Помимо его картины «Примавера», другая величайшая работа Сандро Боттичелли, выполненная для семьи Медичи, - это рождение Венеры. К сожалению, мы не знаем наверняка, для какого Медичи он был нарисован, или в каком месте он первоначально висел.
Прежде чем рассматривать предмет, важно принять к сведению среду. Это работа темпера на холсте. В течение этого времени деревянные панели были популярными поверхностями для рисования, и они будут оставаться популярными до конца шестнадцатого века. Холст, однако, начинал получать признание художников. Это работало хорошо во влажных регионах, таких как Венеция, потому что деревянные панели имели тенденцию коробиться в таких климатических условиях. Холст также стоит дешевле, чем дерево, но он также считается менее формальным, что делает его более подходящим для картин, которые будут показаны в неофициальных местах (например, в загородных виллах, а не в городских дворцах).
Тема Рождения Венеры была взята из сочинений древнего поэта Гомера. Согласно традиционной версии, после рождения Венеры она поехала на морской раковине и морской пене к острову Ситера. На картине, которую мы видим здесь, Венера заметно изображена в центре, рожденная из пены, когда она едет к берегу. Слева фигура Зефира несет нимфу Хлорис (альтернативно обозначенную как «Аура»), когда он дует ветер, чтобы вести Венеру.
На берегу фигура, которая была идентифицирована как Помона, или как богиня Весны, ждет Венеру с мантией в руке. Мантия развевается на ветру изо рта Зефира.
Композиция в некоторых отношениях похожа на композицию Primavera. Венера находится немного правее центра, и она изолирована на фоне, поэтому никакие другие фигуры не перекрывают ее. У нее небольшой наклон головы, и она наклоняется в неуклюжей противоположной стойке.
Боттичелли уделял много внимания ее волосам и прическе, что отражало его интерес к тому, как женщины носили свои длинные волосы в конце пятнадцатого века. Он дал Венера идеализированное лицо, которое было удивительно свободным от пятен, и красиво затушевало ее лицо, чтобы различить более светлую сторону и более затененную сторону.
Очевидное значение в этой картине имеет обнаженная натура Венеры. Изображение обнаженных женщин не было чем-то, что обычно делалось в средние века, за редким исключением в определенных обстоятельствах. Для моделирования этой фигуры Боттичелли обратился к статуе Афродиты, такой как Афродита Книдосской, в которой богиня пытается прикрыть себя скромным жестом.
Рисуя Венеру, Боттичелли нарисовала темную линию вокруг контуров своего тела. Это облегчало видеть ее формы тела на заднем плане, а также подчеркивало цвет ее молочной кожи. Результатом всего этого является то, что Венера выглядит так, будто ее плоть сделана из мрамора, что подчеркивает скульптурную природу ее тела.
Разумеется, требованием к сцене такого типа был гуманизм, который был жив и здоров при дворе Лоренцо д'Медичи в 1480-х годах. Здесь ренессансный гуманизм был открыт не только для использования языческой скульптуры в качестве модели, но также и для языческого повествования по теме.
.
Хотя «Рождение Венеры» - это не работа, в которой использовались перспективные инновации эпохи Возрождения, элегантность классического предмета была бы тем, что заинтриговало бы богатых флорентийцев, которые покровительствовали этому виду работы. Тем не менее, это не понравилось бы всем, как те, кто рассматривал мирское поведение правящей семьи Медичи как коррумпированное или мерзкое. К 1490-м годам напряженность, возникшая в результате столкновения между придворным переворотом и теми, кто хотел религиозных реформ, достигла апогея, когда проповедник Савонарола проповедовал свой крестовый поход народу Флоренции. Одним из людей, на которых повлиял проповедник, был Боттичелли, чье изменение сердца побудило его уничтожить часть ранней живописи огнем.
Самая известная часть потолка Сикстинской капеллы - «Сотворение Адама» Микеланджело.
Эта сцена находится рядом с Созданием Евы, которая является панелью в центре комнаты, и Конгрегацией Вод, которая находится ближе к алтарю. Сотворение Адама отличается от типичных сцен сотворения, написанных до того времени. Здесь две фигуры доминируют над сценой: Бог справа и Адам слева. Бог показан внутри плавающей туманной формы, состоящей из драпировки и других фигур
В отличие от фигуры Бога, которая вытянута и возвышена, Адам изображен как бездельник, который довольно неадекватно реагирует на неизбежное прикосновение Бога. Это прикосновение не только даст жизнь Адаму, но и жизнь всему человечеству. Следовательно, это рождение человечества. Тело Адама образует вогнутую форму, которая повторяет форму тела Бога, которое находится в выпуклом положении внутри туманной, плавающей формы. Это соответствие одной формы другой, кажется, подчеркивает более широкую идею человека, соответствующего Богу; то есть кажется, что он отражает идею о том, что человек был создан по образу и подобию Бога, - идею, с которой Микеланджело должен был быть знаком.
Один из вопросов, которые были подняты об этой сцене, - это личность фигур рядом с Богом. Учитывая ее привилегированное положение под рукой Бога, женская фигура, вероятно, является важной. Традиционно считается, что она - Ева, будущая жена Адама, которая ждет в стороне, пока она не будет создана из ребра Адама. Совсем недавно, однако, была распространена теория, что это на самом деле Дева Мария, которая занимает это почетное место рядом с Богом и ребенком рядом с ней, который, следовательно, будет Младенцем Христовым. Эта точка зрения подтверждается положением Божьих пальцев на ребенка - теми же пальцами, которые священник использовал бы для поднятия Евхаристии во время Мессы. Поскольку католическое богословие считает, что Евхаристия - это Тело Христово, это богословское понимание будет воплощено в эта картина. Если это последнее истолкование верно, Сотворение Адама неразрывно связано с будущим пришествием Христа, который приходит, чтобы примирить человека после греха Адама
Сегодня мы гораздо лучше понимаем палитру Микеланджело и мир, который он нарисовал, прекрасно запечатленный на потолке Сикстинской капеллы.