традиции начинал новую жизнь, шкипер Уильям Адамс как будто умер, а вместо него на свет появился самурай по имени Андзин Миура с личным гербом, изображающим пушку.
Церемония смены имени позволяла иностранцу официально вступить в должность при дворе сёгуна. Жена Адамса, таким образом, овдовела (хотя «умерший» супруг еще много лет с любой оказией отсылал ей деньги на житье). А Миура-сан смог жениться на японке из дворянского семейства и вскоре в новой семье на свет появилось двое детей.
Сохранились свидетельства о том, что шкипер просил у сёгуна позволения отремонтировать пострадавший в плавании к берегам Японии корабль и вернуться в Европу но Токугава даже слышать об этом не захотел.
Взамен он поручил Адамсу организовать строительство парусника по примеру «Лифде» (это был первый корабль, построенный в Японии по европейской модели). Судно благополучно спустили на воду, и затем использовали для плаваний вдоль побережья страны.
Между тем сведения о необыкновенной истории голландских моряков добрались до Европы. Судьба Уильяма Адамса и членов его команды сулила блестящие перспективы развития торговых связей с Дальним востоком, а потому голландские негоцианты оперативно снарядили пару кораблей и отправили их в Страну восходящего солнца для налаживания торговых связей. Вслед за ними с той же целью отправилось и английское судно.
Европейцы опасались застать своего соплеменника в изоляции от японцев, но с удивлением обнаружили вместо английского шкипера настоящего восточного вельможу, абсолютно неотличимого от прочих придворных сёгуна.
Он одевался в кимоно, в совершенстве владел японским языком и приобрел отстраненную и надменную манеру держать себя. Голландцы и англичане нашли бывшего соотечественника слишком высокомерным и впоследствии отзывались о нем без всякой приязни, хотя он и добился для них у Токугавы права торговать с Японией.
След в истории
«Белый самурай» дожил до 55 лет и скончался в конце весны 1620 года, прах его позже перевезли в поместье Хэми, подаренное ему Токугавой. Согласно завещанию Адамса, все его имущество разделили между английской и японской семьями.
А сохраненные со времен судьбоносного плавания на «Лифде» морскую карту, астролябию и глобус получили его коллеги по Ост-Индской компании, в которой ему довелось служить в последние годы жизни. Интересно, что состоящий на службе в европейской компании Адамс, как рассказывают, горой стоял за интересы своей восточной родины.
«Японский» сын Уильяма Джозеф сделался толковым коммерсантом и успешно продолжал коммерческие дела отца до самого наступления эпохи сакоку, когда Страна восходящего солнца на два века отгородилась от всего мира железным занавесом изоляции.
Мир не забыл Миуру Андзина: в Японии его именем названы один из Токийских кварталов, деревня и железнодорожная станция. Чтобы почтить его память, в городе Ито поводится ежегодный фестиваль. Кстати, Ито и еще один японский город, Йокосука, стали побратимами родного для Адамса английского Джиллингема, где больше столетия назад шкиперу поставили памятник.
Не обошли вниманием удивительную историю моряка, прожившего целых две жизни, и творческие люди. Джеймс Клэвелл сделал Адамса прототипом главного героя романа «Сёгун» Джона Блэкторна. Сериал, снятый по мотивам романа, вот уже более 40 лет пользуется заслуженной популярностью у зрителей.
А в 2017 году вышла компьютерная игра Nioh, где Адамс выведен под именем самурая Уильяма. Там, вместо обычной жизни, «английскому японцу» приходится бороться с демонами и призраками, но так же, как и в реальной биографии, он одерживает победу в борьбе с судьбой.
Екатерина Кравцова