Около 15 лет назад в музее Культуры и истории в Осло шла дискуссия о том, стоит ли создавать временную экспозицию об оружии как эстетическом объекте. Кто-то- из бывших хиппи - находили эту идею этически сомнительной во всех смыслах. Эта мысль никогда не приходила им в голову. Зато создателю выставки показалась интересной.
Музей культур и обществ из всех частей света имеет много оружия, привезенного миссионерами, моряками, путешественниками, исследователями, этнологами. Кажется, что каждый из нас увлекается оружием.Проведя увлекательное детство в большой, заброшенной прибрежной крепости времен Второй мировой войны создатель много интересных артефактов. Оружие, по крайней мере, в принципе предназначенные для насилия, и они часто связаны с властью, поэтому он подумал, почему бы не совместить красоту и насилие, даже красоту и войну. Эта идея была полна непонимания среди сотрудников музея, и некоторые из них отказались принимать участие. Но это была просто первоначальная реакция.
Так возник вопрос, как сделать выставку, сочетающую в себе красоту, войну и насилие? Теперь название этой работы "О красоте войны и привлекательности насилия" (норвежское название - "Om Krigens Skjønnhet eller Den Vakre Volden"),изначально идея выставки была задумана как шутка. Он не собирался создавать выставку о красоте войны.
И само насилие. Сегодня, он мог бы сделать это, и это так же возможно как и тогда. Интересная история. Он хотел создать выставку об окружающей эстетике войны и насилия. Сначала мои идеи шли в направлении демонстрации, например, военных/политических лидеров, выступающих с восторженными речами, а затем публика могла отодвинуть их в сторону и увидеть настоящие ужасы войны. Но этот подход был слишком моралистичным и сентиментальным, и кроме того, что бы узнала публика от этого? Ничего! Все кивали и говорили: "Война - это просто ужасно".
Поэтому было решено сделать так, чтобы общественность узнала о чем-то, о чем они могли и не подумать, о том, что было раньше. Основное внимание в этой работе сосредоточено на концепции и повествовательной структуре, которая сегодня так же актуальна, как и в 1995 году. Сама выставка была очень простой, основываясь на очень низком бюджете.
Вводная часть состояла из ассортимента оружия, декоративно оформленного, как на старых музейных выставках, с текстом, отражающим увлечение оружием, увлечение, разделяемое первоначальными владельцами оружия.
Вторая часть была посвящена магическому оружию и магической "форме". Сотрудники выставки показывали японские мечи и лирические поэмы, посвященные им, комиксы про магические мечи, изображения мифологических мечей и ценная копия меча викингов,подаренная Генриху Гиммлеру во время одного из его визитов в Норвегию в 1941 году (говорят, что он отказался, потому что хотел оригинал, который, конечно же, он не получил).
Посетителям выставки была представлена фотография меркесского воина, с волшебными защитными татуировками, и даже выставили большую телефонную будку, где публика могла открыть дверь и прервать Кларка Кента, пока он превращался в настоящего Супермена.
В следующей части бел сделан уклон на реальный мир военной эстетики,объясняя, как эстетика войны
- связано с тем, что власть и слава обычно идут вместе,
- показывает, кто наши друзья и наши враги,
- указывает точную функцию солдата, носящего его в военной системе.
- показывает, что лицо, носящее оружие, имеет законное право осуществлять насилие от имени правительства и/или правителя.
Для того, чтобы проиллюстрировать эстетику, связанную с различными типами войн, были представлены такие киноленты как:
- Война между племенами путем показа частей документального фильма "Мертвые птицы из Новой Гвинеи".(1964, Дэвид Гарднер),
- Великолепная панорама марширующих друг против друга армий в Ране (1985 год) (Акира Куросава),
- более современная эстетика машин, Триумф воли (1935год) (Лени Рифеншталь), а так же:
- компьютеризированная война, позволяя публике пытаться атаковать цель с помощью F-14 Tomcat, на компьютере (такие военные игры были примитивны в 1995 году), размышляя о том, как большие армии были заменены высококвалифицированными, технологически сложными меньшими подразделениями. Компьютерная игра служила переходом к эстетике войны, как сообщалось зрителям. Здесь посетители могли бы сидеть в удобном кресле в норвежской гостинице и наблюдать за тем, как самолеты-истребители операции "Буря в пустыне" (освобождение Кувейта) взлетают в красивый закат. На стене гостиной была изображена романтическая живопись норвежской природы и семейные фотографии.
Продолжение следует....