202 подписчика

7 чудес Древнего Мира: Статуя Зевса и Мавзолей Каликарнаса

Статуя Зевса в Олимпии

Источник фото: https://yandex.com/collections/card/59ca3460c75bad00db63040a/
Источник фото: https://yandex.com/collections/card/59ca3460c75bad00db63040a/

Зевс, царь греческих богов, был воплощен в более крупном, чем жизнь, виде в Храме в Олимпии в Древней Греции. Олимпия была священным местом и местом проведения Олимпийских игр. Храм олицетворял очарование греческой архитектуры пропорциями. Он имел высоту 20,7 метров с 72 дорийскими колоннами. Фронтон и метопы (карниз под крышей) были скульптурными изображениями, а внушительные бронзовые двери были открыты, чтобы показать чудо, находившееся внутри.

Письменные рассказы повествуют о том, что посетители храма содрогнулись и погрузились в тень могущественной статуи Зевса. Греческому художнику Фидию было поручено создать это подобие бога. Его работа началась в 450 г. до н.э. и завершилась восемь лет спустя легендарным шедевром из слоновой кости и золота. Слоновая кость была необычным выбором для скульптурных средств, но, возможно, она была естественным выбором для царя богов, учитывая ее редкость. Фидий создал скульптуру Зевса, сидящего на драгоценном троне в вертикальной плоскости. Высота статуи составляла 12 метров, и наблюдатели отмечали, что если Зевс встанет с трона, то, скорее всего, его голова пробьет потолок.

Возможно, самым замечательным в статуе было выражение Зевса. Его глаза, казалось, проникают даже в самые ожесточенные души, чтобы вызвать благочестие. В каждой руке он держал предмет: в правой - статую Ники (богиня победы), а в левой - скипетр, украшенный орлом. На троне Зевса были вырезаны изображения из мифологии богов, полубогов и других героев.

Легенды гласят, что Фидий попросил у Зевса благословения, когда тот закончил свою скульптуру. В ответ на это в храм ударила молния.

Идут споры о том, что статуя царит как хозяин храма. В то время как некоторые источники утверждают, что статуя была установлена в храме около 450 г. до н.э., другие оценивают дату 430 г. до н.э. В связи с посягательством христианства на древних богов, некоторые греки заплатили за то, чтобы их любимую статую увезли в безопасное место в Константинополе, который является современным Стамбулом. Христиане закрыли храм в 391 г. н.э., и статую гарантированно сохранили до 462 или 475 г. н.э., когда она сгорела в огне.

Мы довольно много знаем о статуе. Подобно тому, как в американской валюте изображены важные памятники и лица, в древнегреческих монетах была изображена выдающаяся статуя Зевса. Эта валюта дает нам подробности о его внешнем виде, и мы можем судить о том, насколько сильной была привлекательность статуи для туристов, основываясь на том, как далеко они везли монеты из Олимпии. А в 1950 году произошел крупный археологический прорыв, когда доктор Эмиль Кунце и его команда нашли остатки мастерской Фидиаса рядом с руинами храма. Используя следы от терракотовых до 18-дюймовых терракотовых и железных форм, Кунзе смог реконструировать, как могла выглядеть статуя и как она могла быть построена. Кунзе теоретически утверждал, что статуя была построена из тонких пластин золота, натянутых на деревянную модель.

Мавзолей Галикарнаса

Источник фото: https://listas.larazon.es/lista/Las-siete-maravillas-del-Mundo-Antiguo-rkx69rdY1f
Источник фото: https://listas.larazon.es/lista/Las-siete-maravillas-del-Mundo-Antiguo-rkx69rdY1f

Многие из чудес вписываются в какой-то архитектурный или художественный стиль. Мавзолей смело бросает вызов категоризации. Его стиль - это то, что некоторые могут назвать "занятым" или "слишком много". На то есть причина. Хотя мавзолей задумывался как мемориал, после смерти его комиссара он стал витриной, где художники-конкуренты выставляли свои лучшие работы. С этой целью мавзолей стал мешаниной мраморной скульптуры, резьбы и колонн.

Слово мавзолей происходит от царя Мавзола, персидского царя Карии, для которого и был построен храм. Он правил в IV веке н.э. в Халикарнасе, ныне современном Бодруме, Турция. Маусол правил ничем не примечательным. Он женился на своей сестре Артемисии, которая очень его любила. Она была убита его смертью, и одна легенда гласит, что она зашла так далеко, что смешала его прах с водой и выпила его, чтобы оплакивать Маусолуса.

Чтобы почтить память брата и мужа, Артемизия заказала величественный мавзолей для его останков. Она выбрала архитектора Пифия для его проектирования и наняла четырёх скульпторов для его украшения (по одному скульптору с каждой стороны - Пифий вылепил венчающую скульптуру для вершины мавзолея): Скопы, Бряксис, Левхер и Тимофей.

Для размещения мавзолея была выбрана вершина холма с видом на город и залив. Работы начались в 353 г. до н.э. Мавзолей возвышался на 45 метров в воздухе, его основание имело высоту 32 метра; 24-ступенчатую пирамиду высотой 7 метров; и венчающую статую высотой 6 метров. Древний историк Плиний писал, что периметр мавзолея составлял 134 метра. Более современные раскопки, проведенные в 1966-1977 гг. под руководством датской команды, показали, что он составляет, вероятно, 30 на 36 метров с 36 опорными колоннами.

Королева так и не увидела законченного памятника своему мужу. Она умерла всего через два года после Маусолуса и была похоронена вместе с ним. Однако работы над мавзолеем продолжались, так как художники хотели завершить свои проекты. Среди них - скульптура Пифия Маусола и Артемизии в колеснице во главе с четырьмя домами; фризы, изображающие греческую войну с амазонками; различные расы и войны между лапитами (народ древней Фессалии) и кентаврами (мифические существа, наполовину человеческие, наполовину лошадиные); а также другие скульптурные композиции. Сегодня некоторые остатки этих скульптур и фризы находятся в Британском музее.

В 1400-х годах землетрясение потрясло фундамент мавзолея, и он медленно разрушался. Около 1494 г. рыцари Святого Иоанна Мальтийского использовали остатки храма для укрепления своего замка. Они также сожгли мраморные колонны, чтобы создать известковый раствор.

Раскопки мавзолея обнаружили очень интересные вещи. В 1522 г. Карл Гишард нашел погребальную камеру Маусолус и Артемисию. В ней находился алебастровый саркофаг - но загадочным образом - никаких тел. Датская команда, исследовавшая это место в конце 1960-х годов, обнаружила останки яиц, голубей, волов и овец, которые, вероятно, были предложены королю и королеве в качестве пищи для загробной жизни.