В XVI и XVII вв. главным занятием казаков были военные предприятия. Необходимость защиты южных и восточных границ Московского государства, постоянные набеги турок и крымчан отвлекали казаков от занятий хозяйством. Основными источниками их существования были средства, добываемые во время «походов за зипунами», а также жалование, хлеб и соль, сукно и порох, которые они получали из рук московского царя.
Насколько им позволяла обстановка, казаки занимались скотоводством. Развито было мелкое ремесло и торговля.
Категорически казакам запрещалось заниматься земледелием, чтобы не отвлекались от несения воинской службы.
Только в самом конце XVII века (1695 г.), когда стабилизировалась обстановка на границах Московского государства, казакам было разрешено заниматься хлебопашеством. В течение 18-го столетия фактически сформировалась казачья община воинов-земледельцев.
Земля находилась в общем пользовании и каждый казак, достигший 16-летнего возраста, наделялся равным земельным наделом в пожизненное пользование. Через каждые три года на местах производился передел личных земельных наделов, через 19 лет – передел земли округами, станицами и хуторами. Таким путем гарантировалось обеспечение земельными наделами все мужское население, чтобы казаки были способны выполнять свой воинский долг.
При Петре I сильно развивалось хозяйство казаков. Они стали сеять хлеб, разводить сады и огороды. По приказу Петра I в районе Цимлянской станицы под руководством французских виноделов стали разводить виноградники. Предпринятые меры способствовали улучшению материального быта казаков.
На первых порах своего существования торговые отношения донского казачества состояли главным образом в обмене. Выезжая повидать свои семьи, родственников в русской земле, в близлежащие украинные поселения, они обменивали свою военную добычу - ткани, заморские пряности, украшения, драгоценности и т.п. - обменивали на товары первой необходимости, продукты и бытовую утварь. Нужда их в разнообразных товарах, которых не было на Дону, создавала важнейшую предпосылку для развитая в ХVI-ХVIII веках донской торговли. В то же время своеобразные условия донского края позволяли иметь также товары, которых не было на Руси и в приграничных странах. Наряду с этим на Дону издавна пролегал один из главных торговых южных путей. (Общая протяженность торгового пути из Москвы до Азова составляла около 2000 верст, на что затрачивалось 55 дней).
В 1614 г. царским указом донским казакам было предоставлено право беспошлинной торговли в московском государстве. Это способствовало увеличению и росту объемов купли-продажи, развитию на Дону внутренней и внешней торговли.
Со временем, когда торговые отношения приобрели устойчивый и постоянный характер, казаков регулярно занимавшихся торговлей, стали причислять к торговым казакам. Занятие торговлей было прибыльным делом. У торговых казаков дома, домашняя утварь, и одежда были богаче других донцов, промышлявших «зипунами», военными походами. Вступая в службу, они имели лучшее вооружение и лучших коней. Казаки везли на продажу шерсть, рогожи, лошадей, рыбу, икру, мед, вино.
По свидетельству В.Д. Сухорукова, уже в ХVIII в. торговлей на Дону занимались все городки и станицы, а самым крупным торговым центром являлся Черкасск. Как отмечал ростовский ученый А.П. Пронштейн, в 1764 г. в нем насчитывалось 203 лавки, 25 прилавков (стол для продажи товаров на рынке), 4 погреба, 39 кабаков. На Черкасском торгу можно было купить «всякий хлеб, живность, рыбу, капусту и прочие всякие мелочные товары». В те годы на улицах Черкасска можно было встретить иноземных купцов, приезжавших на Дон продать или купить. Гостиных дворов для них не хватало и поэтому они строили отдельные лавки.
Торговые связи Дона получили особенно широкое распространение во второй половине ХVIII века, после отмены в 1753 г. внутренних таможенных пошлин. Верховые казаки в больших количествах стали отправлять в низовья Дона хлеб и лес. Низовые казаки - скот, рыбу, виноград, вино, чай, кофе на Верхний и Средний Дон. Наблюдался в этот период бурный рост ярмарочной торговли. Некоторые донские ярмарки приобрели общероссийские масштабы.
Например, ярмарка в Урюпинской станице была известна далеко за пределами донского края. Так, В 1764 г. на ней вели торговлю 44 воронежские, 29 суздальских, 25 арзамасских, 22 елецких,18 нижегородских, 16 калужских купцов и 39 донских казаков из разных станиц. Она имела 307 лавок, 23 мясных прилавка, 33 рыбных сарая, 56 кабаков и шинков. На Урюпинску ярмарку ежегодно приезжали и иноземные купцы - турки, татары из Крыма, армяне, грузины со всякими восточными товарами. Торговали хлебом, вином, шерстью, холстом, овчинами, тулупами, вой локом, кибитками, скотом и другими товарами.
Вместе с тем Урюпинская ярмарка была своего рода «невольничьим» рынком, на который вывозились на продажу крепостные люди. «Сколько вою бывало на селе, когда барыня начинала собираться в Урюпино» (А.П. Пронштейн).
Несколько уступала по товарообороту Урюпинской ярмарке Михайловская. В 1764 г. в ней насчитывалось 93 лавки и 6 кабаков, построенных, как указывалось в документах, «в далекие годы». В большом пожаре 1778 г. в станице Михайловской сгорели 414 домов и все станинные лавки. Однако в скором времени лавки отстроились вновь, а к концу ХVIII в., число их значительно возросло. На Михайловской ярмарке, как и в других станичных ярмарках, донские казаки пользовались большими привилегиями - им бесплатно отводились места для постройки лавок, у них было право беспошлинной торговли; они могли сдавать свои лавки и торговые места в аренду приезжим купцам. Следует заметить, что вплоть до установления Советской власти на Донской территории», каждая станица и крупный казачий хутор обязательно проводили ежегодно 2-3 ярмарки - в определенные дни недели и месяца. Хотя их роль в общероссийском рынке была невелика, но в хозяйственно-эконономической жизни донских казаков они играли значительную роль.
Участие донского казачества в общероссийской торговли приносило большую выгоду внешней торговли России. В первой половине ХVIII в. у Российской империи не было более удобного выхода к южным морям, чем через низовья Дона. Хотя основные торгово-экономические центры государства были значительно удалены от Придонья и Приазовья, но они уже были устойчиво связаны с рядом торговых центров на Дону. Царское правительство своевременно оценило выгоды и преимущества, какие могли дать России внешнеэкономические связи с южными и юго-западными странами через использование донской магистрали. В связи с этим становится понятным, почему царское правительство пристально следило за состоянием торговли на Дону, всячески стремилось вовлечь донское казачество во внешнюю и внутреннюю торговлю России.
Несмотря на бурный расцвет торговли на Дону, в ХVI-ХVIII веках общероссийская внешняя торговля по-прежнему пролегала по Волге и Каспийскому морю. Издревле по этой водной артерии шла оживленная торговля с восточными странами - Персией, Аравией, Бухарой, Арменией, Индией и др. Города-крепости, построенные на Волге, являлись крупными, важными торговыми центрами. В Нижнем Поволжье к ним относились Царицын, Дмитриевск, Саратов.
В 1623 г. московский купец Котов, проплывая мимо Царицына, записал: «город стоит над Волгою, дворы и ряд (торговый - В.Г.) и храмы - все в городе. А от Царицына ход на Дон, полдня ходу степью, а выходят на Пять Изб». Многие исторический документы свидетельствуют о том, что уже в те далекие годы Царицын являлся самым известным торговым и рыбопромысловым городом. Круглый год шла через Царицын перевалка грузов с Волги на Дон. В нем отстраивались склады и амбары для товаров - хлеба, рыбы, соли.
В 1738 г. в Царицыне проживало всего 403 жителя, что почти в 3 раза меньше было, чем в Астрахани с населением в 1150 человек. Вплоть до начала XIX в.. Царицын был типичным захолустным городом. Беспорядочно застроенный деревянными домами, до крайности грязным, пыльным и непривлекательным yeздным городом. Нечистоты и отбросы выбрасывались жителями прямо на улицы. Население его росло крайне медленно: за 270 лет - с 1589 по 1860 год численность населения составляла: в 1630 г. - 400 человек, в 1786 г. - 627, в 1847 г. - 4805, в 1857 г. - 6476 и в I860 г. - 7027 человек.
В начале 1760-х годов в Саратове на каждую сотню купцов только 3 принадлежали к 1-й гильдии, 8 - ко 2-й гильдии и остальные 89 человек числились в 3-й гильдии, т.е. составляли группы мелких торговцев. Как указывал саратовский историк - краевед А. Гераклитов, Царицын в этом отношении резко отличался от Саратова: в нем к 3-й гильдии относилось только 68 человек, к первогильдийским - 19 и второгильдийским - 13.
Торговые люди, в том числе купечество Камышина, хотя и немногочисленное, было богатым сословием и процент купцов 1-й и 2-й гильдий был выше, чем в Саратове. Если в 1764 г. и в 1765 г. купцы 1-й и 2-й гильдии в Саратове составляли 11,4%, то в Камышине - 35,5%.
Тем не менее господствующее положение во внутренней и внешней торговле России занимали крупные купцы - гости и гостиная сотня. Гости -это до первой четверти ХVIII в. сословная корпорация, состоявшая из богатых московских купцов, занимавшихся внешнеторговой деятельностью, и иностранных купцов. Гостиная сотня - вторая по значимости группа купцов последней трети ХVI в. - первой четверти ХVIII в. Формировалась она путем записи в нее не столь влиятельных, но достаточно крупных и среднего достатка купцов Москвы и посадских общин других городов, переселяемых в связи с этим в столицу (отсюда выражение «Москва купеческая»). Именно их торговле караваны перевозили грузы и товары по Волге и Дону.
Среди этих двух могущественных купеческих сословий не было и не могло быть представителей донского и астраханского казачества. Для донских и астраханских казаков в ХVII-ХVIII веков основной и главной формой жизнеустройства была многолетняя воинская служба, а занятие торговлей являлось как бы побочным, вспомогательным делом. Представительное купечество в области Войска Донского и Астраханского казачьего войска формируется и организационно утверждается только в XIX в.
Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги.
Продолжение темы:
Историческая ретроспектива основных принциов самоорганизации Казачьего социума.
Казачий историк Евграф Савельев о барышах казаков и иногородних на Дону (начало XX века).
XVII в. Социальное расслоение у Донских Казаков -- домовитые и голутвенные.
ген. И. Ф. Быкадоров: ТОЛЬКО САМО КАЗАЧЕСТВО СМОЖЕТ БЫТЬ КУЗНЕЦОМ СВОЕГО СЧАСТЬЯ.
Хозяйственная жизнь Астраханских Казаков.
Беглые -- источник дохода казачьей старшины на Дону.
Общество торговых казаков Войска Донского, как доказательство служивой подневольности казаков.