Природе на тебя наплевать. Возможно, это покажется жестоким, но природу не волнует никто и ничего, кроме передачи генов следующим поколениям. Это знают все, кто проходил теорию эволюции в школе.
Самое большое достижение Дарвина в том, что он объяснил адаптацию организмов без вмешательства бога и мистики. Теория эволюции Дарвина – абсолютная правда, подтвержденная тонной доказательств.
Задумайтесь на минуту о корнеголовой усоногой ракушке (по виду похожа на высохшую губку или высохший коралл), которая проживает свою жизнь внутри крабов и других крабообразных. Она проникает внутрь краба как семечка и начинает распространяться по всему хозяину сложной системой ответвлений, словно лоза, опутывающая все органы. Эта корневая система кастрирует своего хозяина (предотвращает продолжение генной линии у крабов), останавливает цикл линьки краба, но оставляет его в живых, чтобы продолжать жить внутри его организма годами.
Или посмотрим на ястреба-тарантула, гигантскую осу, которая охотится на пауков тарантулов, чтобы прокормить ими свое потомство. Оса парализует тарантула своим мощным укусом и откладывает яйцо на парализованное тело паука. Когда личинка осы вылупляется, она питается все еще живым пауком. При этом личинка осторожно избегает жизненно важных органов тарантула, чтобы гарантировать длительную свежесть блюда. Даже самые изобретательные писатели Голливуда не могут придумать такие фантастические истории. И тем не менее, эти истории – часть ежедневной работы биологов.
Должны ли мы поблагодарить кишечные палочки за то, что помогают процессу усвоения пищи? Или, наоборот, разозлиться на вирусы, которые убивают нашу иммунную систему и распространяются по нашему организму? Эти организмы не герои или злодеи. Они просто делают то, что для них естественно: выживают и размножаются. Очевидно, что наша борьба с другими организмами имеет для нас большое значение, вызывает настоящее отчаяние и трагедию. Но с эволюционной точки зрения, эта драма нейтральна. Собственно, это даже и не драма. В природе нет сюжета.
Многие религиозные люди видят в природе что-то хорошее, но есть и более широкая концепция природы, которую разделяют различные религии, а теперь и политики. Это мифопоэтический взгляд на природу: поиск или предписание какого-то сюжета природным явлениям.
Например, в Штатах вирусу объявили войну. Президент Трамп назвал коронавирус великим врагом в «тотальной войне». Он неоднократно заявлял, что «у вируса нет шансов против нас» и «мы победим в этой войне». Строго говоря, войны ведутся против людей, которые хотят вам чем-то навредить. Коронавирус, как и любой другой вирус, не пытается причинить нам вред. Он хочет только размножаться. Мы видим, что природа может быть ужасающей, но не злой (или доброй). Когда Трамп ставит моральные рамки распространения коронавируса, он интерпретирует его мифопоэтически, и мы принимаем его точку зрения, потому что для нас такой подход кажется естественным.
Либеральные комментаторы замечают, что наши экологические грехи привели нас к коронавирусу. Этакое возмездие природы. Другие политики считают, что мы сами навлекли на себя этот вирус. Папа Римский заявил «я не знаю, является ли это местью, но это безусловно реакция природы».
В реальности, паразитизм, хищничество и вымирание – это не наказание, а обычное дело. Они всегда здесь были и всегда будут. Большинство известных патогенных организмов (вирусы, бактерии, грибки, паразитические клещи и так далее), поражающие человека, имеют зоонозную природу. То есть передаются от одних животных к другим. И то, насколько человек вредит природе, здесь не играет никакой роли. Наибольшее распространение происходит из-за повсеместного одомашнивания животных, адаптации животных (например, крыс) к нашей городской среде, урбанизация и большая мобильности населения планеты.
Болезни и смерть – это не баги/ошибки системы, а просто характеристики. Вот вам жестокая правда. Естественный отбор работает только потому, что рождается гораздо больше организмов, чем может выжить, чтобы размножаться.
Против пугающего безразличия природы люди используют воображение. Представление о том, что мы ведем широкомасштабную войну со злым врагом, может быть абсурдным. Но все равно стоит принять эту идею. Мы развивались, записывая мировую историю через мифы и сюжеты с хорошими и плохими парнями. Мы пытаемся гармонировать с Дао, молимся за божественное заступничество, очищаем карму, ищем силу в камнях, приносим жертвы, чтобы очистить себя (Рамадан, Великий пост, Йом Кипур). И в целом стараемся обратить природу в нашу пользу. Как мы можем поступать иначе, ведь ставка – наше выживание. Чем более мы уязвимы, тем больше мы ищем защиту в мифопоэтическом воображении. Мы надеемся, что медицина и наука найдут вакцину. Но для тех из нас, у кого нет исследовательских лабораторий, воображение может помочь в битве.
Если мы вообразим, что воюем с невидимым врагом, это поможет нам легче перенести личные жертвы – социальное дистанцирование, сидение дома целыми днями. Все те жертвы, на которые нам сейчас приходится идти, и которые выходят за рамки нашего личного комфорта, к которому мы так привыкли. Представление о том, что из-за наших грехов природа на нас обиделась, поможет нам пересмотреть наше поведение в будущем.
На мифопоэтические взгляды оказывают огромное влияние харизматичные люди. В прошлом это шаманы и священники, сегодня – президенты, политики, и, пожалуй, блогеры. Давайте верить в науку и благодарить работников здравоохранения за борьбу в этой войне. Но мы должны очень ответственно использовать наше воображение, чтобы развязка этой истории стала человеческой победой, а не национальной или политической.
Биологу сложно поверить в исключительность человеческого вида. Поскольку мы не можем найти объективных доказательств ценности нашего вида, мы должны убедить себя сами, что с нами вселенная – более замечательное место, чем без нас.