Пчеловод сам не занимается выводом или отбором маток; его деятельность ограничивается тем, что он извлекает личинок из высокопродуктивной семьи и помещает в семью-воспитательницу, которая и выполнит для него всю работу наилучшим образом. Таким образом, ключевую позицию в выводе маток занимают пчелы семьи-воспитательницы и их состояние. По моему опыту, влияние семьи-воспитательницы на развитие маток имеет решающее значение. Оно важнее, чем все другие факторы, которые мы принимаем во внимание. К сожалению, мы лишь частично понимаем роль факторов, определяемых семьей-воспитательницей и почти не можем оказывать на них влияние.
Происхождение семьи-воспитательницы.
Если из линий какой-либо чистой племенной породы исключена роиливость, тогда не стоит ожидать, что такие семьи будут великолепными воспитательницами. Многие пчеловодческие предприятия регулярно используют для этого поройки. Этот метод не очень надежен из-за постоянного появления гибридных пчел, но мы его и не рекомендуем. Обычно при спаривании маток на пасеке все их семьи идут от одной линии и вследствие влияния метизации с местной породой являются хорошими воспитательницами.
Состояние семьи-воспитательницы.
Лучше всего для роли воспитательниц подходят молодые, развивающиеся, жизнеспособные семьи — до того момента, когда начинается подготовка к роению. Если «роевая горячка» уже началась (имеются открытые маточники), то семья вряд ли настроена на воспитание чужих личинок - с точки зрения биологии это вполне понятно. С другой стороны, незрелые семьи (с неблагоприятным соотношением пчелы: расплод) непригодны для воспитания маток. Минимально сильной полноценной воспитательной семьей я бы назвал 8 густо обсиженных пчелами рамок. Однако при самых неблагоприятных погодных условиях практически используют более сильные семьи, чтобы воспитание маток происходило без помех. Как правило, перед началом постановки прививочных рамок семье-воспитательнице дают возможность выращивать свой расплод в двух гнездах, чтобы в семье было подготовлено оптимальное количество пчел-кормилиц. Одним из важнейших мероприятий при подготовке семьи-воспитательницы является «спрессовывание» пчел в одном гнезде, которое они забивают до отказа, во всех углах. Соотношение пчелы: пространство имеет решающее значение для воспитания маток. Особенно важна компетентная оценка готовности семьи принять пчел на воспитание весной, в начале сезона искусственного выводка маток. Во время цветения плодовых деревьев и кустарников, т. е. весеннего медосбора, обычно при хорошей погоде, устанавливаются отличные условия для разведения. Если вы хотите начать искусственный вывод маток в этот период раннего медосбора, вы удаляете матку с расплодом из одной из самых сильных семей и ставите прививочную рамку. Однако результаты вас глубоко разочаруют: матки будут тощими и неполноценными. В чем же причина? Дело в том, что семья еще не созрела для роли воспитательницы. В это время года состояние зрелости зависит не только от количества пчел: важную роль играет также возрастной состав пчел. Весной в семье еще остается много зимних пчел; это старые пчелы-сборщицы, которые приносят в улей первый нектар. Молодые же пчелы, способные обеспечить молочком большое количество личинок, остаются в меньшинстве. Соотношение открытый расплод : печатный расплод — это важный показатель зрелости семьи. Даже соединение двух незрелых семей в одну является безрезультатным; лучше всего в этом случае сформировать отводок и начать вывод маток. В это время года такая мера является лишь вынужденной; я рекомендовал бы ее лишь в безвыходном положении. А вообще лучше подождать еще 10 дней. Пчелиная семья сама может дать нам понять, готова ли она взять на воспитание будущих маток: в ней появляются трутни. Семья без трутней еще не созрела для того, чтобы стать семьей-воспитательницей. Появление весной первых трутней (при естественном ходе развития пчел это первый признак подготовки к роению, как правило перед отстройкой первых маточников) - это сигнал для пчеловода к началу вывода маток. Самый ранний срок — когда еще трутни не вылупились, но уже имеется трутневой печатный расплод площадью с ладонь. Хочу подчеркнуть, что даже сильным семьям не рекомендуется давать на воспитание более 20-25 ячеек одновременно. Расчет: двойная сила семьи - двойное количество ячеек здесь не подходит. Эти данные действительны только для условий Центральной Европы, в других регионах и с другими породами пчел можно выращивать большее количество маток без ущерба для качества.
Известные и неизвестные факторы, влияющие на состояние пчел-воспитательниц.
Хороший медосбор, как известно, отлично влияет на настроение семьи-воспитательницы. Полное отсутствие взятка в течение длительного времени, конечно, не очень благоприятно, но тем не менее в начале сезона можно без труда за счет подкормки поддерживать семью в нужном состоянии. Иначе обстоит дело при массовом медосборе, особенно медвяной росы (пади). Пчелами овладевает такой азарт, что они забывают все другие занятия, принимают на воспитание лишь небольшое количество маточников с неохотой, ухаживают за ними небрежно. В результате выводятся плохо развитые матки, и далеко не все. В этом случае лучше сдвинуть сроки вывода маток, чем продолжать получение неполноценных особей. Если сбор медвяной росы прекратится из-за плохой погоды, достаточно будет двух дней без взятка, чтобы семья вновь настроилась на «воспитательный» лад. В такие перерывы в медосборе семья особенно хорошо принимает расплод на воспитание и обеспечивает надлежащий уход.
Плохие и хорошие семьи-воспитательницы.
Иногда случаются неудачи, появляются «отказницы» и мы не можем найти их причину. Вроде бы нашли хорошую семью, тщательно все подготовили, по всем правилам поставили прививочную рамку - а пчелы почти не работают, края мисочек через 24 часа еще не отстроены, личинки лежат «голые» в чуть-чуть увлажненных ячейках. Одновременно соседняя семья того же происхождения хорошо приняла личинок и безупречно за ними ухаживает. Трудно объяснить такое различие в настроении семей. Если семья отказывается воспитывать чужих личинок, рекомендуется провести «поощрительную пробу»: семью проверяют на свищевых маточниках, затем хорошо подкармливают и еще теснее «сплачивают» их в улье, как уже говорилось выше. Затем вставляют новую прививочную рамку. При неудаче после такого вмешательства лучше подготовить новую семью-воспитательницу, а не мучиться с упрямой семьей и в конце концов выжать из нее маток не очень высокого качества. Воспитанные против воли, нежеланные личинки-падчерицы гораздо опаснее, чем непринятые ячейки или прививочные рамки. В последнем случае неуспех очевиден, такое иногда случается, когда нужно вывести маток. Но если личинки уже отданы на воспитание то, хотя они плохо развиваются, так как им дают мало молочка, у вас возникает искушение оставить их в этой семье в надежде, что «все образуется». Распространен порочный обычай после плохого приема личинок семьей-воспитательницей на другой день делать повторную прививку. От этого нужно категорически отказаться. Во-первых, в этой серии будут разновозрастные куколки, а во-вторых, качество маток второй прививки не будет лучшим. Иногда правда, удается «вымучить» из этой семьи лишнюю матку, но вследствие недостаточного питания она будет так же. плохо развита, как и сестры, которые старше ее на один день. Гораздо лучше на следующий день после переноса личинок на маточное воспитание оценить ситуацию, и если семья плохо ухаживает за личинками (вялая отстройка мисочек, скудное снабжение молочком, то лучше изъять всю серию. Затем нужно реорганизовать эту семью или подготовить другую и перенести в нее новую серию прививочных рамок. Если вы намерены вывести большое количество маток, подготовьте больше семей-воспитательниц, чем необходимо. По результатам первой серии можно решить, какие семьи использовать для последующих серий, а какие исключить и применять для других целей. Подготовку семей-воспитательниц следует начать еще осенью (подкармливание, подсиливание семей): перезимовавшие «суперсемьи» будут лучшими воспитательницами. Само собой разумеется, что все семьи-воспитательницы должны быть перед приемом личинок на воспитание в оптимальном состоянии, что обеспечивается стимулирующей подкормкой, подсиливанием или расширением гнезда. Это касается прежде всего раннего вывода, когда семьи своими силами еще не достигли состояния зрелости. Требующиеся мероприятия будут зависеть от конкретных условий.