После прочтения статьи вы:
– узнаете все о структуре внутреннего экзамена МГУ по обществознанию и критериях его оценивания
– познакомитесь с программой экзамена и заданиями прошлых лет
– освоите алгоритм написания эссе в формате ДВИ
– а также увидите примеры работ и ключи к ним
Бонус: видеоуроки по подготовке к ДВИ МГУ по обществознанию.
Автор: руководитель Онлайн-школы им. М.В. Ломоносова, магистр права (L.L.M), сотрудник юридического факультета МГУ – Ключников Андрей Сергеевич.
I. О дополнительных вступительных испытаниях МГУ
В соответствии с Правилами приема в МГУ 2020 года при приеме на первый курс на обучение по программам бакалавриата на все направления подготовки и факультеты МГУ проводятся дополнительные вступительные испытания профильной направленности.
Правом проводить собственный внутренний экзамен МГУ обладает с 28 марта 2008 года в силу Постановления Правительства РФ № 223, что имеет под собой давние исторические корни, связанные с опасением руководства Университета в «непрозрачности» результатов ЕГЭ.
Сегодня дополнительное вступительное испытание МГУ (далее — ДВИ) — это настоящий фильтр, который, к большому сожалению, из года в год «отсеивает» значительное число талантливых абитуриентов. Причины этому лежат на поверхности: во-первых, к этому экзамену не готовят в школе, а, во-вторых, программы вступительных испытаний значительно шире, чем аналогичные программы экзаменов в формате ЕГЭ.
Однако, не нужно отчаиваться и опускать руки, при правильном подходе, о котором мы поговорим ниже на примере внутреннего экзамена по обществознанию, ДВИ МГУ вполне реально сдать даже на высокий балл!
II. Перечень факультетов с ДВИ по обществознанию
III. Структура экзамена и его критерии оценивания
На экзамене предлагается сделать письменный ответ на 4 вопроса.
Согласно заданию, в письменном ответе по каждой теме необходимо раскрыть содержание темы, опираясь на материал курса обществознания, соответствующие понятия и теории, изученные в рамках программы вступительных испытаний, а также на социальный опыт.
На испытание отводится 240 минут (4 часа).
Выполненная работа оценивается по следующим критериям:
К1. Глубина понимания темы
К2. Корректность использования теории
К3. Опора на идеи ученых
К4. Умение приводить правильные примеры
К5. Структура ответа
По каждому критерию выставляются первичные баллы.
IV. Рекомендованная литература для подготовки к ДВИ по обществознанию
Учебные пособия, на которые опирается экзаменационная комиссия при проверке работ абитуриентов:
1. Обществознание.10-11 классы.Профильный уровень (Боголюбов Л.Н.)
2. Обществознание.Школьный словарь (Боголюбов Л.Н. и др.)
3. Обществознание (Арбузкин А.М.)
4. Обществознание (Марченко М.Н.)
5. Обществознание (Петрунин Ю.Ю.)
V. Программа ДВИ по обществознанию
Все теоретические вопросы, которые могут встретиться на экзамене, подробно перечислены в Программе.
В ней четыре основных раздела:
• Специфика обществознания и основные этапы его развития;
• Общество и человек;
• Основные сферы общественной жизни;
• Право как особая система норм.
❗️Обратите внимание, что на реальном экзамене вам может встретиться по одной теме из каждого раздела. Кроме того, должны Вас предупредить, что формат ДВИ, проводимого в МГУ, может как совпадать с форматом экзамена в прошлые годы, так и отличаться от него.
VI. Задания ДВИ по обществознанию прошлых лет (2012-2019 гг.)
Примеры заданий прошлых лет:
VII. Алгоритм написания эссе в формате ДВИ по обществознанию
Шаг 1. Внимательно прочитайте тему и составьте для себя небольшой план ответа, в котором необходимо будет кратко изложить планируемый к использованию материал.
Примечание: Составление плана позволяет избежать очень обидной ситуации, когда абитуриент при получении экзаменационного варианта мысленно представляет образ "идеального эссе", но в процессе написания забывает отразить отдельные фрагменты.
Шаг 2. Используйте дедуктивный метод, т.е. двигайтесь от общего к частному: обозначайте предмет предложенной темы в связи с однородными явлениями.
Примечание: Если вы пишите эссе об элитарной культуре, то сначала раскройте общее определение культуры, а уже после — переходите непосредственно к предложенной теме.
Шаг 3. Раскройте содержание базового (основного) и, если это возможно, значимого понятия.
Пример: Если на экзамене вам попалась тема "общество как система", то в данном случае термин "общество" будет являться основным, а термин "система" — значимым.
Шаг 4. Выделите характерные черты предложенного для исследования предмета (признака, особенности, свойства и т.д.).
Пример: В случае, если базовым понятием является термин "государство", то необходимо будет раскрыть его отличительные признаки.
Важно: при раскрытии теоретических положений вы можете использовать дополнительные знания (идеи ученых), а также приводить примеры, которые бы показывали, как теория реализуется в практической жизни.
Шаг 5. Рассмотрите внутреннюю структуру исследуемого предмета (виды, уровни, формы и т.п.).
Шаг 6. Перечислите основные функции, направления деятельности исследуемого предмета.
Шаг 7. В заключении напишите краткий общий вывод по теме.
VIII. Примерное содержание ответа
Тема "Политическая элита"
а) Основное (базовое) определение:
Политическая элита - это малая социальная группа, члены которой, обладая управленческими способностями, навыками и талантами, сосредотачивают в своих руках большие объемы властных полномочий и занимают высшие руководящие посты в политической системе общества.
Основоположниками учения о политической элите являются итальянские ученые рубежа XIX- XX вв. Гаэтано Моска и Вильфредо Парето.
б) Характерные черты и признаки политической элиты:
- небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
- высокий социальный статус;
- значительный объем государственной и информационной власти; - непосредственное участие в осуществлении власти;
- организаторские способности и талант.
в) Предпосылки неизбежного существования политической элиты в современных политических системах:
- политическая пассивность широких масс населения и их малый интерес к политике (пример, "Лучше "Игру престолов" посмотрю, чем пойду на выборы" — рассуждают многие обыватели);
- необходимость разделения труда в политике и наличие профессионализма при осуществлении управления обществом (специальные управленческое образование, управленческий опыт и навыки);
- возможность доступа к разнообразным социальных привилегиям, льготам и благам, которые предоставляет принадлежность к политической элите ("Из грязи в князи", как гласит народная мудрость).
г) Функции политической элиты:
- стратегическая (отражение интересов в политических установках; выработка политической идеологии, программ, доктрин, конституции и иных законов);
- организаторская (создание механизма воплощения политических замыслов: назначение кадрового аппарата органов управления; создание и коррекция институтов политической системы);
- интегративная (изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация этих интересов);
- политического рекрутирования (выдвижение политических лидеров из состава элиты).
д) Две системы рекрутирования (пополнения, отбора) элит:
- Антрепренерская (открытая)
Комплектование, последующее пополнение и обновление элиты происходит демократическим путем, т.е. на основе конкурентной борьбы за власть путем (обычно) легальных и легитимных выборов. Данная система характерна для демократий. Недостаток - возможность прихода к власти случайных лиц, политических непрофессионалов, популистов и демагогов (пример, Арнольд Шварценеггер в 2003 году победил на выборах губернатора Калифорнии).
- Гильдейская (закрытая)
Элита формирует сама себя, не привлекая лиц из других слоев общества, путем установления непреодолимых барьеров между собой и остальным народом. Данная система характерна для недемократических режимов.
е) Отличие политических элит в демократических и антидемократических режимах:
- признаки демократической политической элиты (открытая система отбора; невысокая степень сплоченности и конкурентное поведение при осуществлении власти; отсутствие четких социальных границ между элитой и народом; частая сменяемость элит)
- признаки антидемократической политической элиты (закрытая система отбора; крайне высокая степень сплоченности и наличие общих групповых интересов (кумовство и непотизм, т.е. назначение на должности по принципу родства); четкие статусные границы (высокое денежное довольствие, автомобиль с мигалкой, телохранители и обслуга, проживание на государственных дача, отдых и лечение в специальных учреждениях); наличие непреодолимых барьеров между элитой и простым народом.
ж) Классификация политических элит:
- по отношению к верховной государственной власти (правящая элита и контрэлита - оппозиция, борющаяся за власть)
- по уровню компетенции и объему властных полномочий (национальная (В. Путин); региональная (С. Собянин); местная (В. Пупкин, глава муниципалитета "Восточное Мухозадово")
- по сферам общественной жизни (культурная(Хаски и Оксимирон); религиозная (раввин России Берл Лазал); экономическая (Алишер Усманов и Виктор Вексельберг); информационная (Юрий Дудь и Дмитрий Киселев) и др.
з) Авторская классификация политической элиты по В. Парето:
- "Лисы" (им присущ инстинкт комбинаторики, постоянной перетасовки вещей и явлений; гибкая и лукавая элита, готовая пойти на любой компромисс ("Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда" - писал А.С. Пушкин)
- "Львы" (им присущ консервативный инстинкт сохранения существующего положения дел в неизменном виде; жесткая и авторитарная элита, зачастую порождающая из своей среды диктаторов).
Такде В. Парето обосновал собственную теорию круговорота политических элит - если "лисы" не могут эффективно управлять, то на смену им неизбежно придут "львы", т.е. любая демократия закончится установлением диктатуры (тоталитаризма) и наоборот.
Например, на смену "лисам" и революционным романтикам В. Ленину, Л. Троцкому и Н. Бухарину неизбежно пришел "лев" и прагматик И. Сталин, которого в свою очередь сменил "лиса" и волюнтарист Н. Хрущев.
и) Иные теории элит:
- теория "политического класса" (Г. Моска): развитие любого общества направляется руководящим политическим классом, вхождение в который предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей;
- теория "железного закона олигархии" (Р. Михельс): олигархическая структура власти основана не только на тенденции вождей к укреплению своего личного авторитета и своему увековечиванию, но и на политической пассивности (инертности) людских масс.
IX. Ключи к заданиям прошлых лет
X. Бонус: видеоуроки по подготовке к ДВИ МГУ по обществознанию
Занятие 1. Как подготовиться к ДВИ по обществознанию?
Занятие 2. Разбор реальных заданий прошлых лет
Занятие 3. Мастер-класс по написанию эссе
Еще больше полезной информации, в том числе и о подготовительных курсах, можно узнать на нашем сайте: https://dvi.lomonosov.school/
Ничего не бойтесь – у вас все получится. До встречи на Воробьевых горах!