Вопрос оптимизации НДС всегда был одним из самых насущных вопросов у плательщиков этого налога. А сейчас, в период пандемии его актуальность еще выросла, в связи с тем, что это единственный налог, по которому не предполагается каких-либо льгот и отсрочек.
Общеизвестная позиция всех налоговых юристов в том, что законных способов оптимизации НДС нет. Но проблема в другом. Незаконные способы оптимизации (например, покупка “бумажного” НДС) по прежнему представлены на рынке. И для большинства компаний рекомендация “платите НДС” просто смертельна. Они не выдержат конкуренции с менее щепетильными бизнесменами.
В ситуации, когда без оптимизации НДС в бизнесе нет экономики, категоричное “способов оптимизации НДС нет” толкает налогоплательщиков в объятия мошенников, торгующих воздухом (“бумажным” НДС). А ведь многие из таких налогоплательщиков приходят к налоговым юристам за помощью, в желании минимизировать налоговые риски для работы “в долгую”.
Именно поэтому мы очень подробно изучаем все схемы оптимизации НДС, существующие на рынке или попадающие в арбитражную практику. Но не для того, чтобы продавать их. А для того чтобы максимально полно раскрывать особенности их применения и возникающие риски. И если у нас нет возможности повлиять на принятие решения о работе с такими схемами, мы хотя бы можем помочь налогоплательщику сделать все возможное, чтобы минимизировать риски работы по таким схемам.
Все схемы оптимизации НДС можно делятся на три группы.
1. Исключение выручки из базы по НДС.
Налоговой базой по НДС является реализация или выручка. Поэтому самый очевидный — способ продавать без НДС. Однако, конструкция НДС такова, что он зачастую “нужен нашим клиентам”. То есть, мы должны продавать с НДС из экономических соображений (потому что иначе будет некому продавать), а не административных (потому что государство нас заставляет). В связи с этим, эта группа способов возможен только при наличии покупателей, которым не нужен НДС. Их объединяет простой рецепт: не продавайте с НДС, если можете продать без НДС!!!
Таких способов очень много, их очень любят перечислять инфобизнесмены, чтобы усилить маркетинговую привлекательность своих семинаров. Например, такие:
- дробление в продажах в целях применения лимитов по упрощенке и продажа всего товара без НДС;
- создание упрощенного рукава для продажи части клиентов, которым не нужен НДС;
- обратный агент (получение части выручки в виде вознаграждения агента, который применяет спецрежим);
- штрафные санкции (получение части выручки в виде штрафных санкций, не облагаемых НДС);
- продажа активов через продажу доли в юрлице, владеющем активами.
Но подойдут они, как уже было сказано, только тем, у кого есть соответствующая база клиентов.
2. Использование дополнительных вычетов.
В отличие от базы по налогу на прибыль (доходы, уменьшенные на величину расходов) база по НДС содержит только реализацию (доходы). Вычеты не уменьшают налоговую базу, а лишь переносят обязанность уплаты на другого плательщика (в этом ключевое отличие, расходы по налогу на прибыль могут выставлять и контрагенты, не являющиеся плательщиками налога на прибыль). Чтобы уменьшать НДС к уплате с помощью вычетов, надо найти таких контрагентов, которые готовы принять обязанность по уплате НДС на себя. При кажущейся абсурдности формулировки такие компании есть. Например, автозаправки, которые покупают ГСМ на нефтеперерабатывающих заводах всегда с НДС, а продают его физлицам, которым НДС не нужен. У них возникают “излишки” вычетов, которые они технически могут продавать. Здесь подробно описаны механизмы такой переброски вычетов. Такие же излишки могут возникать у компаний, уплачивающих импортный НДС на таможне. Чуть сложнее, но теоретически возможны “излишки” и у экспортеров. Все это подробно разобрано в указанной статье.
Использование такого рода вычетов вряд ли можно признать законной схемой оптимизации НДС. Они всегда сопровождаются как минимум недостоверным бухучетом (обычно излишки и потребность в вычетах возникают в разных сферах бизнеса, поэтому как минимум надо сменить назначение — сделать так называемый переворот). Ключевое преимущество таких схем — они хуже администрируются, потому что не создают разрывов в АСК НДС-2. Возникает вопрос где взять такие вычеты? Практика и наш опыт показывают, что несмотря на широту предложения, купить их на стороне нереально.
- Во-первых, в массе своей то, что продается это обычный “бумажный” НДС с разрывом на конце. Продавцы пользуются тем, что Вы никак не можете проверить качество продаваемого товара. Так зачем тогда говорить что это “Запорожец”, если можно говорить что это “Мерседес”. Тем не менее, некоторые критерии все же есть. Зачастую, продажа вычетов всегда сопровождается наличными (автозаправки) и уж точно всегда такие счет-фактуры нужно полностью оплачивать безналом (в статье подробно разобрана соответствующая схемотехника и показано почему это именно так). Так что если Вам продают реальные вычеты за 2%-3%-5%-7% — это абсолютно точно вранье.
- Во-вторых, даже если и есть у Ваших продавцов счастья какое-то количество реальных вычетов, если Вам всегда продают столько, сколько нужно Вам, это должно насторожить. Предложение “излишков” вычетов гораздо скуднее потребностей, поэтому если Вас не ограничивают по лимитам, значит подмешивают “бумагу”.
- Во-третьих, АСК НДС-2 ловит не только разрывы, но и “транзитеров”. Как только Вы начнете “гнать” вычеты через технические компании Вы сразу же точно так же встанете на карандаш у налоговых органов. Даже с настоящими вычетами.
По нашему опыту любая переброска вычетов — это всегда закрытый клуб участников с согласованными объемами и полным контролем каналов переброски без участия “помогающих” третьих лиц. Устойчивые схемы возможны лишь в трех ситуациях.
- Когда в одном бизнесе существует потенциал переброски вычетов — база клиентов, которым можно продавать без НДС (причем не каждый инфобизнесмен знает в чем отличие схем из первой группы, использующих такую базу клиентов и схем второй группы, которые более выгодны). Например, строительство, когда строится и жилье (льгота по НДС) и промышленные объекты.
- Когда у собственника имеются два разных бизнеса, один с “излишками” вычетов, другой с потребностью. Например, импорт и продажа химической продукции в розницу (“излишки”) и строительство промобъектов.
- Когда нескольких разных собственников связывает какое-либо взаимодействие, например, общие налоговые консультанты (не продавцы “бумажного” НДС!!!).
Все иные варианты, особенно с участием "третьих" лиц чреваты серьезными рисками.
3. Покупка “бумажного” НДС.
Покупка “бумажного” НДС по прежнему широко распространенный способ оптимизации этого налога. Но как я уже говорил выше, для многих это способ не больше зарабатывать, а хотя бы просто не вылететь с рынка. Однако, в то же время этот способ самый высокорисковый. Налоговики год за годом бьют рекорды по взысканию налогов за пределами контрольных мероприятий. То есть, побуждениями или как мы это называем — коллекторскими методами. АСК НДС-2 надежно умеет находить как разрывы, так и тех, кто этими разрывами воспользовался. Здесь подробно описаны эти алгоритмы. У контролирующих органов другая проблема — у них не хватает рук для реализации всего того массива информации, который способна предоставить информационная система. Ведь для доначисления налогов нельзя использовать данные АСК НДС-2 (про нее ни слова не написано в Налоговом кодексе), нужно собирать другие доказательства. И это сегодня единственная спасительная отдушина для налогоплательщиков.
Но надеятся на гарантии людей, которые общаются с Вами с левых симок по меньшей мере наивно. Покупать более качественный “бумажный” НДС это пустая затея. Во-первых, Вы никак не проверите его качество, во-вторых, никто не будет поддерживать для Вас это качество длительный период. Если Вы сами не позаботитесь о снижение рисков входа оптимизационных цепочек в Ваш бизнес — Вас с нетерпением будут ждать на комиссии по легализации налоговой базы (побуждать к самостоятельной доплате налога).
Причем многие считают достаточным просто поставить на входе прокладку из собственной пустой ОООшки. Алгоритмы АСК НДС-2 этим не обманешь, выгодоприобретатель схемы — это всегда тот, с кого есть что взять. “Транзитеров” она просто игнорирует, тем более в таком случае он очевиден. Надо четко понимать, что существуют способы лишь сделать Вас менее интересным (а мы помним, что на всех у налоговиков рук не хватает), но незаметным для АСК НДС-2 стать невозможно. Однако, зачастую применение такого способа бывает вполне достаточно, чтобы переждать 4-5 лет до полного “обеления” своей отрасли, когда можно будет спокойно включить НДС в выручку и не боятся конкурентов, потому что они сделают ровно то же самое.