Найти тему
Взгляд из-за угла

Не ходите в фармацевты!

Закончив фармацевтический институт / академию /техникум и получив диплом провизора /фармацевта, уже представляешь себя на рабочем месте. Белый халат, уютное помещение и бесконечные витрины и полки, заполненные упаковками медикаментов. Вы чувствуете себя повелителем таблеток, мазей, ампул, лекарственных трав, знаете, что от чего лучше всего помогает, на какой полке лежит. Вы готовы оказывать помощь людям. Ведь вы - медицинский работник, благороднейшая из профессий.

Иллюстрация с Яндекс -картинок
Иллюстрация с Яндекс -картинок

В реальности вас может ожидать жестокое разочарование. Почему?Начнём по порядку.

Вам знакома строка " И дольше века длится день"? Она вполне подходит к описанию работы фармацевта. Как правило, работать придётся по 12 часов, а в некоторых аптечных сетях бывают и 14-часовые смены.

Сменный график имеет некоторые преимущества. При работе 2 через 2 выходных вроде бы больше, чем при обычной пятидневке. Но зато большинство праздников теперь не для вас. Если ваши родные работают по 5-дневному графику, а вы -2/2, провести выходные вместе удаётся не так часто. Новогодние каникулы, майские праздники - всё это остаётся за бортом. Конечно, иногда можно поменяться с коллегами сменами, но ведь они тоже хотят в выходные побыть дома, так что это получится не всегда. Можно взять на праздники отпуск, но в некоторых сетях идти в отпуск на Новый год и майские запрещается. Также нет и двойной оплаты за работу в праздничные дни, не везде есть и прибавка праздничного дня к отпуску. Каким-то образом ушлые работодатели уклоняются от этого.

Допустим, всё это вас не испугало, и вы вышли на работу в аптеку. Большую часть смены вам придётся провести на ногах. За день вы пройдете по аптеке не один километр, будете приседать, наклоняться или вставать на табуретку, чтобы достать с полки нужный препарат. И постоянно смотреть в монитор кассового компьютера. Окна в аптеке часто наглухо заклеены рекламой, так что дневного света на работе вы не увидите. К концу смены у вас болят и ноги и глаза.

Покупатели - отдельная тема. Не все они вежливы и доброжелательны. Радует, что большинство людей адекватны, но общение с отдельными индивидами создает "заряд" на весь день. Помимо хамов и грубиянов, вполне интеллигентные бабушки вынесут вам мозг, играя в угадывание лекарства, название которого они забыли, но очень хотят его купить. "Ну как же, жёлтенькие такие таблеточки, по 100 рублей! На букву А!" (Буква почти стопроцентно окажется другой, как и цена и цвет таблеток). Некоторые покупатели относятся к фармацевту как к прислуге, ведя себя подобно особам королевской крови. А ещё мамаши с детьми, которые будут ездить по залу на самокатах, пока их мама будет выбирать лекарство. Посетители, обсуждающие последние новости по телефону в полный голос и проверяющие правильность ваших рекомендаций в том же телефоне, дополнят картину.

Но это ещё цветочки. К посетителям можно привыкнуть. Больше всего сюрпризов вам преподнесет работодатель.

Если вы искали работу на соответствующих сайтах, то наверняка видели вакансии с вполне приличными зарплатами. Вот только, отработав свои 15 смен в месяц, вы такой зарплаты не получите. И тут выяснится, что в объявлении не говорилось, сколько смен вам надо отработать для получения искомой суммы. Хотите больше? Пожалуйста - есть подработки в других аптеках. И вот у вас уже график не 2 через 2, а три через один. Вы выучили, что на каких полках лежит в вашей аптеке, теперь запоминайте устройство других аптек.

Возможно, у вас возникнет вопрос, почему во многих аптеках требуется подработчики, почему столько незакрытых смен. Вроде бы работа не пыльная, а текучка - ого-го. Значит, людей что-то не устраивает?

Кто-то скажет, что это не разгрузка вагонов и не работа в шахте. Конечно, есть работы потяжелее. Но фармацевт не только отпускает лекарства. В результате всевозможных оптимизаций количество персонала в аптеках сокращено до минимума. В итоге вы теперь и фармацевт, и приёмщик-маркировщик товара, и уборщица, а иногда и ... заведующая. Всё чаще становится нормой одна заведующая на несколько аптек. Она посетит вашу аптеку 1-2 раза в неделю, а всё остальное время крутитесь сами. Приходуйте товар за компьютером заведующей, проводите накладные, разбирайте бесконечные коробки и контейнеры Катрена с Протеком, при этом постоянно выбегая к зашедшим в зал покупателям, распечатывайте и клейте ценники, раскладывайте всё по полочкам и шкафам.

А вот заплату получите только как фармацевт, ну, может, ещё пару тысяч за всё остальное.

Иллюстрация с Яндекс -картинок
Иллюстрация с Яндекс -картинок

Если у вас в аптеке одна касса, то и работать на смене вам придётся в одиночку. Исключая моменты посещения аптеки заведующей. По-своему неплохо - сам себе хозяин. Но если посетители идут, а подменить тебя некому, и закрываться на обед нельзя... Ясно - нельзя! Ну и что, что рабочий день у тебя 12 часов, а в табеле ставят 11. Час работы не оплачивается, но аптека должна работать без перерыва. Ешь как хочешь. Поднёс ложку ко рту, а тут -очередной посетитель. За ним следующий. У тебя уже всё остыло, грей заново. Да, халат перед едой и посещением туалета нужно снимать. И руки мыть, особенно в нынешние времена. Снять маску и перчатки. Пока вы это сделаете, опять кто-нибудь зайдет. Одевай халат, маску, перчатки, выходи. А повесишь табличку "перерыв 15 минут" -могут и жалобу написать. Как это - перерыв? У вас же написано - без перерыва! И тут-то работодатель, такой строгий к тебе, начнёт извиваться ужом, стараясь угодить недовольному посетителю. Беседу с нерадивым работником мы проведем, взыщем, обязательно отправим письмо с извинениями. Покупатель - он нам деньги приносит. А фармацевтов много, ещё наберем. По объявлению.

За вами будут подглядывать с помощью камер, иногда и подслушивать. Подсылать тайных покупателей. В одной особо продвинутой сети при приёме на работу проводят допрос на детекторе лжи. Пока, правда, эту процедуру проходят только заведующие аптекой. Стоимость "беседы" потом вычитают из зарплаты.

Яндекс- картинки
Яндекс- картинки

Но вот вы выдержали всё это. Пришло время получать зарплату. Вы набрали достаточно подработок (один мой знакомый как-то отработал около 300 часов в месяц), выручка у вас была не ниже средней (не секрет, что зарплата фармацевта зависит от выручки, и не только ), и предвкушаете получение честно заработанной кругленькой суммы. Но почему-то з.п. оказывается гораздо меньше ожидаемой.

С вас удержали за позиции с истекшим в этом месяце сроком годности, которые аптека не смогла продать. Вы не прошли проверку тайного покупателя. На вас поступила жалоба. Могут вообще ничего не объяснять. Не нравится - не держим. Работодатель придумает что угодно, лишь бы сэкономить на своем работнике. Но никак не на офисе, где целый штат директоров и управляющих.

Зарплата фармацевта состоит из оклада и премиальной части. То, что вы подписываете в трудовом договоре - "голый" оклад, как правило, в размере МРОТ или на пару тысяч больше. Все остальные доплаты полностью зависят от порядочности работодателя, поскольку нигде в договоре не отражены. И здесь возможны любые манипуляции, поскольку проконтролировать правильность начисления вы не сможете. Как правило, чем больше вы работаете, тем больше с вас удерживают. А правила и тарифы, по которым начисляется премиальная часть зарплаты, могут ежегодно меняться.

И напоследок. О наиболее, на мой взгляд, грустном. Все ваши знания о медикаментах, БАДах, растительном лекарственном сырье большей частью не пригодятся. От вас будут требовать предлагать всем дисконтные карты, проговаривать различные акции, делать допродажи, расклеивать всевозможные шелфтокеры, воблеры и пектокеры (тьфу!), короче говоря, всё то же, что требуется от продавца "Пятёрочки" или "Магнита". Увы, аптека всё больше превращается в магазин. И посетители часто называют фармацевтов продавцами. Управляют аптечными сетями чаще всего люди, не имеющие к фармации никакого отношения. Видимо, обучавшиеся по одной и той же западной методичке.

Ваш накопленный за годы работы опыт никому не нужен. Не случайно аптечные сети охотно набирают молоденьких студенток без всякого опыта, но пока еще полных энергии, готовых провести 12 часов на ногах , перекусывая на ходу.

Основное, чего от вас хотят - это лояльность. Быть готовым по первому зову в свой выходной подработать в другой аптеке, выйти на инвентаризацию, приехать в офис на учёбу (послушать очередного мед.представителя, что именно его препарат самый лучший), и вообще, жить по принципу "нам хлеба не надо -работу давай!". А если вы проявите принципиальность, то станете не лояльным компании работником. И при случае вам это припомнят.

Ещё 7-8 лет назад в аптечных сетях была доплата за стаж, класс специалиста (каждые полгода можно было сдавать экзамен и в случае успеха получать надбавку). С текучкой старались бороться.

Теперь это осталось в прошлом. Объём работы и список обязанностей фармацевта возрастают, зарплата, наоборот, снижается.

Стоит ли ради такой работы учиться несколько лет? Выбирать вам. Мое мнение - не становитесь винтиком системы, в которой трудятся одни, а сливки снимают совсем другие. Не ходите в фармацевты.