Продолжает моя дочь обучаться дистанционно. Делает домашнее задание по литературе. И кричит мне:
- Мама, ты не помнишь, что такое «синквейн»?
- ???? – почесала репу я.
Вот реально – 5 лет в универе, еще 5 лет в другом универе – ни разу этого слова не встречала. Покопалась в памяти, вроде что-то насчет стихотворной формы вспомнила. (Как потом выяснилось, когда уже в интернет полезла, я была права. Есть такая форма!)
А дочь продолжает:
- Надо синквейн на Сашу и Петю. Это герои произведения.
Я опять впала в ступор:
- Это как? Стихотворение на кого-то? На героев? Ну, еще о героях – я допускаю. Но это что-то уж слишком для задания по литературе!
Начала проводить опрос (причем, обратите внимание, мы все люди, не чуждые филологии). Дедушка сказал:
- Это, наверное, песенный жанр.
Тетя выступила за то, что это название неприличной болезни.
Только я собралась окончательно залезть в интернет, дочь вспомнила:
- А, блин, да нам же литричка постоянно эту фигню в прошлом году задавала. Щас, я вспомнила. Это два прилагательных…так…сколько там глаголов…
У меня вся та же реакция:
- ????
Лезу к дочери в тетрадь и параллельно в интернет. Ах, вот оно что. Цитирую из глубин интернета:
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
И, смотрю, дочь эдак бодро пишет что-то вроде:
Петя.
Умный, разговорчивый.
Встал, пошел, купил.
И так далее. Тоже мне, «пришел, увидел, победил».
Я впечатлилась, рассказала своей подруге, Прокрастинации Улитовне. Она отреагировала:
- Какое странное наркоманское слово!)
И продолжила:
После этого Прокрастинация Улитовна «аж проснулась и взбодрилась)))))» и выдала мне синквейн про моего героя Васю:
Вася.
Мерзкий, противный.
Ныл, страдал, вопил.
Все дети законченные г…и.
Sic!
И вопросила:
- Во – я правильно сделала? Хотя стесняюсь спросить, этот экзерсис - он зачем???) Он дает что?))Ну, кроме поржать.) Видимо, умение сэкономить, если вернется телеграф и оплата за слово.)
А ведь, пожалуй, я с ней согласна. Так и не прочувствовали мы эффективность данного метода развития ребенка и выработки умения «гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной».
А вы? Осознали и прочувствовали? Или как?
И у меня предложение к читателям: давайте составим синквейны на все, что можно. На персонажей моих произведений, на членов нашей семейки, на персонажей книг и фильмов. Из особо удавшихся сделаем отдельную статью. Будем читать и наслаждаться нашей литературной грамотностью и образованностью. Авось реализуем практически все наши личностные способности «(интеллектуальные, творческие, образные)».
Прошло два года. Я начала составлять сборники синквейнов, написанных читателями. Припасть можно здесь:
Синквейны моих читателей. Часть 1
Синквейны моих читателей. Часть 2
Синквейны моих читателей. Часть 3
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 28 апреля в прошлом году: