Найти в Дзене
Бизнес от чайника

Эффект масштабирования (Форд против Феррари).

Всем привет!
Начну свой канал с разговора об эффекте масштабирования.

Те, кто изучал экономику, по этому вопросу могут сказать примерно следующее.

Под эффектом масштабирования понимается соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением производственных результатов. В теории это означает, что чем больше масштабы производства, тем при прочих равных условиях ниже средней себестоимость единицы продукции. Следовательно соотношение затрат и выпуска увеличивается.

Согласно Википедии: Эффе́кт масшта́ба (англ. economies of scale) связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

Примерно это мне рассказывали профессора, когда я изучал экономику.

Если у Вас есть какое-то свое видение этого понятия – пожалуйста напишите его в комментариях.

Теперь, собственно, почему я остановился на этом вопросе. Потому что у меня для Вас есть одна история из жизни.

Одна моя знакомая решила заняться бизнесом. Она открыла кафе.

Причем задумала она это не на пустом месте, а после того, как проработала в этой сфере достаточно много лет: была и официанткой, и поваром и управляющим. Все это позволяло говорить о том, что она достаточно хорошо знает этот бизнес.

Плюсом ко всему сказанному было и то, что она действительно любила то, чем занимается.

И действительно, стоило ей открыть свое заведение, как дело пошло без какой-то раскачки. По крайней мере, в те дни, когда я заходил к ней, в кафе всегда было много людей. Это все выглядело контрастом на фоне пустующих по соседству аналогичных мест для досуга.

Цены были вполне вменяемые, еда вкусной. Она лично занималась закупками продуктов и приобретала все у проверенных фермеров. Немного не везло с персоналом, но это была распространенная проблема в этой сфере и имеющиеся недостатки не выходили за пределы общей погрешности.

В итоге, через полтора года финансовое положение позволило открыть второе кафе.

Когда хозяйка обсуждала со мною эту тему, то описывала очень радужные перспективы. Бизнес шел, клиенты довольны, сама довольная и чувствует прилив сил и исключительно положительные эмоции. С экономической точки зрения считала это большим шагом вперед, в том числе и потому, что сможет увеличить закупки товаров и, соответственно, снизить их стоимость.

Эффект масштабирования.

Достаточно быстро было открыто второе заведение. Место, на мой взгляд, и на взгляд моей знакомой, было даже лучше чем у первого: проходимость лучше, много места для парковки, рядом мало конкурентов.

Но после открытия что-то пошло не так.

Расход времени, затраты увеличились, а выручка осталась на том же месте, если даже не сказать, что упала. Обсуждая со мною эту ситуацию, Хозяйка не понимала, что она делает не так. Вроде бы все вопросы уже были обкатаны на первом заведении, но сейчас получилось, что приходиться начинать все заново и сталкиваться с теми проблемами, о которых раньше только слышала от других.

В итоге, чуть меньше чем через год второе кафе было закрыто и она вернулась к работе с одним заведением.

История достаточно поучительная в том плане, что не все о чем пишут в книжках, имеет место в действительности.

Эффект масштаба не носит абсолютного характера. Во многих случаях он не действует или более того, может иметь отрицательный эффект.

Укрупнение бизнеса возможно лишь до определенных, оптимальных пределов. Выше этих рамок затраченные средства начинают приносить либо меньший доход, либо вообще не приносить дохода или уходить в минус.

Уже после этой истории (через несколько лет) я прочел книгу одного известного экономиста, который на многочисленных практических примерах показывал, что во многих случаях, увеличение бизнеса приводит к менее эффективному использованию ресурсов.

Парадоксально, но это факт. И Вы это поймете если внимательно взгляните на структуры крупных компаний. Масса действий совершается по непонятным и глупым алгоритмам, которые человеку из малого бизнеса могут показаться настоящим сумасшествием.

Помнится, когда я вел переговоры по продаже земли с одной крупной торговой сетью, то меня просто бесила неуклюжесть и неповоротливость ее работников. Мне они казались черепахами по сравнению с гепардом.

Только позже я узнал, что медлительность решения вопросов связана с необходимостью соблюдения массы внутренних процедур. В результате для того чтобы закрыть сделку, на совершение которой в мелкой компании потребуется максимум неделя, крупная компания может затратить больше года (как это было в моем случае).

Вот простой пример отрицательного эффекта масштабирования.

Еще одну иллюстрацию отрицательных последствий увеличения бизнеса, на мой взгляд, очень хорошо показали в недавнем фильме «Форд против Феррари».

Конструктор автомобиля пришел в офис Форда и увидел как папка с документами, прежде чем попасть на подпись к директору, проходит нескончаемое количество рук. Все это рано или опздно начинает приводить бардаку, необоснованному с точки зрения производственного процесса, увеличению штата контролеров, которые по сути ничего не делают, а только контролируют соблюдение ими же придуманных регламентов.

Ну и еще один пример отрицательного влияния масштабирования.

Чуть больше десяти лет назад мне потребовалось снять место в торговом центре. Было выбрано несколько подходящих вариантов. Все они были достаточно крупными по местным меркам.

Я тогда только начинал заниматься бизнесом и поэтому не понимал всех проблем, которые ждали меня в переди. За неделю я смог договориться о встрече только с сотрудником одного из четырех ТЦ. И тот после достаточно длительной беседы обнадежил меня и сказал, что передаст сведения руководству и со мною в ближайшее время заключат договор на интересующую меня площадь. Точную дату он мне сообщить не смог.

А площадь была нужна очень срочно.

Я вышел из торгового центра и увидел, что на первом этаже в доме рядом с ним сдается торговое помещение. Позвонив туда, я договорился о встрече с хозяином и уже через два дня договор был заключен.

Из торгового центра мне позвонили через три недели и сообщили, что со мною готов встретиться какой-то из начальников (не директор), который примет решение о том будут ли разговаривать со мною дальше по поводу аренды или нет.

То что малый бизнес может решить за несколько дней, для крупных компаний может растянуться на долгий период.

Так что рекомендую хорошо подумать прежде чем принимать решение о расширении своего бизнеса.

____________
Спасибо, что уделили время этой публикации.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте "плюсики".

Большая просьба писать в комментариях темы, которые Вы хотели бы обсудить.