Найти в Дзене
Краски моей жизни

Под старинной иконой скрывалась ещё одна, или Секреты реставрации икон

Для меня писать и реставрировать иконы - это немного о разном. Почему? Потому что процессы происходят разные и в том, и в другом случае. Но когда ты пишешь икону, как мне кажется, это проще. Просто глядишь на образцы хороших икон старинных. Андрей Рублев. Феофан Грек. Этих имён хороших иконописцев много. Просто копируешь их иконы. Смотришь, как они писали. Пишешь, как умеешь. Но обязательно привнося что-то свое. Ведь иконописец, когда пишет икону, обязательно вкладывает душу свою.

И молится. И соблюдает посты. Это обязательное условие. Есть даже специальная молитва перед написанием икон. Я уже не помню, кто её автор. Кто-то приписывает авторство святому апостолу Луке, который, как известно, был первым иконописцем и написал образ Божией Матери с младенцем Иисусом. Кто-то приписывает ее авторство Дионисию. Кто на самом деле написал эту молитву - я не знаю. Да и незачем. Не так это важно. Главное - ее читать. 

Помню, как проводила мастер-класс по иконописи в монастыре в селе Люк. Как трепетно было молиться в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла... Как сказала я участницам мастер-класса, что молитва - это обязательное условие, что без неё - никак, если хотим, чтобы что-то получилось.

Фото - с того самого мастер-класса, в монастыре. Апрель 2019 года. Увлечённо рассказываю об иконописи перед началом мастер-класса.
Фото - с того самого мастер-класса, в монастыре. Апрель 2019 года. Увлечённо рассказываю об иконописи перед началом мастер-класса.

Реставрация иконы тоже начинается с молитвы, разумеется. Сейчас я реставрирую икону Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". С ней связана удивительнейшая история. Эту икону отдала мне моя подруга Ника. Она просто пылилась у неё дома в шкафу. За ненадобностью. Принесла и спросила у меня: "Оля, а ты знаешь, какая это икона?" Я не могла не знать... Ещё недавно могла бы, но в тот период, когда подруга мне икону принесла, я как раз дописывала свою дипломную работу. С каким названием, как вы думаете? Ну конечно, же - "Всех Скорбящих Радость"! А иначе и быть не могло.

Вот так выглядела икона, когда Ника только-только отдала мне ее. Вся тёмная, почерневшая от времени, копоти и олифы, трещина в месте соединения двух досок...
Вот так выглядела икона, когда Ника только-только отдала мне ее. Вся тёмная, почерневшая от времени, копоти и олифы, трещина в месте соединения двух досок...

Подруга удивилась, что я сразу же определила тип иконы и её название. 

Когда же я принесла эту икону в иконописную мастерскую, удивились уже все. Размеры икон совпадали! Мы положили мою дипломную работу и старинную икону рядышком и удивились: размеры их отличались буквально на пару сантиметров всего! Вот как так... Старинная икона - примерно конца XIX - начала XX века, так определил Василий Николаевич, наш преподаватель. Может, и чуть раньше, конечно, кто его знает? Не определишь ведь, а год на иконе не стоит. А подписывать иконы иконописцам вообще запрещено. Это же не картина. Автограф на ней не ставится.

А вот моя дипломная работа - икона "Всех Скорбящих Радость". Не правда ли, много общего?
А вот моя дипломная работа - икона "Всех Скорбящих Радость". Не правда ли, много общего?

Считается, что искусство иконописи - оно от Бога. И потому не надо подписывать свои иконы. Гордыня это. И так с ней борешься постоянно... Не ты икону написал, а Господь тебе послал этот талант. Сколько видела я в нашей иконописной школе людей абсолютно без художественного образования, но, тем не менее, писавших такие иконы, что не всякий художник напишет... А все потому, что люди воцерковленные и глубоко верующие.

Вернёмся к иконе. Когда я начала её реставрировать, первым делом надо было достать гвозди, которыми, по всей видимости, она была закреплена к железному окладу, которого сейчас нет. Другого объяснения происхождения гвоздей мы с иконописцами и реставраторами не нашли. Гвозди доставались трудно... Кое-где - с повреждением левкаса (грунта). А в некоторых местах даже до самой доски дошли повреждения. И вот там-то мы с другими реставраторами с удивлением увидели, что под этой иконой прячется ещё одна...

В нижней части иконы, в том месте, где соединяются две доски, очень хорошо видно, что под этой иконой есть ещё одна. Видите? Полоска в нижней части иконы прерывается, а под ней - ещё одна полоска, на нижней иконе, только чуть-чуть ниже существующей.
В нижней части иконы, в том месте, где соединяются две доски, очень хорошо видно, что под этой иконой есть ещё одна. Видите? Полоска в нижней части иконы прерывается, а под ней - ещё одна полоска, на нижней иконе, только чуть-чуть ниже существующей.
Вот смотрите - видите, в верхней части иконы хорошо заметно, что под красочных слоем этой иконы просиупает ещё один, на которой написана эта икона. Это как раз одно из тех мест, откуда я достала гвозди.
Вот смотрите - видите, в верхней части иконы хорошо заметно, что под красочных слоем этой иконы просиупает ещё один, на которой написана эта икона. Это как раз одно из тех мест, откуда я достала гвозди.

В институте Грабаря в Москве точно бы получилось сохранить обе иконы, просто перенося верхнюю икону по кусочку на другую доску, а нижняя осталась бы на этой. У нас в реставрационной мастерской, к сожалению, таких условий сделать это нет... И потом, Василий Николаевич справедливо рассудил, что на иконе хорошего качества, имеющей, действительно, ценность, вряд ли бы стали писать сверху ещё одну. Так и решили, оставить только верхнюю и реставрировать её. А то можно и обе потерять, если что-нибудь сделать не так.

Вот такие гвозди были по периметру иконы. Практически везде...
Вот такие гвозди были по периметру иконы. Практически везде...
Вот они, эти гвозди. Некоторые очень длинные..
Вот они, эти гвозди. Некоторые очень длинные..

Разумеется, заказчице своей я о нашей удивительной находке сообщила и фотографии нужные сделала - на память. Ведь после реставрации иконы обязательно делается паспорт, в котором описывается, какие именно работы произведены.

На данный момент реставрируемая икона выглядит вот так. Видите, как она посветлела? Нижнюю её половину я практически очистила. Продолжаю...
На данный момент реставрируемая икона выглядит вот так. Видите, как она посветлела? Нижнюю её половину я практически очистила. Продолжаю...

Что вам ещё было бы интересно узнать о реставрации или написании икон? Задавайте свои вопросы в комментариях. С удовольствием на них отвечу. 

Если вам интересно, ставьте 👍, подписывайтесь на мой канал.

❤️ Спасибо за внимание, с любовью, Ольга.