Сегодня ко мне в Фейсбук добавился один очень известный актёр. Даже легендарный. Ведущий артист одного из самых любимых театров Петербурга.
Как это водится, я просмотрел его фотографии. Но вместе с гордостью за уникального художника, мне в голову, в очередной раз, пришла очень грустная мысль, не дающая покоя уже давно… Мысль о состоянии современного петербургского театра.
Я долго не решался рассуждать на эту тему, потому что всё давно «разобрано по косточкам», обсуждено и констатировано. Большинство критиков уже всё подытожили, поставили диагноз и… устремили спасительные взгляды на Москву! Мол: «Вот там жизнь, там движуха. А пока сюда что дойдёт, так и терпения не хватит! В общем, будь, что будет, а мы, - Питер, - нынче, что периферия какая!»
В хронологии фотографий этого известного артиста я увидел все этапы развития (или антиразвития) нынешнего питерского театра. Они прослеживались очень отчётливо.
Надо сказать, что самому артисту-то уже под восемьдесят. Путь великий и наполненный великими встречами.
Вот снимки с, без преувеличения, гениальными режиссёрами ещё советского периода: Товстоноговым, Акимовым, Агамерзяном. А вот фото с коллегами-артистами - плеядой волшебных мастеров от Утёсова, Янета, Богдановой-Чесноковой, Менакера до Костецкого и Дмитриева. Вот афиши легендарных спектаклей, в которых он принимал участие. Страницы весомые, составляющие гордость и его конкретной жизни и истории русского ленинградского театра.
Повторюсь, артист уже в преклонном возрасте, поэтому и альбомов много, поэтому и страницы биографии очень насыщенные, яркие. Даже не смотря на то, что преимущественно чёрно-белые.
Листаю дальше… И вот уже фотографии современного периода. Антрепризного и, к сожалению, «ширпотребного» периода в жизни Мастера.
Нет, фотографии такие же броские, тоже, можно сказать, яркие, все сплошь цветные, но яркие не от эмоций и переданных через актёрский инструмент чувств, а от аляпистости и нелепости напяленных костюмов, попугайства цветов и банального гримасничанья.
А что мы видим за спинами артистов? Да ничего! Чёрные кабинеты сцен без всяких декораций, минимум реквизита. Зачем? Ведь артисты, приглашены очень известные, что называется «обезьянки», медийные, выставленные на сцену ради узнавания и посмеяния у непритязательной публики. Билеты-то и так купят. Чего тратиться?! Главное, чтобы было смешно. Главное, - не напрячь мозговые извилины, купивших билеты. Только чтобы, не дай бог, не утрудить публику чрезмерно. Развлекалова побольше, шуточки поплоще, юмор подешевле, чтобы ржач в зале был до упаду.
Да, история всего русского театра начиналась с площадного искусства: ярмарки, торговые гуляния, Петрушки, скоморохи, балаганы… Вот, скорее всего, это и есть самое подходящее слово, для определения нынешнего состояния питерской сцены в своей массе - балаганы!
Но в период зарождения театра подобные представления носили характер временный. Места для них отводились соответствующие, постройки для представлений были тоже временными, количество показов было ограничено праздничными днями, и публика ходила на представление вполне конкретная. Сейчас бы сказали - целевая аудитория была соответствующая.
Даже если заглянуть в простую «Википедию», то характер и качество данного театрального представления и нацеленности в зрителя тут вполне понятен. Вот простая выдержка:
«Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому, само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом.»
Чувствуете разницу?! Все тогда понимали, что это - дурной вкус! Большинство обходили подобные сборища или же саркастически относились к качеству подобных представлений. Людям было важно и по статусу и по собственным устремлениям быть выше дурного вкуса!
Сейчас же - время торжества балаганных скоморохов, которые взошли на пьедестал телевизионного Олимпа, пришли в стационарные театры, стали трендом и вектором вкуса для современного зрителя.
Подобные же «скоморохи», но абсолютно бесталанные в педагогике и режиссуре, пришли сейчас на ведущие роли и в театральном институте, в высших учебных заведениях, выпускающих молодых «специалистов». А молодые люди выходят, не будучи специалистами, потому что учились не у специалистов.
А потом эти артисты идут в питерские театры. И первое что они делают, подойдя к доске с распределение ролей на новый спектакль, - с облегчением вздыхают от того, что их, слава богу, не заняли в постановке, - можно идти подхалтурить и заработать денежку на очередной съёмке нового мыльного фуфла.
И они в этом не виноваты! Ведь семьи кормить надо! Виновата нищета от недостойных зарплат и не привитое педагогами в институте уважение к профессии.
Ведь каждый из них на вступительных экзаменах клялся и божился, что отдаст всего себя искусству, только возьмите, только дайте учиться. А через четыре-пять лет куда это отношение улетучивается?
А ещё хуже, если такой дипломированный специалист попал не в театр, не на подмостки, которые уже сами по себе чему-то научат, а пошли сразу в преподаватели театрального дела. Зайдите в интернет, - диву даёшься такому количеству частных театральных студий и кружков. Чему там учат детей и подростков? Кто там учит?
Возвращаясь к моему новому «другу» в соцсетях (хотя само это нивелирование слова «друг», которое позволили себе когда-то создатели сетей очень удручает).
Да, этот пожилой артист сейчас достаточно востребован. Продюсеры пользуются его прошлой славой, чтобы заработать бабла и ему «отщипывают» кусочек. Он молчит, он работает, и, скорее всего, с благодарностью пожимает подающую ему руку. Но счастлив ли он? Ведь он далеко не дурак, чтобы не сознавать, что за этим нет никакого высокого искусства, что его опустили до уровня площадного искусства и балагана?! И сделать ничего нельзя. Потому как делать никто ничего не хочет.
Вы знаете, что звание заслуженного или народного артиста дают только тем, кто служит в госучреждении и служит очень продолжительное время? Или же руководство твоего района (опять же чиновники) должно ходатайствовать, если для своего муниципалитета работник культуры показался видным и значимым деятелем?
А как быть с теми, кто не хочет и не может служить в гостеатрах? Кто не считает возможным свои творческие годы тратить на бездарных режиссёров, творящих беспредел на своих площадках, захвативших бессрочное руководство, при попустительстве тех же чиновников?
Тут трудно расчитывать на понимание и поддержку официальных государственных структур, - им всё удобно! И было удобно всегда. В самом руководстве Комитетов сидят чиновники и бюрократы до мозга костей, а не творческие люди с хорошим вкусом и непримиримостью к пошлости. Чиновники сидят и в руководстве театрального института. Их назначают с «барского плеча». Без логики и преемственности! Без совета профессионалов от искусства!
И так во всех областях театрального дела в Питере.
Артисты не поднимают головы, потому что держаться пусть и за нищенскую, но зарплату и соцпакет. Раболепствуют и непрекословят, так как за стенами театров кому они нужны?! Режиссёры отчасти самодурствуют, зная положение актёров, отчасти идут на поводу у продюсеров. Продюсеры экономят и рубят бабло на «обезьянках», развращая когда-то волшебную ленинградскую-питерскую публику. А когда-то волшебная ленинградская-питерская публика теряет ориентиры в том, что такое хорошо, а что такое дурно, потому, как всё смешалось. И дурно пахнущее когда-то сейчас стало трендом. А все мы, вместе взятые, теряем последующие поколения зрителей, которым что-такое «хорошо» насаждают из потребительского, дурнопахнущего телепространства.
Всё дело в источнике удовольствия. Раньше в театре удовольствием для зрителя было чудо сопереживания. Это приводило к внутреннему потрясению, к катарсису. Охарактеризую это в простом, даже примитивном переложении, как - оргазм души. Это высший вид удовольствия, нынче доступный единицам. Нынче это - элитарное удовольствие. Удовольствие не для массово-потребительской аудитории.
Но на чём тут заработаешь, если надо лишь единицам?
Сейчас удовольствие доставляет содрогание плеч от постоянного гомерического «ржания», а уровень оргазма должен быть только физиологическим, потому, как многим понятен и приятен. Википедия тут опять приходит на ум: «Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном».
Почти всем так круче и приятнее! Почти, но ведь не всем…
Пройдёт ещё немного времени, и мы совсем потеряем нашу театральную школу, уникальную в своей преемственности и в своих традициях.
Сейчас же все кому не лень набирают актёрские классы. Даже парикмахерский колледж, вполне официально выпускает актёров с дипломами.
Круто, да?
Но ведь кто-то выдал лицензию и аккредитацию? А тот и выдал, кто у власти и имел возможность, и кому выгодно.
Помню как, ещё будучи студентом, мы с курсом участвовал в театральном фестивале в Москве, наряду со всеми столичными ВУЗами, и как знаменитый Гончаров, возглавлявший фестиваль, ставил всем в пример именно Ленинградскую школу.
Этого давно нет.
Коммерческое обучение стало началом убийства творческих профессий! Платному образованию в следующем году исполнится тридцать лет! Уже тридцать лет идёт истребление театрального дела и разрушение театральной школы в Питере!
Многие спросят, а почему же актёры старой школы, те, кто ещё есть в театрах, не пойдут преподавать? Чтобы вернуть, возродить?..
Отвечу. А вы знаете, какова ставка педагога высшей школы? Унизительная! Убивающая честь и достоинство! Несовместимая с семейной жизнью!
Да и курс вести тебе не позволял, если нет у тебя соответствующей учёной степени. А её получать - несколько лет пройдёт.
Театры города.
Уже сейчас самые главные театры города стали не «лабораториями» по поиску смыслов и «храмами искусств», а простыми и очень успешными продюсерскими проектами, по приумножению личного благосостояния.
Остальные влачат нищенское бюджетное существование.
На одну постановку выделяется порядка миллиона рублей, а реальных расходов на него минимум три миллиона. Кто-то где-то из представителей Комитетов по культуре, видимо, плохо учился в школе и от того плохо считает. Логику тут искать не стоит, потому как нет её. Просто есть предписания и указы!
Я написал это не для того, чтобы просто похаять нынешнее положение дел или присоединиться к числу тех, кто видит и понимает ситуацию, но ждёт лучших времён. Я написал это для того, чтобы начать что-то менять! По мере возможностей. Хотя бы в рамках одного спектакля, хотя бы в рамках грядущих постановок и выбора материала для них. Хоть что-то в противовес.
А вообще тут могут помочь простые помидоры…
Да-да, как весомый аргумент! Как обратная связь!
Хотя, почему простые? Тухлые!
Убеждён, что в старину в театрах артисты боялись тухлых помидор больше, чем своих покровителей и заказчиков!
Сколько раз я видел, как в антрактах зритель уходил с дурных спектаклей. Но режиссёр и продюсер так и не узнали об этом… Билеты-то были куплены, денежки-то поступили на счёт… А остальное и не важно.
Вы лучше задайтесь вопросом нужен ли Вам и вашим детям такой всеобщий, всемедийный Балаган?! Ведь пока пипл хавает, — как говаривал Богдан Титомир, — зачем что-то менять?!
Всем и на всех уровнях так удобно!
А на того пожилого артиста я обязательно поставлю спектакль! Моноспектакль! Или организую творческий вечер. Чтобы он, наконец-то, через него сказал всё важное о жизни и о смыслах. Чтобы он предал нам всё ценное, что несёт самим собой через огромную жизнь от поколения Великих к пока ещё несмышлёному поколению!
Саша Сергеев.