Найти тему

История библиотечного дела на Урале: как появились первые библиотеки

Как формировались первые уральские библиотеки? Кто были поставщиками книг? Откуда поступали новые издания? Что представляла собой регламентация чтения по-уральски? Этому посвящен текущий исторический очерк. Назад – к истоками библиотечного дела Урала!

Начиная с XVII в., формирование и развитие библиотек на Южном Урале проходило в основном при монастырях, церквях, духовных училищах.

Хранение и учет книжных собраний в монастырских библиотеках велись в специальных списках (описях), составляемых монахами. Некоторые из них дошли до нас и сохранили ценные сведения о книгах своего времени, составе фондов монастырских и церковных библиотек, основателях и вкладчиках их.

Ценность книжных собраний монастырских и церковных библиотек заключалась в том, что в них собирались централизованно распространяемые книги, создавались свои рукописные книги, была представлена местная литература, они были первыми очагами распространения грамотности, просвещения среди населения.

Записи о книгах говорят о зарождении в XVII в. книгообмена. Появились библиотеки, поставлявшие книги в другие библиотеки. Богослужебные книги рассылались по тем епархиям, где ощущалась нехватка книг. Таким путем некоторые из них попадали и в церкви Южного Урала.

С зарождением монастырских и церковных библиотек связано и развитие частных собраний книг. Они наиболее ярко характеризуют настроения, политические взгляды, мировоззрение различных социальных групп. Концентрировались книжные собрания у людей обеспеченных: государственных деятелей, промышленников, купцов, дипломатов.

Бесценна частная родовая библиотека русских купцов и промышленников Строгановых, формировавшаяся с XV в. Уникален подбор книг в ней, разнообразны пути ее комплектования. Библиотека Строгановых всесторонне исследована и признана национальным достоянием России. Комплектовалась она через покупку книг для церквей на Московском печатном дворе и в торговых рядах, передачу библиотек по наследству, изготовление рукописей в созданной Строгановым книгописной школе, путем пожалования изданий Сибирским приказом, через служилых людей и духовенство, приезжавших из Москвы. Это сделало Строгановых самыми крупными поставщиками книг на Урале.

После раскола русской православной церкви во второй половине XVII в. на Урале скрывалось много староверов-раскольников. Практически каждая община хранила древние книги, печатные книги в основном дониконовского периода, летописи, рукописи. Это были первые нелегальные библиотеки на Урале. В Челябинской области и сегодня живут приверженцы старообрядчества, их библиотеки – это непочатое поле деятельности для современных исследователей. Часть раскольничьих книжных собраний хранится в Свердловском и Пермском областных архивах. Без сомнения, старообрядческие общинные библиотеки оказали немалое влияние на духовную культуру жителей нашего края.

-2
Здание Первого приходского в нынешнее время. Сейчас там находится специальная музыкальная школа ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского.
Здание Первого приходского в нынешнее время. Сейчас там находится специальная музыкальная школа ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского.

Город Челябинск основан в 1736 г. Уже в 1779 г. местные служители церкви открыли русскую славянскую школу. Первое приходское мужское училище в Челябинске появилось в 1839 г. В нем было две библиотеки: фундаментальная и ученическая. Ученическая имела отделы для обслуживания учеников разного возраста. Это подтверждают штампы на книгах, сохранившихся до наших дней. До 1884 г. в училище всячески поощрялось чтение книг, считавшееся лучшим средством развития учащихся. Но в том году несколько преподавателей заявили, что два ученика 4-го класса получают неудовлетворительные оценки потому, что не занимаются уроками, а увлекаются чтением книг. Решение правления было необычным и сомнительным: лишить учащихся на месяц права читать книги. С этого времени лишение старшеклассников возможности чтения книг на срок от одной – двух недель до двух месяцев стало практиковаться постоянно.

Воскресенскiй единовѣрческiй мужской монастырь (въ златоустовском уѣздѣ). По фот. Ф. Арсентьева, авт. «Нивы»
Воскресенскiй единовѣрческiй мужской монастырь (въ златоустовском уѣздѣ). По фот. Ф. Арсентьева, авт. «Нивы»

Воскресенский единоверческий монастырь основал игумен Иоанн в 1849 г. на берегу реки Ай в Уральских горах недалеко от города Златоуста. До революции 1917 г. монастырь был богат и почитаем, особую ценность в нем представляли иконы и книги старого письма. Это свидетельство П. Семенова-Тян-Шанского. Вероятно, сегодня их отнесли бы к национальным культурным ценностям. Существует легенда, что книги древнего письма ревнители старой веры спрятали где-то в подземелье под церковью или в подземном ходу, что ведет аж до Единовера (это до десятка километров). В годы советской власти монастырь был закрыт и разграблен. Отрадно, что в наши дни монастырь восстанавливается. Может быть, в результате реставрационных работ будут сделаны открытия, касающиеся монастырской библиотеки.

Портрет В. Н. Татищева. Неизвестный художник
Портрет В. Н. Татищева. Неизвестный художник

Библиотечное дело в XVIII в. на Урале во многом обязано своим развитием Василию Никитичу Татищеву (1686–1750) – крупному государственному деятелю, историку, книговеду и книголюбу, организатору открытия школ и библиотек, зачинателю русской промышленной буржуазии Никите Акинфиевичу Демидову (1724–1789).

В. Н. Татищев имел определенную программу образования и просвещения в России. Им была создана четкая система комплектования школьных и личных библиотек. Своеобразным библиотечным коллектором служила канцелярия горного правления, она занималась распределением заказанной литературы. Из записей 1735 г.: «Купить для обучения… на Макарьевской ярмонке букварей и азбук с десятисловием пятьдесят, букварей российских, греческих, латинских языков десять».

В. Н. Татищев добивался, чтобы в школьных библиотеках были учебные книги на русском языке. В «Разговоре о пользе наук и училищ» он писал:

«Мы до днесь не токмо курсов математических, истории, географии Российской, которые весьма всем нужны, не говорю о высоких философских науках, но лексикона и грамматики достойной не имеем» (См.: Татищев, В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. М., 1887. С. 157).

При его непосредственном участии и поддержке формировались библиотеки на Урале: при школах словесной и арифметической на Уктусском заводе; арифметической в Кунгуре, словесной на Алапаевском заводе. Библиотека при Екатеринбургской горной школе – предмет особого его внимания. К концу 30-х годов XVIII в., благодаря заботам Татищева, она стала самым крупным книжным собранием, принадлежащим учебным заведениям не только Урала, но и России. Ее фонд насчитывал более 2 тыс. томов.

Книги закупались в основном в Петербурге и Москве, стоили они дорого. К примеру, учебник арифметики – 3 р. 50 коп. за 1 экз. По тем временам это большие деньги. Комплектование книжных фондов всех библиотек соответствовало просветительским целям того времени. Библиотека должна была воспитывать гражданина, человека государственных интересов, способного продолжать дело, завещанное Петром I.

Во второй половине XVIII в. уральские заводы открывали школы, при которых обязательно были библиотеки. Основная группа их читателей – дети рабочих и служащих, доступ к книгам имела и уральская “крепостная интеллигенция”.

Демидовы открыли главное народное училище в Перми, впоследствии переведенное в Оренбург; на Нижнетагильском заводе – “Цифирную школу”, в 1789 г. – малые народные училища. Горные школы начали работать при Кыштымском, Каслинском, Нязепетровском заводах Демидовых. При всех школах имелись библиотеки.

С 1784 по 1815 гг. в Челябинске действовало духовное училище. Вероятно, при нем была библиотека. В 1789 г. в Челябинске начало работать малое народное училище. Оно просуществовало до 1793 г. При нем была небольшая библиотека, размещавшаяся в одном шкафу.

В 1755 г. библиотека для заводских служащих открылась в Златоусте при оружейной фабрике.

В Оренбургском казачьем войске еще в середине XIX в. принят был указ о всеобщем обязательном и бесплатном обучении детей казаков. Появление библиотек в казачьих станицах Южного Урала связано, прежде всего, с открытием учебных заведений, которые финансировались из казны казачьего войска (Верхняя Санарка, Борисовка, Кочкарь). Хотя казачата учились в основном по таблицам на стенах и по записям учителя, но минимальным числом книг школа располагала. Казачьих станиц в Челябинской области немало, в них работают современные сельские библиотеки, которые являются правопреемницами тех первых библиотек первой половины и середины XIX в. Формируются и личные библиотеки, конечно, в основном в среде обеспеченных слоев населения: священнослужителей, купцов, мещан, чиновников. Этот пласт истории библиотечного дела еще ждет своих исследователей.

Примером попытки изучения истории своей библиотеки может служить опыт изучения исторических корней Еманжелинской сельской библиотеки Еткульской ЦБС ее сотрудниками. Правда, дата открытия библиотеки в станице Еманжелинка пока не известна. Но в «Отчете станичного правления о состоянии Оренбургского казачьего полка № 9 станицы Еманжелинской за 1854 год» в графе «Состояние учебных заведений» читаем: «Приобретаются учебные пособия на общественную сумму. В продолжение 1854 года выписано нисколько не было». Можно предположить, что учебные пособия, и книги в том числе, выписывались раньше.

К началу ХХ столетия в станице Еманжелинка уже сложился круг образованных людей: священник, учителя, фельдшер. По свидетельству старожилов и очевидцев, у них были личные библиотеки.

Материал подготовлен Юлией Яхниной, зав. отделом редких книг ЧОУНБ