Сегодня православная церковь отмечает важнейший свой праздник - Пасху. День, когда воскрес Иисус Христос. Благодаря этому теперь все люди имеют надежду на воскресение - как, когда и где - никому не известно.
Последнюю лекцию в своей жизни отец Александр Мень прочитал 8 сентября 1990 года, накануне гибели от руки неизвестного. Эта лекция в рамках курса "Мировая духовная культура" - была последней и она, по совпадению, была посвящена последней точке в истории духовных поисков, которые писало человечество на протяжении тысячелетий, - христианству, - после долгой чреды лекций о язычестве, брахманизме, даосизме, буддизме, греческих исканиях истины и других ступенях в духовном развитии цивилизаций, стран и отдельных людей.
Несколько веков до Христа были названы учеными осевым временем, когда появились основные мировые религии, когда человеческий дух достиг пика в своих поисках. Почему же христианство поставило точку в этих исканиях?
Отец Александр отмечает, что общего есть у христианства с другими верованиями:
- буддизм стремился к избавлению от зла, - и эта же жажда спасения присуща и христианству
- в исламе человек должен быть полностью предан Богу, который является суверенным властелином космоса и человеческой судьбы, - то же самое есть и в христианстве
- в китайской философии Небо является ориентиром для человека в любом жизненном вопросе, - то же самое есть и в христианстве
- только тот человек, который поставит Бога на первое место, сможет полностью сблизиться с ним, а сам Бог нелицеприятен, - так говорит брахманизм и индуизм, - и это есть в христианстве.
- пантеизм утверждает, что Бог во всем, - и христианство с этим не спорит, хотя и не ограничивает воздействие Бога только этим пантеистическим присутствием.
Но христианство - не эклектика, не смешение всего и вся. В нем есть нечно новое.
Учителя человечества - Будда, Лао-цзы, Конфуций, Сократ и другие воспринимали истину как вершину горы, на которую они поднимаются с величайшим трудом. Истина не дается в руки легко.
Один гималайский горец - шерп Тенцинг, участник первого восхождения на Эверест вместе с англичанином Э. Хиллари, сказал, что к горам надо приближаться с благоговением. Так же и к Богу.
Вся история человечества - это история восхождения. Никто на земле, кроме человека, не поднимался выше своих физических потребностей. Ради того, чтобы защитить то, что он считает истиной, человек готов пойти на смерть. И все поиски истины были связаны с вопросами, на которые никто не мог получить прямого ответа. И единственный раз в истории человечества - в первый раз - люди получили ответ. Он был записан в Новом Завете.
Каждый из тех, кто прошел дальше других, дойдя до высот духа, начинали ощущать себя грешниками гораздо более остро, чем все остальные, потому что они ближе всех подошли к свету. И только у Христа не было сознания своей греховности, а также у него не было сознания того, что Он чего-то достиг. Он не рассказывал людям о новой концепции. Он принес радостную весть. То есть вел себя, как истинно имеющий власть над этой радостной вестью, что приблизилось Царство Небесное.
Человек имеет право не доверять миру и чувствовать себя в нем чужим. Он даже имеет право считать, что мир абсурден и что жизнь не имеет смысла. Но откуда они это знают? Они это знают только потому, что в каждом человеке заложено противоположное понятие - понятие смысла. Тот, кто не чувствует, что такое смысл, никогда не поймет, что перед ним - абсурд. И не восстанет против него, и будет жить в нем, как рыба в воде. И именно то, что человек восстает против бессмысленности бытия, и говорит о том, что смысл существует. И человек чувствует, что смысл должен быть, потому что человек похож на того, кто создал этот мир.
Тайная вечеря - это обряд, как воспоминание о той свободе, которую дарит людям Бог. В этой священной трапезе Бог и человек соединяются в символической крови земли (виноградное вино - это кровь земли, а хлеб - это плоть земли, это природа, которая нас кормит, это Бог, Который отдает Себя людям в жертву).
Заповедь людям любить друг друга была известна и до Христа. Но он внес в нее нечно новое, сказав, "как Я возлюбил вас". Потому что пришло время, когда человек максимально приблизился к Богу.
Когда Христос сказал "Кто хочет за Мной идти, тот пусть отвергнется себя", - это не значит, что надо забыть себя, свою личность. Личность - святое. Надо отвергнуться своей самости, то есть ложного самоутверждения.
Кстати, мы еще неандертальцы духа и нравственности, потому что все, чему хочет нас научить Христос, научиться за нашу жизнь почти невозможно. Это план на вечность. История христианства только начинается. И прежнее христианство, и современное - это частично неумелые и неудачные попытки реализовать его.
Христианство - это новая жизнь, которая приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом.
А сам Иисус - это человеческий Лик Бесконечного. В Нем каждый может увидеть вечного себя. И прав был Лао-цзы, когда говорил, что имя, которое мы произносим, не есть вечное имя. До Христа Божественное было Безымянным и Непостижимым. А потом Безымянное получило имя и понесло с нами наши тяготы жизни - вот в этом центр и ось христианства.
Брахманизм и некоторые другие религии считают, что человек может слиться с Богом, что он может добраться до Бога и вломиться к Нему по собственному желанию. Христианство считает, что это заблуждение, ты можешь себя усовершенствовать, но до Бога добраться невозможно, пока он Сам к тебе не придет, что между Творцом и творением лежит бездна, как бездна между абсолютным и условным, эту бездну нельзя преодолеть ни умом, ни душой, ни фантазией, ни физическими экспериментами над телом, ни всем вместе взятым. Христос - мост через эту бездну.
Если с Богом слиться нельзя, то с Богочеловеком можно, потому что Он принадлежит одновременно двум мирам - нашему и запредельному. Путь к Отцу только через Сына. Сын - дверь на Небо.
И это главное, что отличает христианство от всех других религий. В остальном оно может быть похоже на другие религии.
Все религии вырастают вместе с порывом человеческого духа, с его догадками, с его логическими достижениями, с его мыслью. А в христианстве мысль, логика, обещания, помощь идут сверху, с Неба. Поэтому один из теологов современности сказал: "Христианство - это не религия, а это кризис всех религий".
Для чего нужны обряды и разные правила? Это воспитательные средства, созданные людьми для определенной фазы умственного и духовного развития.
Что значит спастись? Это значит соединить свою эфемерную, временную жизнь с бессмертием, себя условного - с реальным Богом.
Что значит вера в Христа? Верить, что жил такой человек на Земле? Но это не вера, это знание. Какая вера показана в Ветхом Завете? Вера Авраама, который повиновался Богу и чуть было не принес в жертву своего единственного Сына, была так испытана. Вот такая вера в Христа имеется в виду. Вера по-древнееврейски звучит как верность. Бог верен своему обещанию, а человек верен Богу.
Какому Богу? Грозному, страшному. Христос открыл людям другой Лик Бога. Он называет Бога Отцом. Даже больше, он употребляет слово "авва", которое дети употребляли, обращаясь к отцу, - нежное и ласковое. Авва -это обращение, выражающее высшую форму доверия, искренней любви, сыновней покорности и дружеского расположения. Например, рабам и невольникам не дозволялось обращаться "авва" к главе семейства. И этот факт придает еще большую силу этому обращению. Христианин обращается к Богу, как ребенок к отцу.
Христос учит всех обращаться к Богу как отцу, потому что Бог - общий духовный отец. Поэтому все, кто обращается так к Богу, для Христа - братья и сестры.
Тайна Евангелия заключается в том, что сердце человека открыто к радостной вести, которую Христос принес людям. Кроме того, есть сила, которую Христос оставил на земле, эта сила дается людям даром, она называется благодать - дар, дающийся даром.
В итоге благодать превосходит Закон. Что такое Закон? Это первая стадия религии. Это запреты, похожие на те, которые внушают ребенку: правила, нормы, что можно и нельзя, что хорошо и что плохо. А благодать приходит через внутренний опыт встречи с Богом. Это как любовь, как ликование, как победа, как музыка сфер! Это начало новой жизни.
Христианство - это вера, действующая любовью. Все остальное - историческая оболочка, рама, антураж, то, что связано с культурой.
Кстати, суд над миром уже начался. "Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму".
Главное в христианстве - это богочеловечество, соединение ограниченного и временного человеческого духа и бесконечного Божественного, в общем - освящение плоти. С тех пор, как Христос принял нашу человеческую судьбу, с тех пор природа и весь мир возведено на новую ступень и освящено.
Христианство есть освящение мира, победа над злом, над тьмой. Она началась в ночь Воскресения, и она продолжается, пока стоит мир.
8 сентября 1990 года, Московский Дом техники на Волхонке.
Источник: А. Мень "Мировая духовная культура"