Найти тему

Как подготовиться к ДВИ в МГУ по обществознанию?

Оглавление

После прочтения статьи вы:
– узнаете все о структуре внутреннего экзамена МГУ по обществознанию и критериях его оценивания
– познакомитесь с программой экзамена и заданиями прошлых лет
– освоите алгоритм написания эссе в формате ДВИ
– а также увидите примеры работ и ключи к ним

Бонус: видеоуроки по подготовке к ДВИ МГУ по обществознанию.

Автор: руководитель Онлайн-школы им. М.В. Ломоносова, магистр права (L.L.M), сотрудник юридического факультета МГУ – Ключников Андрей Сергеевич.

 I. О дополнительных вступительных испытаниях МГУ

Главное здание МГУ имени М.В. Ломоносова
Главное здание МГУ имени М.В. Ломоносова

В соответствии с Правилами приема в МГУ 2020 года при приеме на первый курс на обучение по программам бакалавриата на все направления подготовки и факультеты МГУ проводятся дополнительные вступительные испытания профильной направленности.

Правом проводить собственный внутренний экзамен МГУ обладает с 28 марта 2008 года в силу Постановления Правительства РФ № 223, что имеет под собой давние исторические корни, связанные с опасением руководства Университета в «непрозрачности» результатов ЕГЭ.

Сегодня дополнительное вступительное испытание МГУ (далее — ДВИ) — это настоящий фильтр, который, к большому сожалению, из года в год «отсеивает» значительное число талантливых абитуриентов. Причины этому лежат на поверхности: во-первых, к этому экзамену не готовят в школе, а, во-вторых, программы вступительных испытаний значительно шире, чем аналогичные программы экзаменов в формате ЕГЭ.

Однако, не нужно отчаиваться и опускать руки, при правильном подходе, о котором мы поговорим ниже на примере внутреннего экзамена по обществознанию, ДВИ МГУ вполне реально сдать даже на высокий балл!

 II. Перечень факультетов с ДВИ по обществознанию

-2

 III. Структура экзамена и его критерии оценивания

На экзамене предлагается сделать письменный ответ на 4 вопроса.

Согласно заданию, в письменном ответе по каждой теме необходимо раскрыть содержание темы, опираясь на материал курса обществознания, соответствующие понятия и теории, изученные в рамках программы вступительных испытаний, а также на социальный опыт.

На испытание отводится 240 минут (4 часа).

Выполненная работа оценивается по следующим критериям:

К1. Глубина понимания темы
К2.
Корректность использования теории
К3.
Опора на идеи ученых
К4.
Умение приводить правильные примеры
К5.
Структура ответа

По каждому критерию выставляются первичные баллы.

-3

 IV. Рекомендованная литература для подготовки к ДВИ по обществознанию

Учебные пособия, на которые опирается экзаменационная комиссия при проверке работ абитуриентов:

1. Обществознание.10-11 классы.Профильный уровень (Боголюбов Л.Н.)
2. Обществознание.Школьный словарь (Боголюбов Л.Н. и др.)
3. Обществознание (Арбузкин А.М.)
4. Обществознание (Марченко М.Н.)
5. Обществознание (Петрунин Ю.Ю.)

 V.  Программа ДВИ по обществознанию

Все теоретические вопросы, которые могут встретиться на экзамене, подробно перечислены в Программе.

В ней четыре основных раздела:
• Специфика обществознания и основные этапы его развития;
• Общество и человек;
• Основные сферы общественной жизни;
• Право как особая система норм.

❗️Обратите внимание, что на реальном экзамене вам может встретиться по одной теме из каждого раздела. Кроме того, должны Вас предупредить, что формат ДВИ, проводимого в МГУ, может как совпадать с форматом экзамена в прошлые годы, так и отличаться от него.

 VI. Задания ДВИ по обществознанию прошлых лет (2012-2019 гг.)

Примеры заданий прошлых лет:

 VII. Алгоритм написания эссе в формате ДВИ по обществознанию

Шаг 1. Внимательно прочитайте тему и составьте для себя небольшой план ответа, в котором необходимо будет кратко изложить планируемый к использованию материал.

Примечание: Составление плана позволяет избежать очень обидной ситуации, когда абитуриент при получении экзаменационного варианта мысленно представляет образ "идеального эссе", но в процессе написания забывает отразить отдельные фрагменты.

Шаг 2. Используйте дедуктивный метод, т.е. двигайтесь от общего к частному: обозначайте предмет предложенной темы в связи с однородными явлениями.

Примечание: Если вы пишите эссе об элитарной культуре, то сначала раскройте общее определение культуры, а уже после — переходите непосредственно к предложенной теме.

Шаг 3. Раскройте содержание базового (основного) и, если это возможно, значимого понятия.

Пример: Если на экзамене вам попалась тема "общество как система", то в данном случае термин "общество" будет являться основным, а термин "система" — значимым.

Шаг 4. Выделите характерные черты предложенного для исследования предмета (признака, особенности, свойства и т.д.).

Пример: В случае, если базовым понятием является термин "государство", то необходимо будет раскрыть его отличительные признаки.

Важно: при раскрытии теоретических положений вы можете использовать дополнительные знания (идеи ученых), а также приводить примеры, которые бы показывали, как теория реализуется в практической жизни.

Шаг 5. Рассмотрите внутреннюю структуру исследуемого предмета (виды, уровни, формы и т.п.).

Шаг 6. Перечислите основные функции, направления деятельности исследуемого предмета.

Шаг 7. В заключении напишите краткий общий вывод по теме.

 VIII. Примерное содержание ответа

Тема "Политическая элита"

а) Основное (базовое) определение:

Политическая элита - это малая социальная группа, члены которой, обладая управленческими способностями, навыками и талантами, сосредотачивают в своих руках большие объемы властных полномочий и занимают высшие руководящие посты в политической системе общества.

Основоположниками учения о политической элите являются итальянские ученые рубежа XIX- XX вв. Гаэтано Моска и Вильфредо Парето.

б) Характерные черты и признаки политической элиты:

- небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
- высокий социальный статус;
- значительный объем государственной и информационной власти; - непосредственное участие в осуществлении власти;
- организаторские способности и талант.

в) Предпосылки неизбежного существования политической элиты в современных политических системах:

- политическая пассивность широких масс населения и их малый интерес к политике (пример, "Лучше "Игру престолов" посмотрю, чем пойду на выборы" — рассуждают многие обыватели);
- необходимость разделения труда в политике и наличие профессионализма при осуществлении управления обществом (специальные управленческое образование, управленческий опыт и навыки);

- возможность доступа к разнообразным социальных привилегиям, льготам и благам, которые предоставляет принадлежность к политической элите ("Из грязи в князи", как гласит народная мудрость).

г) Функции политической элиты:

- стратегическая (отражение интересов в политических установках; выработка политической идеологии, программ, доктрин, конституции и иных законов);
-
организаторская (создание механизма воплощения политических замыслов: назначение кадрового аппарата органов управления; создание и коррекция институтов политической системы);
-
интегративная (изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация этих интересов);
- п
олитического рекрутирования (выдвижение политических лидеров из состава элиты).

д) Две системы рекрутирования (пополнения, отбора) элит:

- Антрепренерская (открытая)

Комплектование, последующее пополнение и обновление элиты происходит демократическим путем, т.е. на основе конкурентной борьбы за власть путем (обычно) легальных и легитимных выборов. Данная система характерна для демократий. Недостаток - возможность прихода к власти случайных лиц, политических непрофессионалов, популистов и демагогов (пример, Арнольд Шварценеггер в 2003 году победил на выборах губернатора Калифорнии).

- Гильдейская (закрытая)

Элита формирует сама себя, не привлекая лиц из других слоев общества, путем установления непреодолимых барьеров между собой и остальным народом. Данная система характерна для недемократических режимов.

е) Отличие политических элит в демократических и антидемократических режимах:

- признаки демократической политической элиты (открытая система отбора; невысокая степень сплоченности и конкурентное поведение при осуществлении власти; отсутствие четких социальных границ между элитой и народом; частая сменяемость элит)

- признаки антидемократической политической элиты (закрытая система отбора; крайне высокая степень сплоченности и наличие общих групповых интересов (кумовство и непотизм, т.е. назначение на должности по принципу родства); четкие статусные границы (высокое денежное довольствие, автомобиль с мигалкой, телохранители и обслуга, проживание на государственных дача, отдых и лечение в специальных учреждениях); наличие непреодолимых барьеров между элитой и простым народом.

ж) Классификация политических элит:
- по отношению к верховной государственной власти (правящая элита и контрэлита - оппозиция, борющаяся за власть)

- по уровню компетенции и объему властных полномочий (национальная (В. Путин); региональная (С. Собянин); местная (В. Пупкин, глава муниципалитета "Восточное Мухозадово")

- по сферам общественной жизни (культурная(Хаски и Оксимирон); религиозная (раввин России Берл Лазал); экономическая (Алишер Усманов и Виктор Вексельберг); информационная (Юрий Дудь и Дмитрий Киселев) и др.

з) Авторская классификация политической элиты по В. Парето:

- "Лисы" (им присущ инстинкт комбинаторики, постоянной перетасовки вещей и явлений; гибкая и лукавая элита, готовая пойти на любой компромисс ("Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда" - писал А.С. Пушкин)

- "Львы" (им присущ консервативный инстинкт сохранения существующего положения дел в неизменном виде; жесткая и авторитарная элита, зачастую порождающая из своей среды диктаторов).

Такде В. Парето обосновал собственную теорию круговорота политических элит - если "лисы" не могут эффективно управлять, то на смену им неизбежно придут "львы", т.е. любая демократия закончится установлением диктатуры (тоталитаризма) и наоборот.

Например, на смену "лисам" и революционным романтикам В. Ленину, Л. Троцкому и Н. Бухарину неизбежно пришел "лев" и прагматик И. Сталин, которого в свою очередь сменил "лиса" и волюнтарист Н. Хрущев.

и) Иные теории элит:

- теория "политического класса" (Г. Моска): развитие любого общества направляется руководящим политическим классом, вхождение в который предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей;

- теория "железного закона олигархии" (Р. Михельс): олигархическая структура власти основана не только на тенденции вождей к укреплению своего личного авторитета и своему увековечиванию, но и на политической пассивности (инертности) людских масс.

IX. Ключи к заданиям прошлых лет

 X. Бонус: видеоуроки по подготовке к ДВИ МГУ по обществознанию

Занятие 1. Как подготовиться к ДВИ по обществознанию?

Занятие 2. Разбор реальных заданий прошлых лет

Занятие 3. Мастер-класс по написанию эссе

Еще больше полезной информации, в том числе и о подготовительных курсах, можно узнать на нашем сайте: https://dvi.lomonosov.school/

Ничего не бойтесь – у вас все получится. До встречи на Воробьевых горах!