Одним из решающих факторов для профессионального роста является эмоциональный интеллект (EQ). Без него вы, скорее всего, станете самым хорошо скрываемым секретом своей компании — сотрудником, которого никто не замечает, не ценит, не продвигает по службе, а часто и не удостаивает адекватного вознаграждения. Но прилагать усилия к развитию эмоционального интеллекта нужно уже в самом начале карьеры.
Самосознание/адаптивность
Самосознание — способность отдавать себе отчет в своих сильных и слабых сторонах и осознавать свои эмоции и их влияние на мысли и поведение. Самосознание — критический компонент эмоционального интеллекта, поскольку именно оно помогает вам приспосабливаться к череде разных руководителей, коллег, клиентов, рабочих стилей и характеров, которые встретятся вам на протяжении вашей карьеры.
Лучшее, что вы можете сделать в начале карьеры, — это поставить во главу угла адаптивность. Попросите своего менеджера и группу поддержки давать вам обратную связь: насколько вы понимаете самого себя и умеете приспосабливаться к переменам.
Навыки сотрудничества
Сегодня, чтобы преуспеть в компании, оказывающей профессиональные услуги, вы должны уметь эффективно работать вместе с коллегами на благо всей команды. Оценка проделанной работы будет сосредоточена на вашем вкладе в успех команды и всей фирмы, а не на индивидуальном успехе. Вы можете улучшить свои навыки работы в команде, помогая своим коллегам (даже в тех проектах, к которым вы формально не приписаны), тщательно сглаживая конфликты и несогласия, расширяя свою сеть знакомств и стараясь не быть мелочным. Лучший показатель вашего умения сотрудничать — это то, насколько другие желают работать с вами вместе.
Эмпатия
Эмпатия — это искусство понимать чувства других людей: или благодаря похожему личному опыту, или в результате активных попыток поставить себя в их положение. Эмпатия позволяет вам строить доверительные отношения с клиентами — а это самая сложная и недооцененная часть работы в сфере профессиональных услуг.
Новички склонны считать, что главное в работе — находить решения. Однако часто не их отсутствие мешает нам работать. В действительности трудность заключается в том, чтобы побудить клиента поведать о своей проблеме.
Итак, как же выстраивать подобные доверительные отношения? Нужно сосредоточиться на слушании. Эмпат слушает, чтобы понять суть проблемы, задает вопросы, чтобы «снять верхние слои» и добраться до сердцевины, и располагает клиента к себе, чтобы он поделился своими истинными тревогами. Эмпат уходит со встречи с конкретным заданием от клиента.
Как использовать EQ для продвижения по карьерной лестнице
Успех на ранних этапах карьеры зависит от понимания одной важной истины: вы попали в серьезную компанию благодаря мозгам и упорному труду, но теперь пришло время учиться у других и быть лучшим по части адаптивности, сотрудничества и слушания.
Эмоциональный интеллект — один из ключевых навыков, который становится все важнее, поскольку центр тяжести смещается в сторону эмоциональной компетентности. Если вы сможете развить у себя эти черты (самосознание и адаптивность, плодотворное сотрудничество и эмпатию) в начале пути, вы будете выгодно отличаться от других новичков и станете успешным в карьере и в жизни.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Джеймса Рунда в HBR Россия «Мягкая сила: что поможет молодым сотрудникам сделать головокружительную карьеру». Другие материалы об эмоциональном интеллекте вы всегда можете найти в разделе «Лидерство» на сайте hbr-russia.ru.