Цитата из Артамонов М. И. Киммерийцы и скифы : (От появления на исторической арене до IV в. до н. э.). Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
В качестве возможной причины переселения можно было бы предположить так называемый «демографический взрыв», обычно сопровождающий существенные улучшения в условиях существования людей, т. е. быстрое увеличение населения вслед за переходом его в северочерноморских степях к специализированному скотоводческому, а следовательно, и кочевому хозяйству. В данном случае следовало бы, пожалуй, говорить не о перенаселении в собственном смысле этого слова, а о значительном увеличении поголовья скота у населения степей и о возникшем в связи с этим остром недостатке пастбищ для его содержания. Впрочем, одно с другим настолько тесно связано, что термин «перенаселение» покрывает и то и другое. Но эта причина маловероятна, так как перенаселение могло привести, как это обычно и бывает, к выселению излишков населения, а не к тому обезлюдению степей Северного Причерноморья, какое констатируют археологи, сопоставляя количество памятников VIII—VII вв. с числом их предшествующего времени. Полагают также, что вторжение скифов в Переднюю Азию может быть связано с вступлением их в период «военной демократии», при которой война и грабеж становятся своего рода производством, промыслом. При этом, однако, имеется в виду не переселение в собственном значении этого слова, а военно-грабительские походы скифов в страны Древнего Востока. Но мы уже показали, что появление скифов в Передней Азии было не эпизодическими военными предприятиями, а настоящим переселением, ввиду чего и мотивировка его жаждой обогащения отпадает. Война и грабеж сами по себе никогда не являются целью народных переселений, для них существуют другие, более глубокие причины. Война и грабеж сопровождают переселения, а не вызывают их. Остается думать, что причиной переселения скифов были серьезные изменения в окружающей их природной среде, вызванные периодически происходящими климатическими колебаниями.
Цитата из Артамонов М. И. Киммерийцы и скифы : (От появления на исторической арене до IV в. до н. э.). Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
После падения Ниневии борьба продолжалась еще несколько лет, причем главным противником Вавилона в это время выступает Египет, спешивший прибрать к своим рукам владения Ассирии. Вавилоняне воевали с ним с помощью то мидян, то скифов. В 605 г. до н. э. вавилоняне взяли последний оплот Египта в Месопотамии — город Кархемыш на правом берегу Евфрата — и уничтожили всю египетскую армию. После этого вавилоняне вместе со скифами устремились в Палестину и Египет. Фараон Нехо (у Геродота ошибочно назван Псамметих — I, 104) с большим трудом в 600 г. отразил их нашествие. Память о скифах сохранилась в библии в книге пророчеств Иеремии. Участвовавшие в этом походе скифы в 604 г. сожгли знаменитый храм Астарты-Афродиты в Аскалоне на берегу Средиземного моря в Палестине (Геродот, I, 104). Имя скифов осталось за местностью, где находилась крепость Скифополь возле Бетсана на реке Иордан. Там помещался лагерь и кладбище погибших от эпидемии скифов.
Цитата из М.И. Артамонов "Сокровища скифских курганов
в собрании Государственного Эрмитажа.", // Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.+ табл.
Вернувшиеся в Причерноморье скифы и здесь заняли господствующее положение, подчинив оставшиеся на месте племена и создав нечто подобное восточным монархиям, с которыми они хорошо познакомились в Передней Азии. Эти скифы назывались «царскими» или «царственными»; название подчеркивало их особое положение среди других подвластных им племён. Они кочевали в степях от Дона до Днепра с центром в порожистой части последнего, где находились царские могилы. Всех остальных скифов царские скифы считали своими рабами, — говорит Геродот. Среди подвластных им скифских племён были и кочевники и осёдлые земледельцы. Последние обитали главным образом в лесостепной полосе Украины. Власть царских скифов в какой-то форме распространялась и на нескифские племена, окружавшие скифов с запада и севера, такие, как агафирсы, андрофаги, меланхлены, будины и гелоны. Памятниками упорной борьбы оседлых земледельческих племён с завоевателями являются так называемые скифские городища — подчас огромные земляные укрепления, служившие убежищами населению с его имуществом, главным образом скотом, во время вражеских нападений. Скифские набеги простирались далеко на запад — они переходили за Дунай на Балканы и, по-видимому, вторгались в Центральную Европу.
Цитата из М.И. Артамонов "История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.
В самой Хазарии новые формы социально-экономических отношений вызывали потребность господствующего класса в соответствующей религиозной идеологии, чем и объясняются успехи христианства и мусульманства в наиболее прогрессивных областях Хазарского государства — в Крыму и на Кавказе. Только среди кочевников, сохранявших патриархально-родовой строй как форму, прикрывающую до поры до времени классовую сущность отношений между сородичами, ещё продолжала жить старая языческая религия, да каганат, опиравшийся на кочевников, как свою основную военную силу, хранил верность религии предков, подобной той, какая в VII в. известна у гуннов-савир и какая, по авторитетному свидетельству арабского писателя Ибн Русте, была сходна с религией тюрок. Однако ещё в первой половине VIII в. перед правительством Хазарии встала дилемма — либо христианство, либо ислам, или та или другая из этих двух претендующих на всеобщее распространение религий. Хазары, как известно, выбрали третью религию, которая обеспечивала им вхождение в круг средневековых цивилизаций и вместе с тем самостоятельное положение между борющимися сторонами, т.е. исламом и христианством, а именно иудаизм.
Впрочем, едва ли это был сознательный, строго обдуманный выбор. Обстоятельства так сложились, что во главе Хазарии оказалось правительство, исповедующее иудейскую религию. В существовавших тогда условиях ему нужно было или отказаться от религии предков, или же попытаться утвердить иудаизм в качестве государственной религии хазар и противопоставить его христианству и мусульманству. Хазары пошли по второму пути.
Верховцы - люди умеренные, скромные, немного суровые, богобоязненные, почтительные к старшим, почти вовсе незнакомые с общественными удовольствиями, одним словом, более других сохранившие свой древний общинный патриархальный образ жизни. Этими же чертами характера и образом жизни отличаются и казаки некоторых станиц, расположенных по среднему течению Дона. Между тем как казаки низовых станиц, собственно простой класс народа, большею частью, склонны к торговле, промыслам, рыболовству, судоходству и другим. Характера они веселого, легкого, даже немного ветреного.
Из второстепенных типов, встречающихся среди донских казаков, можно указать на следующие:
а) татарский, т. е. тюркско-монгольский, с некрасивыми, смуглыми, широкими лицами, выдающимися скулами, выпуклым лбом и маленькими кривыми ногами. Характер вспыльчив. Казаки этого типа встречаются в задонских хуторах среднего и нижнего течения Дона и произошли от татарских выкрестов, принятых в казаки, не говоря уже о том, что в древнем Черкасске была целая татарская станица, остатки которой представляют теперь жители - магометане хутора Татарского, Новочеркасской станицы. Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов: Татариновы и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины, Шевердяевы, Батеенковы (от Батыя, по - казацки - Батея) ясно свидетельствуют о их происхождении;
б) калмыцкий, не считая природных калмыков - ламаитов, живущих станицами в Засальских степях и причисленных в казаки. Тип этот произошел от смешения калмыцкой крови с казацкой и дает симпатичные и красивые, хотя немного и широкие, лица, в особенности у женщин. Фамилия Калмыковых часто встречается в южной части области, где Сальския степи прилегают к Донским;
в) еврейский. Этого типа казаки до поразительности сходны с горскими евреями Дагестана, которые считаются остатками древних израильтян, плененных ассирийским царем Салтанассаром и потом совсем исчезнувших с политическаго горизонта, т. е. рассеявшихся по обширному древнему Персидскому царству, Кавказу, Крыму, Китаю, Индии и другим землям Азиатскаго материка. Казаки этого типа распадаются на две категории. Первой: долговязы, с небольшой головой, покатым лбом, выдающимся затылком, с чисто семитическим носом, с рыжими на бороде и усах и темными на голове волосами, веснушчаты, по - казацки - "луданые", по-малороссийски - "рудые". По характеру заносчивы, кичливы, мелочны, пронырливы, сладки на язык с высшими, но жестоки и беспощадны с низшими и до крайности трусливы. Второй категории в антропологическом отношении сходны с первой, но только телосложением более мелки, черномазы, юрки, склонны к торгашеству, спекуляции и обдуванию. Военная служба им не по нутру, а потому они всячески стараются избежать ее. Этого типа казаки часто встречаются в низовьях Дона, в Старочеркасской и Аксайской станицах и гор. Новочеркасске. Желающий убедиться в этом может обойти торговые ряды, Азовский и Сенной базары, в особенности старые лавки г. Новочеркасска, где еще остались некоторые, доживающие свой век торговцы - казаки этой категории.
Евграф Савельев. Древность казачества. Археология, история торговли и сельского хозяйства на Дону.
Продолжение темы:
Историческая ретроспектива основных принциов самоорганизации Казачьего социума.
Очередной казачий самогеноцид. XVII в. Казаки-низовцы против казаков-разинцев. Донцы-никонианцы против казаков-староверов.
Языческая СВАСТИКА и иные ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ-ОБЕРЕГИ в убранстве ВОЙСКОВОГО ВСЕКАЗАЧЬЕГО ПАТРИАРШЕГО СОБОРА в Новочеркасске.
Культура, образование и (как следствие) веротерпимость Астраханских Казаков.
Очередная казачья гражданская война -- никонианцы против старообрядцев; брат на брата.
Свастика (ярга) -- священный символ наших древних казачьих предков.