К наиболее массовым судам относятся байдарки.
Они являются наиболее подходящими судами для обучения навыкам техники водного туризма (далее ТВТ), которые включают:
- умение управлять судном,
- уроки речной лоции ,
- умение выбирать основную линию движения судна,
- навыки гребли.
Байдарка очень чувствительна к маневрам экипажа, ошибки редко прощает. Поэтому азам ТВТ можно научиться только на байдарке. Байдарки бывают:
- каркасные,
- каркасно-надувные (кнб),
- надувные.
Разборные каркасные байдарки бывают 2-х и 3-х местные, обычно тяжелые.
Например, Таймень 2 и 3, весом 32 и 36 кг, длина 4,7м и 5,2 м, ширина 0,85 м. Они состоят из прорезиненной оболочки с декой из ткани и алюминиевого каркаса. Сверху кокпит закрывается фартуком с юбками, от заливания воды в лодку. Эта байдарка заводского производства.
Также примером каркасной байдарки является байдарка Нэрис, 2-х и 3-х местная весом 27 и 29 кг.
Каркас байдарки состоит из поперечного и продольного набора. Поперечный набор состоит из 5- 7 шпангоутов (для 2 и 3 местной). Продольный набор из кильсона, три пояса стрингеров из алюминиевых трубок, привального бруса, спинки для гребцов, форштевня, ахтерштевня, мидельвейса. Для походов по каменистым рекам дно по стрингерам обклеивают резиновой 2 мм лентой шириной 50 мм желательно целой полоосой. Для непотопляемости байдарки, в нос и в корму вставляют надувные емкости. Сборка проводится на ровной площадке.
Основное правило: Никакого насилия и железа!
Сейчас широкое распространение получили каркасно- надувные байдарки (кнб). Они легче каркасных, их вес от 19 до 24 кг, габариты примерно такие же, как у каркасных и они не уступают в скорости, однако менее вместительны. Хорошо держат удары о камни, навалы на камни. И все потому, что оболочку от металлического каркаса предохраняют продольные надувные элементы, которые обеспечивают в том числе непотопляемость байдарки.
Пригодны для более сложных маршрутов, но из- за меньшей вместимости, советую все-таки лучше их брать в дополнении с другими судами.
Кнб: Хатанга 2-х и 3-х местная весом 20 и 25 кг, Добрыня 2 и 3 м вес 19 и 22 кг, длина и ширина примерно как у каркасных.
Сборка и разборка мало чем отличается от каркасной байдарки.
Надувные байдарки.
Они выпускаются в качестве одно, двух и трехместные различной длины от 2,6 до 5 м, шириной от 0,85 до 1,6м, баллоны 0,28 - 0,4м, вес от 8 кг и выше. Типов очень много, на любой вкус. В качестве примеров: Скаут, Танго, Северянка, Эдельвейс, Ватерфляй с самоотливом, с фартуками, с коленными упорами, с надувными сиденьями и под мотор).
Лучше приобретать байдарку с 2 слойной конструкцией корпуса: внутренняя надувная оболочка сделана из прорезиненного капрона, наружная (силовая) оболочка из армированной тентовой ткани с pvc покрытием.
Монокорпусная модель надувного дна позволяет корпусам байдарок быть достаточно жесткими и прочными.
Данные особенности позволяют использовать их как по мелководным речкам так и на сложных порогах до 4 к.с.
Особенности профиля байдарок позволяют им развивать высокую скорость - выше катамаранной. Особенно не заменимы эти байдарки на маршрутах, включающих подьем по реке, волок через водораздел и сплав вниз по другой реке. Укладывается в рюкзак вместе с другим грузом- на пешке. К поезду несут в отдельной упаковке.
Для уменьшения веса байдарки, силовую оболочку можно сделать: низ из армированного капрона, а верх из обычного капрона.
Сидеть в байдарке удобно на рюкзаках , если байдарка без коленных упоров. Техника гребли как на каркасной байдарке, байдарочным веслом.
Я хожу с 2006 г на байдарке Лукна 4,8 (на фото ниже). Ее параметры: вес 12 кг, длина 4,8 м, ширина 0,98 м, ф борта 0,33, г./ 300 кг, конструкция 2 слойная, верх капрон.