Найти тему
Константин Согодак

С XVI века, торговля -- основной источник дохода Донских Казаков.

Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876 год. Фото: Ivan Boldyrev.
Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876 год. Фото: Ivan Boldyrev.

В XVI и XVII вв. главным занятием казаков были военные предприятия. Необходимость защиты южных и восточных границ Московского государства, постоянные набеги турок и крымчан отвлекали казаков от занятий хозяйством. Основными источниками их существования были средства, добываемые во время «походов за зипунами», а также жалование, хлеб и соль, сукно и порох, которые они получали из рук московского царя.

Насколько им позволяла обстановка, казаки занимались скотоводством. Развито было мелкое ремесло и торговля.

Категорически казакам запрещалось заниматься земледелием, чтобы не отвлекались от несения воинской службы.

Только в самом конце XVII века (1695 г.), когда стабилизировалась обстановка на границах Московского государства, казакам было разрешено заниматься хлебопашеством. В течение 18-го столетия фактически сформировалась казачья община воинов-земледельцев.

Земля находилась в общем пользовании и каждый казак, достигший 16-летнего возраста, наделялся равным земельным наделом в пожизненное пользование. Через каждые три года на местах производился передел личных земельных наделов, через 19 лет – передел земли округами, станицами и хуторами. Таким путем гарантировалось обеспечение земельными наделами все мужское население, чтобы казаки были способны выполнять свой воинский долг.

Казачка, перебирающая виноград. Цымлянская станица. 1875-1876 год. Фото: Ivan Boldyrev.
Казачка, перебирающая виноград. Цымлянская станица. 1875-1876 год. Фото: Ivan Boldyrev.

При Петре I сильно развивалось хозяйство казаков. Они стали сеять хлеб, разводить сады и огороды. По приказу Петра I в районе Цимлянской станицы под руководством французских виноделов стали разводить виноградники. Предпринятые меры способствовали улучшению материального быта казаков.

Двор зажиточного казака. 1875-1876 год. Фото: Ivan Boldyrev.
Двор зажиточного казака. 1875-1876 год. Фото: Ivan Boldyrev.

На первых порах своего существования торговые отношения донского казачества состояли главным образом в обмене. Выезжая повидать свои семьи, родственников в русской земле, в близлежащие украинные поселения, они обменивали свою военную добычу - ткани, заморские пряности, украшения, драго­ценности и т.п. - обменивали на товары первой необходимости, продукты и бытовую утварь. Нужда их в разнообразных товарах, которых не было на Дону, создавала важнейшую предпосылку для развитая в ХVI-ХVIII веках донской торговли. В то же время своеобразные условия донского края позволяли иметь также товары, которых не было на Руси и в приграничных странах. Наря­ду с этим на Дону издавна пролегал один из главных торговых южных путей. (Общая протяженность торгового пути из Москвы до Азова составляла около 2000 верст, на что затрачивалось 55 дней).

Перевоз вещей через Дон во время Спасовско-Цимлянской ярмарки . 1875-1876 год.
Перевоз вещей через Дон во время Спасовско-Цимлянской ярмарки . 1875-1876 год.

В 1614 г. царским указом донским казакам было предоставлено право беспошлинной торговли в московском государстве. Это способствовало увеличению и росту объемов купли-продажи, развитию на Дону внутренней и внешней торговли.

Со временем, когда торговые отношения приобрели устойчивый и постоянный характер, казаков регулярно занимавшихся торговлей, стали причислять к торговым казакам. Занятие торговлей было прибыльным делом. У торговых казаков дома, домашняя утварь, и одежда были богаче других донцов, промышлявших «зипунами», военными походами. Вступая в службу, они имели лучшее вооружение и лучших коней. Казаки везли на продажу шерсть, рогожи, лошадей, рыбу, икру, мед, вино.

Старочеркасск_(до_07.11.1917). Храм Донской иконы_Божией_Матери
Старочеркасск_(до_07.11.1917). Храм Донской иконы_Божией_Матери

По свидетельству В.Д. Сухорукова, уже в ХVIII в. торговлей на Дону занимались все городки и станицы, а самым крупным торговым центром являлся Черкасск. Как отмечал ростовский уче­ный А.П. Пронштейн, в 1764 г. в нем насчитывалось 203 лавки, 25 прилавков (стол для продажи товаров на рынке), 4 погреба, 39 кабаков. На Черкасском торгу можно было купить «всякий хлеб, живность, рыбу, капусту и прочие всякие мелочные това­ры». В те годы на улицах Черкасска можно было встретить ино­земных купцов, приезжавших на Дон продать или купить. Гости­ных дворов для них не хватало и поэтому они строили отдель­ные лавки.

Дон у Цымлянской станицы. 1875-1876 год. Фото: Ivan Boldyrev.
Дон у Цымлянской станицы. 1875-1876 год. Фото: Ivan Boldyrev.

Торговые связи Дона получили особенно широкое распространение во второй половине ХVIII века, после отмены в 1753 г. внутренних таможенных пошлин. Верховые казаки в больших коли­чествах стали отправлять в низовья Дона хлеб и лес. Низовые казаки - скот, рыбу, виноград, вино, чай, кофе на Верхний и Сред­ний Дон. Наблюдался в этот период бурный рост ярмарочной то­рговли. Некоторые донские ярмарки приобрели общероссийские масштабы.

-7

-8

Например, ярмарка в Урюпинской станице была известна далеко за пределами донского края. Так, В 1764 г. на ней вели торговлю 44 воронежские, 29 суздальских, 25 арзамасских, 22 елецких,18 ниже­городских, 16 калужских купцов и 39 донских казаков из разных станиц. Она имела 307 лавок, 23 мясных прилавка, 33 рыбных са­рая, 56 кабаков и шинков. На Урюпинску ярмарку ежегодно прие­зжали и иноземные купцы - турки, татары из Крыма, армяне, гру­зины со всякими восточными товарами. Торговали хлебом, вином, шерстью, холстом, овчинами, тулупами, вой локом, кибитками, скотом и другими товарами.

-9

Вместе с тем Урюпинская ярмарка была своего рода «невольничьим» рынком, на который вывозились на продажу крепостные лю­ди. «Сколько вою бывало на селе, когда барыня начинала соби­раться в Урюпино» (А.П. Пронштейн).

Рынок в станице Михайловской
Рынок в станице Михайловской

Несколько уступала по товарообороту Урюпинской ярмарке Михайловская. В 1764 г. в ней насчитывалось 93 лавки и 6 каба­ков, построенных, как указывалось в документах, «в далекие го­ды». В большом пожаре 1778 г. в станице Михайловской сгорели 414 домов и все станинные лавки. Однако в скором времени лав­ки отстроились вновь, а к концу ХVIII в., число их значитель­но возросло. На Михайловской ярмарке, как и в других станич­ных ярмарках, донские казаки пользовались большими привилеги­ями - им бесплатно отводились места для постройки лавок, у них было право беспошлинной торговли; они могли сдавать свои лавки и торговые места в аренду приезжим купцам. Следует заметить, что вплоть до установления Советской власти на Донской территории», каждая станица и крупный казачий ху­тор обязательно проводили ежегодно 2-3 ярмарки - в опреде­ленные дни недели и месяца. Хотя их роль в общероссийском рынке была невелика, но в хозяйственно-эконономической жизни донских казаков они играли значительную роль.

-11

Участие донского казачества в общероссийской торговли приносило большую выгоду внешней торговли России. В первой половине ХVIII в. у Российской империи не было более удобного выхода к южным морям, чем через низовья Дона. Хотя основные торгово-экономические центры государства были значительно уда­лены от Придонья и Приазовья, но они уже были устойчиво свя­заны с рядом торговых центров на Дону. Царское правительство своевременно оценило выгоды и преимущества, какие могли дать России внешнеэкономические связи с южными и юго-западными странами через использование донской магистрали. В связи с этим становится понятным, почему царское правительство прис­тально следило за состоянием торговли на Дону, всячески стре­милось вовлечь донское казачество во внешнюю и внутреннюю торговлю России.

-12

Несмотря на бурный расцвет торговли на Дону, в ХVI-ХVIII веках общероссийская внешняя торговля по-прежнему пролега­ла по Волге и Каспийскому морю. Издревле по этой водной арте­рии шла оживленная торговля с восточными странами - Персией, Аравией, Бухарой, Арменией, Индией и др. Города-крепости, построенные на Волге, являлись крупными, важными торговыми цент­рами. В Нижнем Поволжье к ним относились Царицын, Дмитриевск, Саратов.

-13

В 1623 г. московский купец Котов, проплывая мимо Царицына, записал: «город стоит над Волгою, дворы и ряд (торговый - В.Г.) и храмы - все в городе. А от Царицына ход на Дон, полдня хо­ду степью, а выходят на Пять Изб». Многие исторический документы свидетельствуют о том, что уже в те далекие годы Цари­цын являлся самым известным торговым и рыбопромысловым го­родом. Круглый год шла через Царицын перевалка грузов с Во­лги на Дон. В нем отстраивались склады и амбары для това­ров - хлеба, рыбы, соли.

-14

В 1738 г. в Царицыне проживало всего 403 жителя, что почти в 3 раза меньше было, чем в Астрахани с населением в 1150 человек. Вплоть до начала XIX в.. Царицын был типичным захолустным городом. Беспорядочно застроенный деревянными домами, до крайности грязным, пыльным и непривлекательным yeздным городом. Нечистоты и отбросы выбрасывались жителями прямо на улицы. Население его росло крайне медленно: за 270 лет - с 1589 по 1860 год численность населения составляла: в 1630 г. - 400 человек, в 1786 г. - 627, в 1847 г. - 4805, в 1857 г. - 6476 и в I860 г. - 7027 человек.

-15

В начале 1760-х годов в Саратове на каждую сотню купцов только 3 принадлежали к 1-й гильдии, 8 - ко 2-й гильдии и остальные 89 человек числились в 3-й гильдии, т.е. составляли группы мелких торговцев. Как указывал саратовский историк - краевед А. Гераклитов, Царицын в этом отношении резко отлича­лся от Саратова: в нем к 3-й гильдии относилось только 68 человек, к первогильдийским - 19 и второгильдийским - 13.

-16

Торговые люди, в том числе купечество Камышина, хотя и немногочисленное, было богатым сословием и процент купцов 1-й и 2-й гильдий был выше, чем в Саратове. Если в 1764 г. и в 1765 г. купцы 1-й и 2-й гильдии в Саратове составляли 11,4%, то в Камышине - 35,5%.

-17

Тем не менее господствующее положение во внутренней и внешней торговле России занимали крупные купцы - гости и гостиная сотня. Гости -это до первой четверти ХVIII в. сосло­вная корпорация, состоявшая из богатых московских купцов, занимавшихся внешнеторговой деятельностью, и иностран­ных купцов. Гостиная сотня - вторая по значимости группа купцов последней трети ХVI в. - первой четверти ХVIII в. Формировалась она путем записи в нее не столь влиятельных, но достаточно крупных и среднего достатка купцов Москвы и посадских общин других городов, переселяемых в связи с этим в столицу (отсюда выражение «Москва купеческая»). Именно их торговле караваны перевозили грузы и товары по Волге и Дону.

-18

Среди этих двух могущественных купеческих сословий не бы­ло и не могло быть представителей донского и астраханско­го казачества. Для донских и астраханских казаков в ХVII-ХVIII веков основной и главной формой жизнеустройства была многолетняя воинская служба, а занятие торговлей являлось как бы побочным, вспомогательным делом. Представительное купечество в области Войска Донского и Астраханского казачь­его войска формируется и организационно утверждается толь­ко в XIX в.

Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги.

-19
Продолжение темы:
Историческая ретроспектива основных принциов самоорганизации Казачьего социума.
Казачий историк Евграф Савельев о барышах казаков и иногородних на Дону (начало XX века).
XVII в. Социальное расслоение у Донских Казаков -- домовитые и голутвенные.
ген. И. Ф. Быкадоров: ТОЛЬКО САМО КАЗАЧЕСТВО СМОЖЕТ БЫТЬ КУЗНЕЦОМ СВОЕГО СЧАСТЬЯ.
Хозяйственная жизнь Астраханских Казаков.
Беглые -- источник дохода казачьей старшины на Дону.
Общество торговых казаков Войска Донского, как доказательство служивой подневольности казаков.